Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Госдуме предложили компенсировать дорожные траты россиянам, которые поедут на южные курорты на личных авто. Летний кешбэк позволит льготникам вернуть стоимость проезда по платным трассам целиком, а остальным — 20%. По словам опрошенных «Известиями» экспертов, спрос на автопутешествия вырос уже на 30%. Сколько поможет сэкономить кешбэк, жителям каких регионов он особенно выгоден и стоит ли из-за него рваться на популярный юг, читайте в материале «Известий».

На юг — на колесах

Компенсировать автомобильные путешествия на юг предложили вице-спикеры Госдумы Сергей Неверов, Шолбан Карала-оол и Владислав Даванков. По их задумке, для россиян на лето введут дорожный кешбэк, который сократит траты на проезд по платным трассам.

— Пенсионеры, многодетные семьи и другие социальные категории смогут возместить проезд по платным дорогам полностью, а все остальные — вернуть 20%, — заявил Владислав Даванков. По его словам, идею поддержали главы профильных думских комитетов — по туризму и транспорту, а также Минтранс. Теперь слово за правительством.

Авторы инициативы напоминают: аэропорты южных городов до сих пор закрыты, а значит, желающих отправиться в путешествие на личных авто может прибавиться. Пока режим временного ограничения полетов продлен до 18 июня.

аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Напомним, что он распространяется в том числе на аэропорты Анапы, Геленджика, Краснодара и Симферополя. Авиакомпания «Уральские линии» и вовсе отменила рейсы в шесть южных городов вплоть до 30 сентября.

Парковка в придачу

— Мы заметили рост популярности автотуризма еще в начале пандемии коронавируса. Спрос вырос даже на длительные туристические поездки, но именно в автомобиле с семьей, — говорит «Известиям» президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. — И сейчас на фоне спецоперации РФ в Донбассе мы фиксируем увеличение количества желающих путешествовать на машине на 25–30%.

Такие же данные у сервиса бронирования жилья Tvil.ru: по сравнению с 2021 годом спрос вырос на 30%. Туристы ищут жилье, где есть бесплатная парковка на территории.

— Из-за запрета на полеты в аэропорт Симферополя Крым потерял около 70% спроса по сравнению с прошлым годом, — рассказывают в Tvil.ru. — Зато на 40% увеличился спрос на курорты Краснодарского края, в Санкт-Петербург, Москву, Казань и другие регионы России.

Справка «Известий»

30% россиян путешествуют по стране на своей машине, следует из результатов совместного исследования НАФИ и ассоциации автомототуризма. Больше всего автопутешественников приходится на Северо-Западный федеральный округ.

Чаще всего они ездят в природные заповедники, на экскурсионные программы и, например, в гастрономические туры. При этом 96% опрошенных отправляются в них с компанией (семьей или друзьями), 63% — с детьми.

пляж
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

К августу курорты Краснодарского края будут практически полностью забиты туристами, предполагает заместитель завкафедрой гостиничного и туристического менеджмента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Роман Гареев.

— А вот к Крыму в связи со спецоперацией на Украине наши соотечественники будут относиться с осторожностью, что, возможно, позволит найти варианты отдыха в самые пиковые месяцы лета именно там, — отмечает он в беседе с «Известиями». Срок действия «желтого» уровня террористической опасности в Крыму на момент написания материала истекал 10 июня.

Мчим по акции

По замыслу авторов инициативы, механизм дорожного кешбэка выглядит следующим образом: затраты на платные трассы возвращаются тем, кто платит картами «Мир» непосредственно за проезд или пополняет с них баланс транспондера. Речь идет о средствах для бесконтактных расчетов T-Pass.

На официальном сайте «Автодора» самый дешевый стоит 1900 рублей. Кроме того, транспондер можно арендовать у компании по ставке 5 рублей в сутки. С ним получаешь скидку за проезд по платным участкам М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева» и другим.

Два года назад на этих трех федеральных трассах уже вводилась акция с таким же механизмом кешбэка. За два летних месяца водители в рамках нее пополнили баланс более 120 тыс. раз, подсчитал тогда оператор.

Въезд на платный участок трассы
Фото: ТАСС/Александр Щербак

По словам Романа Гареева, дорожный кешбэк актуален для большинства регионов центральной части России и Приволжья, откуда ежегодно наблюдается значительный поток туристов на машинах до курортов Краснодарского края или Крыма. Выгоднее всего он для жителей западной, средней и восточной России, отмечает, в свою очередь, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

Например, в 2021 году в путешествии из Москвы в Сочи и обратно оплата проезда по М-4 обошлась в 3800 рублей (без транспондера), из Ростова в Краснодар для легковушек в будни — в 435 рублей, а с пятницы по воскресенье — в 500 рублей, — объясняет собеседник. — А из Великого Новгорода в Сочи — 4390 рублей.

Еще дороже проезд по платным трассам на пути к Сочи для жителей Санкт-Петербурга — 4860 рублей, добавляет независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Автопутешествия в целом дороже всего обходятся туристам из Северной столицы, а также дальневосточных и уральских субъектов.

Автор цитаты

60% трафика автотуристов приходится на москвичей и петербуржцев. Такие оценки озвучивал зампред комитета Госдумы по туризму Сергей Кривоносов.

Подсчитаем выгоду

Корреспонденту «Известий» в 2020 году проезд по платным трассам на маршруте Москва – Краснодар обошелся в 2055 рублей. С тех пор тарифы изменились. Последний раз «Автодор» повышал их 25 февраля: так, стоимость проезда по М-4 «Дон» выросла на 6,0–6,9%.

трасса
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

В общем объеме бюджета автопутешественника траты на платные дороги составляют 10–15% — от 1500 до 4000 рублей в зависимости от региона, из которого он выезжает, говорит заместитель завкафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Роман Гареев.

Денис Мигаль отмечает, что расходы на дорогу на дорогу к месту отдыха и обратно — наиболее затратная статья бюджета на автопутешествие. Какую бы долю в ней не занимали траты на платные трассы, они в любом случае выше, чем в среднем по Европе, сетует собеседник.

— К примеру, проезд по платным дорогам из Севильи в Кадис протяженностью 94 км обойдется в 585 рублей, от Москвы до Клина (89 км) — 910 рублей, — приводит пример он. — Поэтому идея возврата автолюбителям 20% потраченных на проезд по платным участкам дорог южных регионов рациональна, тем более что отечественные курорты в этом году ждет повышенный спрос.

Затраты на оплату проезда по платным дорогам не так значимы, как расходы на топливо, жилье и еду, считает Алексей Тузов. Он напоминает, что сэкономить на них можно и сейчас, не дожидаясь дорожного кешбэка, — с помощью транспондера. Стоимость проезда снижается еще и в ночное время.

— Тот же маршрут до Сочи жителю Санкт-Петербурга обойдется уже на 500 рублей дешевле (4335 рублей), если выезжать и возвращаться в период с понедельника по четверг, — приводит пример он.

горы
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

А что потом

В России несколько десятков миллионов потенциальных автотуристов, подчеркивает президент Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга Сергей Лобарев. Помимо них в мерах поддержки заинтересованы почти 2,5 млн водителей мотоциклов и владельцы автодомов, которые покупаются как раз для путешествий.

— Если в прошлом году наши эксперты насчитали 3 тыс. автодомов, то в этом — уже 5 тыс., — рассказывает собеседник «Известий». — Более того, аренда автодомов и прицепов забита на полгода вперед.

Он подчеркивает, что путешествующие на машинах туристы не учтены, а вместе с тем они, как и «пакетники», селятся в гостиницах, посещают достопримечательности и пользуются турпродуктами. Развитие этого сегмента и профильных мер поддержки могло бы принести значительный доход в региональные бюджеты, полагает Сергей Лобарев.

Ждать переломного увеличения потока автотуристов этим летом не стоит, считает Роман Гареев. «Многие в качестве альтернативы авиаперелетам выберут поезда или автобусы, так как не все готовы к длительной поездке на личном транспорте. Кроме того, некоторые просто не имеют водительских прав», — отмечает он.

По оценкам Ростуризма, в период с мая по сентябрь внутренний турпоток превысит 31 млн человек. На юге России число туристов может вырасти на 30% и достичь показателя в 8 млн человек — и речь только о так называемых классифицированных объектах размещения, в которые не входят кемпинги, популярные у автомобилистов, и личные дома под аренду.

автодом
Фото: ТАСС/Александра Мудрац

К сожалению, сегодня спрос на отдых на юге России превышает предложение, отмечает Роман Гареев. Несмотря на текущие ограничения, топ-3 самых популярных направлений для автотуризма по версии Tvil.ru составляют Анапа (Краснодарский край), Гагра (Абхазия) и Евпатория (Крым). Однако помимо них в рейтинг вошли северные и западные города, например, Калининград и Байкальск (Иркутская область).

Читайте также
Реклама