Дорогая нефть и слабый рубль обеспечат рост доходов бюджета
Поступления в консолидированный бюджет России в 2018 году составят не менее 30,8 трлн рублей. Доходная база вырастет на 19% — это лучший показатель за семь лет, говорится в прогнозе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), с которым ознакомились «Известия». Рост обеспечат высокие цены на нефть при одновременном ослаблении рубля. Такое сочетание удачно для бюджета, но снижение курса рубля неблагоприятно для инфляции. В то же время большая часть производств локализована в России, поэтому рост цен на импортные товары не должен быть слишком чувствительным.
По итогам 2018 года консолидированный бюджет получит 30,8 трлн рублей — это 30,1% ВВП. Доходная база вырастет по сравнению с прошлым годом на 19%, отметили в ИНП РАН. Рост обеспечат преимущественно нефтегазовые доходы (на 56% по экспортным пошлинам и на 44% по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также ослабление рубля. Увеличение ненефтегазовых налоговых поступлений не превысит 5–9% по сравнению с прошлым годом.
В январе–августе средняя цена нефти марки Urals составила $69,73, за аналогичный период 2017 года — $50,09. То есть нефть подорожала почти на 40%. Одновременно средняя стоимость доллара выросла с 58,3 рубля в январе–августе 2017 года до 60,9 рубля в аналогичный период этого года. В результате средняя рублевая цена барреля нефти увеличилась с 2920 рублей до 4250 рублей, или на 45%. Соответственно выросли и рублевые нефтегазовые доходы, и зависимость бюджета от них: в первом полугодии на них пришлось 28%, годом ранее — 24%.
Прогноз ИНП РАН на 2,5 трлн рублей превышает проектировки Минфина. В министерстве ожидают доходы бюджета на уровне 28,3 трлн рублей. Однако в финансовом ведомстве сохраняют чрезмерно консервативный прогноз по исполнению бюджета в 2018 году, считают эксперты.
Большая часть дополнительных доходов бюджета поступит в резервы в рамках бюджетного правила, отметил управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах. Но вырастут и доходы региональных бюджетов, причем не только за счет нефтегазовых экспортеров, но и за счет металлургов и химических компаний.
По словам эксперта, ослабление рубля, которое сулит бюджету дополнительные доходы, ведет и к росту цен. По расчетам ЦБ, снижение курса на 10% приводит к росту инфляции на 1 процентный пункт. Это может сказаться на стоимости импортной продукции, в частности лекарств. Однако благодаря программе импортозамещения многие производства локализованы в России и на их стоимость ослабление рубля влияет не так заметно, отметил Антон Табах.
По прогнозу ЦБ до конца года инфляция вырастет с 3,1 до 3,8–4,2%, а в 2019 году ожидается всплеск роста цен до 5,5%. Ситуация стабилизируется к 2020 году, когда инфляция вернется к целевому ориентиру 4% годовых. При этом в прошлую пятницу Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 0,25 процентного пункта и до конца года отказаться от покупки валюты на открытом рынке в рамках бюджетного правила.
Приток дополнительных 2,5 трлн в бюджет не ускорит динамику роста российской экономики, считает ведущий научный сотрудник Института Гайдара Алексей Ведев. По действующей практике распределения нефтегазовых доходов эти средства будут «заморожены» на «черный день», считает эксперт. По его мнению, столь консервативный подход к бюджетному планированию приводит, с одной стороны, к дестабилизации курса рубля — отечественная валюта находится на несправедливо низком уровне из-за реализации «бюджетного правила», а с другой стороны, к длительной стагнации в экономике, так как человеческий капитал и потребление в России остаются недофинансированными. Однако слабый рубль делает российскую продукцию конкурентной на внешних рынках: это действует лучше, чем любые заградительные меры, полагает Антон Табах. Таким образом, ослабление рубля сохраняет в экономике рабочие места, пояснил эксперт.
Советник генерального директора «Открытие Брокер» по макроэкономике Сергей Хестанов, напротив, считает, что формирование резервов от нефтяных сверхдоходов обосновано. Мир находится в преддверии очередного экономического кризиса, поэтому имеет смысл придержать средства для возможных экстренных ситуаций, пояснил он. Например, для стимулирования наиболее чувствительных к кризисам отраслей во избежание скачков безработицы и обрушения валюты.
Тем более эти деньги не навсегда «зависнут» в Фонде национального благосостояния, добавляет директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Рано или поздно их направят на финансирование различных программ. Причем сделать это можно будет и в нарушение существующего бюджетного правила, менявшегося несколько раз за последние годы, уверен эксперт.
Основную роль в формировании будущих расходов бюджета сейчас играют потенциальные санкции, обещанные России в октябре 2018 года, согласны опрошенные «Известиями» эксперты. Если эти меры отрежут российские компании от части рынков, то правительству придется их спасать. Если же обойдется без потрясений, сверхдоходы могут быть направлены на финансирование инфраструктурных проектов согласно майским указам президента.