Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Крит без греков: отпуск в гостях у исчезнувшей цивилизации
2019-05-31 18:04:15">
2019-05-31 18:04:15
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Крит — это не только море и пляжи, сыр, овощи и легкое вино. Что обязательно надо посмотреть на острове тем, кто устал от простых радостей жизни, рассказывают «Известия».

О греках, венецианцах и османах, владевших в разное время Критом, известно более-менее всё. Но раньше всех была здесь исчезнувшая цивилизация минойцев. Науке не известно, ни откуда они пришли на остров, ни почему его покинули, оставив дворцы, сакральные места и письменность, которую до сих пор никому не удалось расшифровать.

Посмотреть их все можно за несколько дней, взяв тур с экскурсиями, который продает туроператор «Интурист». Или арендовав малолитражку за €35 в сутки. Площадь острова в пять раз меньше Московской области, а пробок здесь не бывает.

Минотавр без лабиринта

Главный минойский бренд Крита — лабиринт, в котором юный Тесей убил получеловека-полубыка Минотавра. История из древнегреческих мифов происходила под царским дворцом в городе Кносс. И перед его посещением стоит узнать, что никакого лабиринта под дворцом нет.

Есть, конечно, надежда, что его еще найдут. В конце концов сам дворец, 130 на 180 м, до конца XIX века считался вымыслом. Мифический статус не мешает лабиринту привлекать на остров тысячи туристов. Его «схему» печатали на местных монетах начиная с VIII–V веков до н.э., а сейчас — на кулонах, значках, футболках и вообще на всем, что можно продать туристам.

Кносский дворец в древнем городе Кносс на острове Крит

Кносский дворец в древнем городе Кносс на острове Крит

Фото: Global Look Press/Meinrad Riedo

И даже без лабиринта в Кносс нужно ехать. Для тех, кому немилы старые развалины, постарался английский археолог Артур Эванс. В начале ХХ века он скупил земли, на которых стоял дворец, и обнаружил не только огромный комплекс зданий, но и целую цивилизацию, которую назвал минойской. Мало что с этой цивилизацией понятно в том числе потому, что ни в одной из тысячи комнат дворца не нашли тел людей.

Артур Эванс свободно обращался с историческими артефактами. Во-первых, что-либо моложе 1450 года до н.э. (расцвета минойской цивилизации) его не интересовало и уничтожалось при раскопках. Во-вторых, он решил частично отстроить дворец заново, исходя из собственных представлений о том, как жили древние.

С одной стороны, из-за этого не всегда можно отличить, где новодел XX века н.э, а где новодел XV века до н.э. (Кносский дворец несколько раз разрушался, и найденный Эвансом вариант далеко не первый). С другой стороны, в качестве туристического аттракциона галереи и залы с красными колоннами и яркими фресками работают прекрасно.

Развалины дворца Кносс

Развалины дворца Кносс

Фото: Global Look Press/Maria Breuer

Реконструкция Эванса позволяет еще и оценить, как запутанны и многочисленны были переходы многоэтажного дворца. Часть ученых поэтому считает, что дворец и был лабиринтом, где обитало чудовище. Это соображение делает историю Минотавра еще более оригинальной. По преданию он сын быка и жены легендарного царя Миноса. Тот не стал избавляться от свидетельства своего позора: поселил получеловека в лабиринте и назначил ему «диету» — афиняне должны были каждый год отправлять семь юношей и семь девушек на съедение. Так вот, если согласиться с тем, что дворец, в котором жили Минос с женой, и был лабиринтом, выходит внебрачный полубык остался дома вместе с ними.

Даже если отвлечься от бесконечной древнегреческой мыльной оперы, съездить на Крит и не погулять по Кносскому дворцу будет большим упущением. Это не только сцена, на которой играли герои мифов. Многоэтажное строительство, искусственное освещение, водопровод, канализация, вентиляция и отопление — Кносский дворец один из первых, если не первый известный человечеству современный ЖК.

Печатные символы

Изобрели минойцы не только ЖКХ, но и печатные тексты. Не меньше, чем схематичных лабиринтов, в сувенирных лавках Крита круглых магнитов, значков и подвесок с выдавленными аляповатыми фигурками. Это Фестский диск — самый популярный экспонат Археологического музея Ираклиона и один из самых известных артефактов в истории. Известность он получил во многом потому, что никто не может понять, что же означают символы, которыми терракотовый диск диаметром около 160 мм покрыт с обеих сторон.

Считается, что он был изготовлен около 1600 года до н.э. Если это так, то диск, найденный в 1908 году в тайнике с обгоревшими бычьими костями, — древнейший известный науке печатный текст. Он на 3 тыс. лет старше книгопечатного станка Гутенберга, с которого началась европейская история печати.

Расшифровок диска в интернете сотни. На нем читали молитвы, военные гимны и стихи, исторические хроники, любовные послания и своды законов, списки распределения земельных наделов, путеводитель по святым местам Крита, магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры и многое-многое другое.

Методы, которыми пользовались для дешифровки энтузиасты, напоминают научный аппарат Джерарда Чешира, который недавно будто бы раскрыл тайну еще одного непереводимого текста — рукописи Войнича. В основном они сопоставляют значения символов со словами и слогами известных и неродственных друг другу языков. Или пытаются определить язык по тому, как часто тот или иной символ употребляется, что бессмысленно при наличии лишь одного и небольшого текста — всего 242 или 243 символа, из которых отличаются 45. Есть и более радикальные исследователи. Профессор филологического факультета СПбГУ Ю.В. Откупщиков писал об одной из авторов переводов диска: «Наиболее трудные места были дешифрованы ею с помощью самого великого Шелли, который являлся исследовательнице в образе золотого змея».

Фестский диск

Фестский диск

Фото: commons.wikimedia.org

Естественно, самые нелепые и бессильные с научной точки зрения варианты, как правило, претендуют на всеобъемлющее влияние перевода диска на мировую историю. Они «раскрывают» тайны вселенной, происхождения человека или обосновывают право той или иной культуры (например, славянской) считаться главной. Сам профессор Откупщиков не предлагал трактовки содержания, сосредоточившись на лингвистических особенностях диска. Он считал, что ни одна из существующих дешифровок не лучше других из-за полной необоснованности.

Некоторые энтузиасты считают, что на диске вовсе и не текст, а календарь (с одной стороны диска 30 полей, с другой — 31), астрономическая карта или настольная игра, в которой надо бросать кости, чтобы продвинуться на определенное количество ходов к центру лабиринта.

Фестский диск — это настоящий лабиринт Минотавра. Годы идут, а ученые до сих пор не могут договориться даже о том, в какую сторону по нему «ходить». Слева направо или справа налево, от краев к центру или из центра к краям.

Пещера не только Зевса

А еще на Крите родился Зевс. В одной из пещер острова его спрятала мать, чтобы отец не съел младшего. Он вообще всех своих детей ел, потому что ему напророчили, что один из них убьет его. Благодаря легенде пещера Зевса — один из самых популярных туристических объектов Крита. Но на самом деле это место было сакральным и до экспроприации острова древними греками.

Когда не было греческих богов, исчезнувший народ поклонялся в пещере в Диктийских горах своей богине. Это подтверждают найденные здесь керамические черепки. Тысячелетиями под землей растут сталактиты и сталагмиты, вьют гнезда птицы, а температура не достигает и +20°C. Что очень заметно, когда 800 м поднимаешься под солнцем по крутой горной тропе, обгоняя ослов (€10 за подъем).

Диктийские горы

Диктийские горы

Фото: Global Look Press/Maria Breuer

Пещера продолжает расширяться и меняет форму. Она сильно превосходит размеры, очерченные вырубленными скользкими ступеньками. На нижней смотровой площадке есть небольшие водоемы, куда туристы бросают монетки. Если кинуть монету не в воду, а в одну из пустот в стенах пещеры, звука придется ждать несколько секунд.

Загрузка...