Достали ваши шашки: за опасное вождение будут штрафовать
Министерство внутренних дел внесло в Госдуму законопроект поправок в кодекс об административных правонарушениях, позволяющий штрафовать за опасное вождение. Глава ГИБДД Михаил Черников в интервью ТАСС озвучил сумму штрафа — 5 тыс. рублей. Какое вождение считать опасным, как планируют выявлять нарушителей и что грозит тем, кто попался второй раз, разбирались «Известия».
О наказании за опасное вождение говорят давно, а в июне 2016 года термин появился и в ПДД. Согласно правилам, это неоднократно совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если они создают угрозу гибели людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов.
Как водить опасно
Список действий определен в постановлении правительства № 477, а для наглядности был создан целый сайт с видеороликами, наглядно демонстрирующими неподобающее поведение на дороге. Для описания ситуаций использован водительский сленг.
Например, «шашки» — это перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты. Естественно, сюда не относят поворот налево или направо, разворот, остановку или объезд препятствия.
Вот невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения. А если проще — «нервяки».
Здесь показано несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства. Таких водителей называют «торопыги».
Это «грядки» — несоблюдение бокового интервала, этим часто грешат мотоциклисты. На их счет можно записать и несоблюдение безопасной дистанции.
Еще один пример опасного вождения: резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Иными словами, так поступают «воспитатели», чтобы наказать других участников дорожного движения.
Следующая опасная категория — так называемые упертые, водители, препятствующие обгону.
Нарушение без наказания
Несмотря на то, что опасное вождение нашло отражение в ПДД, штрафов за него не выписывали — для этого нужно было внести поправки в КоАП. Такой законопроект Дума рассматривала еще в начале прошлого года. Но с тех пор он работа над ним замедлилась.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков рассказал, что причиной тому — напряженный график.
«Некоторые законопроекты у нас по три-четыре раза ставятся в расписание. Мы не успеваем выдерживать график, который утверждает совет думы», — пояснил «Известиям» депутат. По словам Лысакова, до конца года поправки в КоАП вряд ли будут приняты. Он выразил надежду, что законопроект одобрят в весеннюю сессию.
Штрафовать всё же будут
Между тем, серьезных противоречий по тому, как наказывать за опасное вождение, нет. Для первого раза водителю будет выписан штраф в 5 тыс. рублей. Как накажут при повторном нарушении — предмет обсуждения. Во всяком случае, прав за это не лишат, скорее всего лихачей ждет административный арест либо обязательные работы.
Автоэксперт Игорь Моржаретто назвал главную проблему наказания за опасную езду: непонятно, как зафиксировать факт нарушения.
«Теоретически должна быть какая-то видеосъемка. Представим, что водитель шныряет из ряда в ряд, резко тормозит и всем гудит, а сзади едет машина ДПС и его художества фиксирует на камеру. Но патрульных машин на трассах не так много», — отметил он.
Вас снимает скрытая камера
Ранее ожидалось, что водители самостоятельно могут фиксировать факты опасной езды с помощью смартфонов и видерегистраторов. Для этого на них должно быть установлено специальное приложение, разработанное МВД совместно с Минсвязью. Снятое с помощью него видео имеет привязку по месту и времени и его невозможно в дальнейшем изменить.
Пока же законопроект, дающий МВД правовое основание заказать подобное приложение, также в работе. Поэтому первое время фиксировать опасное вождение смогут только инспекторы ДПС.
«Инспектор должен в ручном режиме остановить такого нарушителя, составить четкий протокол и передать его руководителю. Никакие камеры пока не фиксируют это нарушение автоматически. Если оно будет снято на видео, то это станет дополнительным доказательством», — рассказал Вячеслав Лысаков. Для того, чтобы исключить необъективность, законодатели предусмотрели, что постановление будет утверждать не сотрудник, а начальник подразделения или его заместитель.
«Это новое административное нарушение, оно имеет длительность по времени, его сложно формулировать, нам надо посмотреть, как будут сотрудники это делать на практике» — пояснил Лысаков.
Двойная ответственность и проблемы байкеров
Вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов в беседе с Пятым каналом заявил, что наказание за опасное вождение вводит «двойную ответственность». Опасное вождение, по его мнению, — совокупность действий во время управления автомобилем, за каждое из которых уже предусматриваются штрафы. И действительно, автомобильных хулиганов и стритрейсеров штрафуют и отбирают права. Но в том случае, если есть грубые нарушения — выезд на встречку или нарушение скоростного режима.
Координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что после того, как закон о штрафах за опасное вождение будет принят, «под нож» пойдут мотоциклисты, которые ездят между рядами. «Все говорят про абстрактную Мару Багдасарян или Шамсуарова, но даже не понимают, что им-то как раз ничего не будет. Как только съедят мотоциклистов, примутся за автомобилистов, которые дважды нарушили за один маневр, например пересекли сплошную линию разметки 1.1, выехав из полосы и вернулись в полосу, тоже пересекли 1.1. Интенсивное движение у нас везде и всегда. Что такое препятствие, вы тоже узнаете из ПДД. Подсказка: чайник, плетущийся со скоростью 20 км/ч на трассе М4 «Дон» в среднем ряду, препятствием не является», — отметил Шкуматов. В то же время Игорь Моржаретто проблем с мотоциклистами не видит. «Мотоциклист в междурядье не ездит, он едет или в одной, или в другой полосе. И не прямо колесами по разметке, так как она скользкая. С юридической точки зрения это ненаказуемо. Другое дело, если мотоциклист будет многократно перестраиваться, не соблюдая дистанцию», — отметил автоэксперт.