Когда кончается терпение: пора ли России задуматься о контрсанкциях
Агрессивная информационная политика Запада по отношению к России вышла на новый уровень. Президент США счел возможным обратиться к российским гражданам относительно нагнетания напряженности вокруг Украины, которую сам Вашингтон и создал. Претерпела изменения и риторика угроз. Судя по всему, за океаном решили вводить санкции в любом случае, невзирая на стремления Москвы к дипломатическому урегулированию. Какова же будет реакция России? Подробности и мнения экспертов — в материале «Известий».
Как Байден к жителям России обращался
Президент США Джозеф Байден выступил с очередным заявлением, которое на этот раз было адресовано не традиционным my fellow Americans, а гражданам Российской Федерации.
«Мы не угрожаем россиянам и не хотим дестабилизации в России. Обращаюсь к гражданам России — вы не наши враги. И я не верю, что кто-либо хочет кровавой и разрушительной войны против Украины, страны, с которой у вас такие тесные связи, общая история и культура», — отметил Байден.
По мнению политолога Александра Костина, апелляция к народу как к субъекту — традиционный прием для американской политики, который проявляется в том числе и в международных отношениях.
— Напомню, с подобным обращением ранее выступал ныне покойный сенатор США Джон Маккейн. Сейчас продолжил Джо Байден. Таким образом он пытается снизить субъектность [законной российской власти]. США возвращаются к политике открытой конфронтации с Россией и попыткам всеми силами сместить существующий строй, — сказал «Известиям» Костин.
Заместитель председателя Госдумы по экономической политике Михаил Делягин уверен: российские власти не признаются Западом демократическими, а потому в понимании США и Великобритании должны быть уничтожены. «[Это] товарищ Байден очень четко дал понять, обращаясь к народу России через головы властей Российской Федерации. Такое в дипломатии делается, когда нужно активизировать народ на снос неугодных властей, пусть даже тысячу раз законных. Это прямые, явные намерения Штатов», — выразил мнение политик в эфире программы «60 минут» на телеканале «Россия-1».
Он считает, что Запад воспринимает Россию как абсолютно неприемлемую угрозу своему существованию: «Если вы взглянете на эту риторику с этой точки зрения, Российская Федерация должна быть уничтожена, как в гитлеровской Германии евреи, как в Америке XIX века индейцы, потому что их существование неприемлемо. Тогда всё встает на свои места сразу».
Истинная цель Запада
Еще одним элементом информационной войны Запада против России стали очередные угрозы введения санкций под предлогом якобы планируемого «российского вторжения» на Украину.
Власти США пообещали ввести санкции против крупнейших финансовых институтов и госкомпаний РФ. Об этом заявил замдиректора Национального экономического совета Белого дома Далип Сингх.
Эксперты уверены, что истинный смысл подобных мер — свержение российского руководства. Старт был дан, считает президент научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский, как только в отношении России впервые прозвучало слово «санкции».«Для Запада не важно, кто будет во главе «новой России»... Никакого Путина, по представлению наших как бы партнеров, во главе Российской Федерации до 2024 года, а лучше пораньше, не должно остаться. Для этого можно сделать всё что угодно: снести режимы в соседних странах. В Казахстане в январе случайно что ли начали президента Токаева сносить? В Беларуси против Лукашенко на улицы случайно толпы вышли? И делается это, кстати говоря, где-то руками турецких спецслужб, где-то британских, где-то с соседями. Вон в Белоруссии Польша, Латвия, Украина, Литва постарались. На подряд, что называется, отдали. Всё это работает», — сказал Сатановский.
Санкции неизбежны, но будут приняты меры
Судя по всему, санкции против России будут введены уже при любом развитии событий. Именно поэтому власти страны уже готовы предпринять необходимые меры.
«Во-первых, они никого не пугают — в таких условиях мы живем уже восемь лет. Да, это создает проблемы, лучше сотрудничать и развивать отношения, чем конфликтовать. Но ввести ограничения — был не наш выбор. Во-вторых, ко всем пришло понимание: санкции против России всё равно будут. Неважно, делали мы что-то или нет, будем делать или нет: Вашингтон и Брюссель всегда придумают, в чем нас обвинить... Причина в одном — они хотят остановить развитие нашей страны. Мы этого допустить не должны», — отметил спикер парламента Вячеслав Володин.
Политолог Александр Костин также уверен, что санкции неизбежны. Он выразил сожалению, что ранее в России были иллюзии по этому поводу, которые умело подогревались в США.
— Следует сказать, что, начиная с 2014 года, растянутые во времени санкции были не результатом исторических событий, а проявлением осознанной политики Вашингтона. Их цель — затянуть время — самый главный ресурс. Поэтому санкционный режим искусственно растягивался. Новые ограничения чувствительно, но не фатально затронут российскую экономику. С санкциями нужно работать. Для нашей страны импортозамещение объективно выгодно. Будут важны критические компетенции в промышленности, чтобы перейти на следующий технологический этап. Не стоит забывать, что всё решает объем рынка. У нас есть возможности формировать для этого союзы со странами Юго-Восточной Азии, — отметил в комментарии «Известиям» Костин.
По его мнению, ключевая проблема — это монополизм США и Западной Европы в управлении международными финансовыми рынками. «Он избыточен. Инструмент борьбы и подавления в неоколониальном мире, который по ошибке почему-то называли мировой зоной свободной торговли. Это тот вызов, с которым России придется что-то делать. В одиночку — сложно, но в этом нет необходимости. У России огромный товарооборот со странами Юго-Восточной Азии, имеющий перспективы взрывного роста. Главная задача, которую придется решать свободному миру, — создание альтернативной финансовый системы для конкретной торговли», — резюмировал политолог.
Вместе с тем эксперты считают, что все основные санкции, какие США могли ввести против России, уже в действии.
«Теперь идет игра на нервах и на интересах нашей офшорной элиты, которая перегнала на Запад огромные ресурсы, превратившись в заложницу его интересов. Новых экономических санкций не будет. Угрозы носят фантомный характер — чтобы понять это, надо просто посмотреть, какова доля основных экспортных статей России на мировом рынке», — считает доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков.
Россия — крупный поставщик ресурсов, играет важную роль в энергообеспечении Европы. В ряде случае, например, при поставках газа в Словакию, страны Балтии, Финляндию, российские источники являются безальтернативными, уверен заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
— Россия занимает первое место в мире по экспорту газа, второе — нефти и нефтепродуктов, третье — по продаже угля. В 2021 году экспорт нефти из нашей страны составил 220 млн т, в том числе в страны ЕС — 106,5 млн т. Крупнейшими импортерами остаются Нидерланды (37,4 млн т), Германия (18,3 млн т), Польша (10,8 млн т). Ограничения, вероятно, приведут к их перераспределению поставок в Азию. А Саудовская Аравия и страны Ближнего Востока, напротив, нарастят в ЕС, — сказал «Известиям» Кондратьев.
Он напомнил, что экспорт трубопроводного газа из России в минувшем году был зафиксирован на уровне 202,9 млрд м3, в том числе в Евросоюз — 130 млрд м3. Потери России могут быть около $13–15 млрд в случае полной остановки экспорта.
— Российские поставки будет очень сложно заменить в странах Восточной Европы, включая Финляндию, страны Балтии и Венгрию, Словакию и др. Введение странами ЕС каких-либо ограничений может нанести серьезный урон экономике этих стран, — говорит специалист.
«Нарушение этих связей грозит кризисом всей мировой экономике. Нетрудно представить, что будет происходить на мировых рынках, если за ее рамки вывести Россию», — заявил Леонид Крутаков.
Ответить мешают российские держатели офшоров
Эксперты сходятся во мнении: Москва недостаточно активна с точки зрения контрсанкций. Основная причина тому — интересы отдельных представителей финансово-промышленных групп родом из России.
«Давным-давно без всякого военного давления уже, например, лет восемь можно было бы ввести достаточно жесткий пакет санкций против Украины. Мы восемь лет рассказываем, что там неонацистский режим и всё такое прочее, а никаких значимых санкций не вводим, что, по сути, является помощью вот этому самому режиму политическому, который там находится. И это, в общем, вызывает как минимум вопросы, не очень для меня понятные. Я думаю, что в первую очередь это связано с интересами тех или иных конкретных людей или бизнес-групп», — отметил политолог Сергей Михеев. По его мнению, контрдействия России должны быть более жесткими.
Запад понимает это и пытается использовать как болевую точку. Британский министр иностранных дел Лиз Трасс не исключила, что власти Соединенного Королевства конфискуют недвижимость российских олигархов в рамках ужесточения санкций против Москвы. Им может быть запрещен въезд, активы заморозят.
«Гигантская часть нашей так называемой элиты, я ставлю это слово в большие кавычки, это никакая не наша элита, это компрадорская буржуазия, которая мечтает исключительно и только об одном — очень быстро выкачать все деньги, которые только можно, из страны. А уж куда она их перегоняет и где покупает недвижимость — в Европе континентальной или в Турции, в США или в государствах Персидского залива, в Великобритании или еще где-нибудь — это совершенно не важно», — говорит Евгений Сатановский.
— С одной стороны, мы прекрасно понимаем проблему, которая существует в России с 90-х годов. Различные бизнесмены, которые не всегда честным путем приобретали здесь активы, выводили их за границу и продолжают это делать. Эти люди действуют совершенно вызывающе, тогда как для подавляющего большинства россиян их излишества нереальны. Они демонстративно ведут совершенно неподобающую для России жизнь: покупают самолеты, неимоверные яхты, футбольные клубы. Давление на граждан Российской Федерации — нехорошо. Но, с другой стороны, а являются ли эти олигархи реальными представителями страны, ее патриотами? Теми людьми, ради которых Россия должна мобилизовать свои усилия и защищать их? Для меня это большой вопрос, — сказал «Известиям» политолог Денис Денисов.
«Россия может вводить ограничения и самостоятельно»
Сергей Кондратьев обратил внимание на оговорку Запада о нежелании «наказывать» российский рынок электроэнергии. Эксперт объяснил причины такого решения США и Великобритании.
— В 2021 году Россия экспортировала в страны ЕС 12,9 млрд кВтч (59% всего российского экспорта электроэнергии), в том числе в Финляндию было поставлено 8,17 млрд кВтч, в страны Балтии — 4,7 млрд кВтч. В принципе, Европейский союз может пойти на ограничение поставок электроэнергии из России. В таком случае страны бы увеличили переток из соседних стран ЕС. Но это приведет к росту цен на оптовом рынке, что может вызвать недовольство у потребителей в этих странах, и так столкнувшихся с рекордным ростом тарифов в 2021–2022 годах, — сказал «Известиям» Кондратьев.
Вместе с тем, считает он, «Россия может вводить ограничения и самостоятельно». Например, в отношении поставок электроэнергии и ГМС на Украину.
— Для этого есть режим санкций, которые уже действуют с российской стороны в отношении ряда отраслей украинской экономики. Украина ведет недружественную политику по отношению к России, требует запуска против нашей страны международных санкций. И [предлагаемый Киевом] ответ может быть весьма действенен. Россия же могла бы выключить перетоки электроэнергии на Украину, прекратить поставки нефтепродуктов, ввести специальный режим контроля над экспортом ядерного топлива. Я думаю, что экономические ограничения могут быть вполне эффективным инструментом деэскалации, — подытожил Сергей Кондратьев.