Кадьяк российского розлива: чешский кроссовер из Нижнего Новгорода
Среди принявших российское гражданство знаменитостей, помимо Стивена Сигала и ветерана смешанных единоборств Джеффа Монсона, значится один медведь. Точнее говоря, аляскинский медведь-кадьяк, в честь которого назван новый кроссовер чешской марки Skoda — Kodiaq. Теперь он прописался в России, на Горьковском автозаводе. Качественно ли собран российский вариант, проверяли «Известия» — в условиях близких к экстремальным, на дорогах Горного Алтая.
Нескромная Skoda
Встретить в этих краях медведя — такая же удача, как встретить на Чуйском тракте автомобиль марки Skoda. Здесь предпочитают суровые внедорожники или подержанные праворульные легковушки. На фоне неброского алтайского автопарка Kodiaq выглядит слишком приметным, несмотря на серый окрас. На перевале местные даже попросили доллары, приняв нас за иностранцев.
Успехи Skoda на бездорожье пока были скромные — вспоминаются только компактный Yeti и приподнятый универсал Octavia Scout. В основном она занималась доступными и очень практичными моделями. Чехи не случайно перешли на инуитский: напомним, что кадьяк (по-русски его принято почему-то писать через «а») — это подвид бурых медведей, обитающих на одноименном острове у побережья Аляски. В родном языке не нашлось слов, чтобы описать внушительное явление. Такой большой и внедорожный автомобиль Skoda выпускает впервые.
Сейчас автопром движут дизайн и кроссоверы — и если какой-то бренд еще не увлекся внедорожной темой, то по крайней мере собирается. К созданию Kodiaq подошли основательно — такой автомобиль не ожидаешь от самой скромной марки концерна VW. Двухэтажная оптика, выпуклая решетка радиатора и широкая «улыбка» нижнего воздухозаборника — Kodiaq смотрит на мир свысока. Плюс габариты, добавляющие автомобилю солидности: без малого 4,7 м в длину.
Богатый внутренний мир
Внутри всё еще более солидно и с претензией на премиум-класс — тонкие полосы светодиодной подсветки, массивная передняя панель с мягким верхом и прострочкой, красочный мультимедийный дисплей, качественная обивка сидений. Сделав намек на роскошь, Skoda заставила ожидать большего. Поэтому жесткие подоконники сзади и глянцевые вставки под дерево, которые точно не спутаешь с настоящим деревом, портят идеальную картину. Не иначе, козни боссов VW Group, которые, по слухам, обеспокоены успехами чешской марки, нарушающими субординацию в концерне.
Странно обнаружить в массовом кроссовере шторки на окнах задних дверей, как в бизнес-седане, и передние кресла-ковши, как в спорткаре. Опять нарушение всех мыслимых правил? Молчите, снобы — шторки как минимум практичны, а кресла — удобны. Кроме того, Kodiaq можно сделать еще более роскошным благодаря комплектации Laurin & Klement с двухцветным салоном, панорамной крышей и виртуальной приборной панелью. Или более спортивным, заказав версию Sportline. Есть и почти настоящий внедорожник — вариант Kodiaq Scout.
Бизнес-класс, но без накладок
В любом случае Kodiaq будет максимально практичным — у Skoda есть целый набор полезных мелочей Simply Clever. Вроде специального подстаканника с пупырышками, позволяющего открыть бутылку с водой одной рукой, скребка, прячущегося в лючке бензобака, и удобной корзины для мусора со съемным пакетом. Вот только выдвижные накладки, оберегающие кромки дверей от контакта со стеной или другим автомобилем, российским машинам не положены.
Представители Skoda разводят руками — в российских условиях хитроумный механизм замерзал и клинил. В то же время на кроссоверах чешского производства накладки сохранятся, так что покупка упомянутых версий Laurin & Klement, Sportline и Scout может оказаться в чем-то практичнее.
Больше всего повезло задним пассажирам: в их распоряжении, помимо шторок на окнах, есть специальные держатели под планшеты. Плюс откидные столики с хитрыми подстаканниками, плюс подголовники с «ушками», фиксирующими голову спящего.
Учитывая солидный запас для ног, третью климатическую зону, возможность двигать кресла продольно и регулировать наклон спинок — комфорт здесь почти как в бизнес-классе. Зонты в дверях вообще вызывают нездоровые воспоминания о продукции Rolls-Royce. Skoda отправляет премиальные опции в массы, и это не выглядит пародией, не вызывает отторжения. Удобно? Да. Так долой классовые предрассудки!
«Медвежьи» услуги
Бесконтактным открыванием багажной двери пинком под бампер уже никого не удивить, но в багажнике есть куча полезных мелочей вроде съемного фонарика и различных крючков и фиксаторов для поклажи, включая «уголки» на липучках. Есть даже специальная ниша, куда прячется свернутая шторка. С трансформацией тоже всё в порядке — для перевозки длинномеров складывается не только средняя часть спинки заднего дивана, но и спинка правого пассажирского кресла. Всего выходит почти 1980 л погрузочного объема. Кроме этого, для различных мелочей в салоне предусмотрено множество емкостей, часть из которых так просто не обнаружить, вроде ниши за «деревянной» облицовкой или ящика под правым пассажирским сиденьем.
Интересно, что при таком внимании к мелочам Skoda пропустила очевидные вещи. Например, почему сзади только один USB-разъем? Конечно, рядом с ним есть и автомобильная розетка, и бытовая, но кому понравится городить целую батарею переходников в машине, где столько готовых решений. И главное, за всё это придется доплачивать. Странно, учитывая, что смартфон сегодня есть у каждого.
И почему центральные подстаканники такие маленькие? Большая бутылка или термокружка в них не поместятся. На третьем ряду, который будет явно тесноват для взрослых, нет креплений isofix — детские кресла придется ставить на ремни. То же самое и с обзором — стеклоочистители оставляют грязную полосу у левой стойки, а боковые зеркала маловаты. Вероятно, это намек на то, что придется докупать систему кругового обзора.
Дизайн со скрипом
Большому Kodiaq в городе тесновато, а в медленном пробочном движении «роботизированная» трансмиссия дергается. Даже примерного семьянина он спровоцирует на побег от цивилизации — вот мы сбежали на Горный Алтай. Вместительный и тихий салон, мощный двухлитровый мотор, расходующий в трассовом режиме 8 с небольшим литров бензина. Дизельный вариант будет еще более экономичным. Плюс на больших скоростях силовой агрегат и трансмиссия лучше понимают друг друга.
Подвеска на асфальте кажется жестковатой, но это еще и из-за больших 18-дюймовых колес. В то же время качество покрытия на Чуйском тракте хорошее, поворотов много, и их Kodiaq проходит точно и с азартом. Система стабилизации не допускает вольностей и одергивает грубо, напоминая, что это всё же семейный автомобиль.
По грунтовкам автомобиль может ехать быстро, вот только больших ям подвеска шасси не любит, откликаясь ощутимыми стуками и ударами. При этом салон молчит, что еще раз подтверждает качество российской сборки. Скрипят разве что ручки в основании центральной консоли, и то если за них крепко держаться. Впрочем, их можно отнести скорее к элементам дизайна. Несмотря на наличие кнопки Offroad, меняющей алгоритм работы электроники для особых случаев, злоупотреблять бездорожьем не стоит— клиренс Kodiaq всего 187 мм, а передний бампер сильно выдается вперед.
Где-то за городом, очень недорого...
Kodiaq подойдет в качестве единственного автомобиля в семье. На нем можно отправиться хоть в театр, хоть за покупками, хоть в дальнее путешествие. К холодной российской зиме он готов — подогрев сидений и форсунок стеклоомывателей предлагается в «базе», а в качестве опции можно утеплить лобовое стекло и руль и добавить стояночный отопитель.
Конечно, у Kodiaq, как у любого автомобиля, можно найти недостатки, но все они мелкие. Самый крупный — цена — исчез с началом российского производства. Если раньше кроссовер чешской сборки стоил под 2 млн, то теперь в схожей комплектации подешевел на 300–600 с лишним тысяч рублей. Кроме того, появились более доступные версии с мотором 1,4 л мощностью 125 или 150 л.с. Он сочетается с «механикой» и передним приводом, что позволило начать отсчет от 1,389 млн.
По итогам сентября Kodiaq обошел Octavia: 2239 против 2098 машин, сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Среди моделей Skoda он в популярности уступает только недорогому Rapid. И, похоже, становится серьезным игроком на российском рынке. Главное, чтобы качество российской сборки не хромало и турбомоторы с роботизированными трансмиссиями не подкидывали сюрпризов. Впрочем, стараниями концерна VW большинство проблем с надежностью решено.