Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Безопасность — человек или техника?

Техника и человек против ДТП
0
Фото: Depositphotos
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Культура поведения на дорогах должна быть хорошо знакома и важна всем участникам дорожного движения, так как взаимное уважение и понимание - главный гарант сокращения количества автоаварий. Но пока граждане занимаются самовоспитанием и привитием культуры подрастающему поколению водителей, основной удар принимает на себя автопром, главные разработки которого в последнее время нацелены на то, чтобы максимально обеспечить всевозможную защиту водителю и пассажиру. В 21-ом веке на помощь «дедовским» ремням и тормозам пришли подушки безопасности, системы подогрева стекол и зеркал, ABC, а также множество других новинок, призванных сделать наше пребывание за рулем еще и комфортным. Однако зачастую, нынешнему водительскому сообществу, бездумно полагающемуся на «умную» технику, приходится напоминать даже о самом простом и необходимом шаге - пристегнуться. Подробнее читайте в материале портала iz.ru.

57 млн авто

«Несмотря на положительные тенденции, дорожно-транспортный травматизм остается одной из острых социально-экономических и демографических проблем в России, требующих активизации усилий государства, бизнес-сообщества и граждан в воздействии на ключевые факторы аварийности», — говорится в подписанной в январе этого года Стратегии безопасности дорожного движения, призванной обеспечить минимизацию смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.

По последним данным, всего в России зарегистрировано порядка 56 млн машин. И чаще всего люди покупают авто, чтобы удобнее и быстрее добираться на работу. Об этом свидетельствуют результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) —33% респондентов купили авто для поездок на работу, столько же человек обзавелись личным транспортом, чтобы путешествовать и еще 20% участников опроса назвали авто соответствием «современным стандартам жизни».

Какова вероятность того, что, выбирая авто для маршрута «дом-работа-дом», основополагающими в выборе станет его безопасность, а будущий владелец перед покупкой изучит краш-тесты и сравнительные анализы экспертов? Да и что вообще сегодня может дать нам современный автомобиль?

В прошлом году продажи машин в России снова активизировались после кризисного затяжного падения. В 2017-м россияне купили более 1,4 млн авто, и основной сегмент — это модели эконом- и среднего класса.

Подстелить соломку

Для водителей первым шагом к безопасности становится уже сам выбор автомобиля. Пока в России основополагающим качеством при покупке является цена авто и его внешний вид. К тому же повышенная безопасность, зачастую, не включена в первичную стоимость.

«Каждый автомобиль оснащен системой контроля устойчивости ESC, антиблокировочной системой тормозов ABS, системой помощи при старте на подъеме, подушкой безопасности водителя и тремя L-образными подголовниками, функцией автоматического запирания дверей при движении», — обещают производители одного из лидеров списка самых продаваемых машин.

А вот за боковые подушки безопасности вдобавок к фронтальным, отмечают там, придется дополнительно заплатить — и покупатели часто идут на это, особенно если в семье есть дети. Для них же, кстати, большим подспорьем становится то, что почти все авто сейчас оборудуют замками «родительского контроля» (блокировки задних дверей) и системой крепления детских сидений ISOFIX.

Всё это — элементы так называемой пассивной безопасности системы автомобиля, либо срабатывающие непосредственно в момент ДТП и призванные свести вероятность возникновения тяжелых травм к минимуму, либо обеспечивающие водителю и пассажиру дополнительную защищенность и поддержку в ходе управления авто. Элементы пассивной безопасности принято делить на конструктивные и эксплуатационные. Первые, как понятно по названию, предусмотрены самой конструкцией машины и призваны снизить возможность деформации кузова при столкновении — вспомнить те же бамперы, появившиеся в еще позапрошлом веке. К ним, в частности, относят элементы, которые намеренно выходят из строя в момент аварии — это, например, рулевая колонка и уходящий под днище при ударе двигатель (так называемый Sandwich Panel). Эксплуатационными считаются подушки и ремни безопасности, без которых автомобили не ездят уже пару десятилетий.

С 2021 года по решению Европейского союза всех автопроизводителей, работающих на его территории, обяжут устанавливать на машины уже 11 систем активной и пассивной безопасности. Сейчас речь идет о системе автоматического торможения перед препятствием, системе мониторинга усталости водителя, антиалкогольном замке, системе распознавания дорожных знаков с автоматическим снижением скорости до указанного ограничения, системе удержания полосы, камере заднего обзора, усиленной защите при боковом ударе, улучшенных ремнях безопасности, а также травмобезопасном остеклении и «черном ящике» для сохранения данных о работе автомобиля при аварии. Эти меры, как надеются европейские чиновники, поможет спасти жизни более 7 тыс. людей — и это только за 10 лет.

Раш-краш-тест

Системы безопасности одними из первых проходят проверку организации, занимающихся испытанием автомобилей на прочность. Европейская организация по проведению независимых краш-тестов (Euro NCAP), одна из самых уважаемых и авторитетных организаций в данной сфере, еще и составляет ежегодные рейтинги самых безопасных автомобилей по итогам своих тестов. Американский аналог Euro NCAP - Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) тоже регулярно публикует свои результаты. Однако российские автомобили никогда не входили в число испытуемых зарубежными экпертами, так что россиянам приходится довольствоваться информацией с профильных форумов автолюителей, да рейтингами ВЦИОМА.

Но вскоре все может измениться. Летом этого года Россия тоже решила войти в число стран-испытателей. Росстандарт объявил о разработке отечественной методики проведения краш-тестов, которая, по аналогии с европейской организацией, получит сокращенное название RuNCAP. В ведомстве уверены, что затраты окупятся — своя система позволит существенно повысить безопасность машин на отечественном рынке. Методика предполагает базовые для новых авто испытания — фронтальный и боковой краш-тесты, а также испытания систем активной безопасности — это курсовая стабилизация, проверка систем предотвращения ДТП и адаптивного круиз-контроля. В создании и реализации проекта задействован Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), который входит в структуру НАМИ. Предположительно, отечественные рейтинги машин по краш-тестам появятся через 3-5 лет, рассказали в ведомстве «Известиям».

Возраст имеет значение

Даже если автомобиль был признан всеми независимыми экспертами и оборудован самыми современными средствами безопасности с возрастом многие его преимущества сойдут на нет. По подсчетам агентства «Автостат» на начало года, средний возраст легковых автомобилей в Москве составлял 10,3 года, в Санкт-Петербурге — 10,7 года. Наименьший средний возраст авто зафиксирован в Татарстане - 9,7 года. А в аутсайдерах оказались регионы Дальнего Востока, где из-за доступности подержанных японских машин цифры почти что вдвое больше.

Российские власти неоднократно выражали беспокойство в связи с тем, что большинство автомобилей свой нормативный срок отслужили. Из-за этого снижается надежность — растет пробег, а вместе с ним усталостные напряжения в конструкции возрастают в 1,4–2,5 раза. А это, в свою очередь, увеличивает шансы на внезапную поломку авто и, соответственно, аварии. Нормы современно пассивной и активной безопасности (особенно в свете принятых ЕС поправок, которые начнут действовать с 2021 года) к подобным «старичкам» вообще неприменимы. По статистике организации по технадзору TÜV, за два года надежность машин снижается примерно на 4%, через 10 лет эксплуатации — почти на 24%.

Но менять авто каждые 10 лет индивидуальных автовладельцев пока обязывать не стали. И даже для школьных автобусов введение данного требования, обеспечивающего необходимый уровень безопасности при перевозке детей, в очередной раз отложено, несмотря на то, что аварии с участием автобусов зачастую связаны с их неисправностями, вызванными в том числе и возрастом.

Пока же определенные изменения можно наблюдать только в автопарках общественного транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге уже начался постепенный переход на электробусы, которые, по словам специалистов, превосходят своих авто-предшественников в части сохранения жизни и здоровья пассажиров. С начала сентября инновационные автобусы вышли на постоянные маршруты в столице. Все они оборудованы датчиками задымления и температуры, тревожными кнопками, системами видеонаблюдения и автоматического информирования, которые передают пассажирам данные о маршруте, его изменении и экстренных ситуациях.

Больше, тяжелее, умнее

Что же касается габаритов авто, то тут все тоже весьма логично; больше автомобиль – больше безопасности. Американские ученые из Университета в Буффало три года назад провели исследование, в результате которого пришли к выводу, что самые безопасные автомобили — большие пикапы и внедорожники. Ориентировались в том числе и на статистику: водители и пассажиры такого типа машин значительно реже получали травмы в авариях. А чаще всего травмы фиксировались у тех, кто был за рулем и в салоне компактных автомобилей. Американские ученые констатировали: чем больше вес машины, тем она безопаснее, плюс 500 кг к весу дает плюс 19% к уровню безопасности. Надо отметить, что современные авто оснащены гасящими удары конструкциями вне зависимости от габаритов, в частности, сминающимися бамперами. Просто у внедорожников элементы, призванные при ударе (особенно лобовом столкновении) максимально погасить энергию, мощнее.

Даже в эконом-классе безопасность начала отвоевывать положенное место и ресурсы. Сегодня появляется все больше бюджетных машин, которые оборудуют «умной электроникой» отвечающей за управление заносом, блокировку колес и, конечно, комфортную парковку. Кроме того, техника может подсказать водителю, когда пора обратить внимание на уровень давления в колесах, необходимость замены масла и прочие важные «мелочи». Еще одно важное новшество, касающееся безопасности — безосколочное стекло. Это может быть, как специальная пленка, которая не позволяет в случае удара разлететься стеклу на мелкие острые осколки, так и структура самого стекла, рассчитанная на то, чтобы распасться, в случае удара, на минимально острые фрагменты.

Безопасно или миф

Новшества новшествами, но ни одно средство пассивной безопасности не сможет вас спасти, если не применять его по назначению. Так многие привычные нам средства до сих пор еще не стали обязательных пунктом для части водителей и пассажиров. Главное из них — ремень безопасности, вокруг которого выросло много мифов и легенд. Согласно опросу ГИБДД, всегда пристегивается в автомобиле только половина россиян. Некоторые считают, что использовать ремень неудобно, хотя специалисты говорят об обратном — на самом деле, привычка скорее расположит к тому, что некомфортно будет без него. Еще один миф —тем, кто находится на заднем сидении, пристегиваться не нужно. И, несмотря на то, что результаты краш-тестов упорно доказывают обратное, миф продолжает свое опасное существование.

О вот тот факт, что ремень безопасности может быть опасен для ребенка — вовсе не сказка. Диагональная лямка за счет маленького роста ребенка проходит по его шее, что чревато серьезными травмами при толчке. Детей нужно перевозить только в строго соответствующем детском кресле. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, его использование на 90% снижает вероятность смерти детей грудного возраста, на 50-80% — раннего возраста. В Европе после введения запрета на перевозку детей без кресла смертность снизилась более чем на 70%.

К счастью, детское автокресло в России уже вошло в привычку: по результатам последнего опроса ВЦИОМ, почти 80% россиян делают выбор в пользу детского кресла, отказываясь от бустеров и адаптеров.

«Все корректоры, адаптеры поднимают поясную лямку на уровень живота, и удержание ребенка происходит за счет внутренних органов ребенка, которые проминаются вплоть до позвоночника и наносят зачастую травмы, несовместимые с жизнью», — говорит заместитель гендиректора НАМИ Денис Загарин.

Еще один важный момент— перевозка новорожденных. Зачастую в момент выписки из роддома родители еще не обзавелись автокреслом или приобрели, получили в подарок от родственников роскошный конверт с кружевами и бантиками, из-за чего младенца в машине везут на руках — а это крайне опасно. По словам президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, число таких родителей, конечно снижается, прежде всего, потому что сегодня уже в перинатальном центре можно получить всю необходимую информацию о том, как нужно перевозить грудного ребенка и почему это так важно. Подобные обучающие программы входят в состав многих информационно-пропагандистских кампаний экспертного центра.

— Грудной ребенок еще не в состоянии сам держать голову или сгруппироваться при ударе. И руки матери тоже не смогут обеспечить ему необходимую поддержку и защиту со всех сторон. Так что, детское автокресло – это высшее проявление родительской любви. Оно удобно для ребенка, оно позволяет ему спать лежа, а после и комфортно расположиться сидя. Оно надежно защищает его от встрясок, ударов, экстренного торможения и даже ДТП. Главное, правильно выбрать соответствующее ребенку по росту, весу и прочим параметрам устройство, - подчеркивает Наталья Агре.

Но, как отмечает президент «Движения без опасности», стоимость хорошего качественного кресла сегодня доступна не каждой семье, как, к слову, и собственный автомобиль. И хорошим подспорьем для таких родителей стал бы недорогой или вовсе бесплатный прокат детских кресел. Подобные инициативы, к слову, потихоньку начинают появляться в регионах. В Красноярске под патронажем регионального управления ГИБДД появился безвозмездный пункт проката детских кресел,

«Остается только еще запомнить тот факт, что кресло-это не панацея. И при лобовом столкновении на встречной полосе или аварии на высокой скорости оно уже бессильно», — напомнила президент экспертного центра.

Следующий один миф о безопасности в автомобиле заключается в том, что не надо пристегиваться, если есть подушки безопасности. Статистикой уже доказано, что реально обеспечить защиту водителю и пассажирам ремень и подушки могут именно вкупе. А последнее без первого в отдельности может только навредить, так как скорость разворачивания подушек может достигать 300 км/ч. А таких подушек, в зависимости от модели авто, может быть от одной до девяти: фронтальные, боковые передние, боковые задние и коленные. Отдельный вид, еще не слишком распространенный в мире автопрома — передние и задние шторки безопасности — устройства для защиты головы водителя, переднего и крайних задних пассажиров. Шторки срабатывают с той стороны, куда приходится боковое столкновение.

Но, как бы автомобиль не был оборудован ультраинновационными разработками, по последнему слову техники, самым главным остается соблюдение правил дорожного движения. Не обгонять, не превышать скорость, не выезжать на встречку — вот лучший способ уберечь себя и своих пассажиров.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»

 

Прямой эфир