Главный по финансам: Госдума одобрила бюджет в первом чтении
Госдума одобрила в первом чтении проект закона федерального бюджета на 2019–2021 годы. У нового плана амбициозная цель — ввести Россию в пятерку крупнейших экономик мира, сказал первый вице-премьер Антон Силуанов. Для этого нужно повысить продолжительность жизни россиян, обеспечить высокие темпы роста экономики и увеличить занятость в малом и среднем бизнесе. Эти задачи поставил президент в майских указах, и они стали основой для моделирования бюджета. Теперь он состоит из 13 значимых проектов, самыми «дорогими» из которых станут «Образование», «Здравоохранение» и «Демография». Депутаты приняли проект, но указали на его консервативность, недостаточную прозрачность и слишком высокие расходы в госсекторе.
Годы профицита
В ближайшие три года бюджет России планируется с профицитом. В 2019 году планируется заработать 19,9 трлн, в 2020-м — 20,2 трлн и в 2021-м — 21 трлн рублей. Расходы составят 18, 19 и 20 трлн рублей соответственно. Еще в прошлом году финансовые планы государства были более пессимистичными — бюджет на 2019 год планировался с дефицитом.
В целом проект бюджета сформирован на основе базового сценария развития экономики, который составило Минэкономразвития. Он подразумевает, что в ближайшие три года сохранится санкционный режим, цены на нефть будут снижаться. Средний курс доллара прогнозируется на уровне 63,6–63,8 рубля во второй половине 2019 года. При этом темпы роста ВВП ускорятся с 1,3% в 2019 году до 2% в 2020-м и 3,1% в 2021-м. Инфляция на протяжении всей трехлетки планируется в районе 4%.
Бюджет проектов
Одним из позитивных моментов в новом трехлетнем плане стало снижение зависимости от нефти и газа как основных товаров российского экспорта. Доля «выручки» от продажи углеводородов сократится с 46,5% в 2018 году до 38,2% в 2021-м. Ненефтегазовые доходы будут расти все три года в основном за счет роста НДС и поступлений от налога на прибыль, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.
Структуру расходов бюджета определили 12 нацпроектов и один план: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт», а также план развития магистральной инфраструктуры.
На эти 13 программ предусмотрено 5,6 трлн рублей. Однако, по мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, этих денег не хватит для реализации нацпроектов исходя из текущей версии их паспортов. Суммарно не хватает около 1,2 трлн рублей на ближайшие три года, сказал Алексей Кудрин. И если не найти эти деньги, придется корректировать сами программы.
При этом самыми «дорогими» нацпроектами оказались «Демография», «Здравоохранение» и «Образование»: за три года на них потратят 1,6 трлн, 700 млрд и 350 млрд рублей соответственно. Еще 1,1 трлн рублей пойдет на строительство магистральной инфраструктуры — дороги, аэропорты, порты и линии электропередачи.
Ориентация на нацпроекты еще не делает бюджет проектно-ориентированным, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Основная доля средств, заложенных в паспорта нацпроектов, представляет собой рутинные расходы государства, которые оно бы несло и без придания программам проектного статуса.
Вопросы к тратам
Проект обсуждался в Госдуме, и депутаты указали на его слабые места. Например, на высокую долю засекреченных расходов бюджета — их объем составил около 17% в общей сумме и превысил 3 трлн рублей. По словам лидера КПРФ Геннадия Зюганова, за последние 10 лет Россия не добилась значительных, в сравнении с другими экономиками, темпов роста: 4% против 16% США и 101% Китая. Нынешний бюджет не меняет ситуации, заявил парламентарий. Он указал на недофинансирование промышленности и программ развития регионов.
«Справедливая Россия» обратила внимание на критично низкие темпы роста ВВП, заложенные в бюджет. По мнению депутатов, это не позволит решить задачи майского указа. Также вопросы вызвало чрезмерное, по мнению парламентариев, стимулирование госслужащих и поддержка госкомпаний. На эти цели в бюджете заложено 1,3 трлн рублей.
Призывы к резкому сокращению расходов на госаппарат и корпорации развития несправедливы, полагает завлабораторией исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Илья Соколов. Уровень количества чиновников на душу населения в России не критичен, полагает эксперт.
Заместитель председателя Госдумы, глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов подчеркнул, что бюджет гарантирует исполнение всех социальных обязательств перед гражданами, поэтому партия его поддержала.
План на три года — достаточно краткосрочный, и, как показывает практика, его параметры могут корректироваться вместе с изменениями внешней среды. Как ранее отметил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, не исключено, что миру грозит очередной экономический кризис. Стимулировать этот процесс могут торговые войны и замедление темпов роста ведущих экономик мира.