Поколесить по-взрослому
Российские чиновники и эксперты не первый год обсуждают, начать ли выдавать «юношеские» водительские права с 16 лет. Сейчас с шестнадцати можно ездить на скутере или мопеде, сдав экзамены и обзаведясь водительским удостоверением. До двухколесного транспорта больших габаритов все же нужно дождаться совершеннолетия. Сколько в России мотоциклистов, зачем подросткам нужно учиться езде на мопедах и почему нельзя расслабляться и велосипедистам, читайте в материале портала iz.ru.
Любители погонять
По данным российской Госавтоинспекции на 1 января текущего года, на регистрационном учете в подразделениях ГИБДД стоит более 2,3 млн мототранспортных средств. Прирост по сравнению с 2016 годом составил 1,7%. При этом 1,9 млн (более 82%) этих транспортных средств находятся в пользовании больше 15 лет. В собственности физических лиц находятся 2,2 млн единиц мототехники, немногим более 17 тыс. единиц приходятся на долю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Подсчитать число владельцев мопедов и скутеров проблематично — регистрировать мототехнику с объемом двигателя до 50 куб. см. не нужно. С велосипедами дело еще проще — для управления ими, как известно, и никакие права не нужны. Хотя в Госдуме звучали инициативы ввести удостоверения для велосипедистов, но никакого развития они не получили.
Ловкие и хрупкие
Пик аварий с участием двухколесного транспорта приходится на весенне-летний сезон. В Госавтоинспекции призывают мотоциклистов быть особенно бдительными на дорогах в этот период. «Мотоциклистам необходимо особенно внимательно относиться к правилам дорожного движения и не допускать нарушений, — напоминает начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан. — Автомобилистам следует терпимее относиться к мотоциклистам, регулярно смотреть в зеркала заднего вида, соблюдать ПДД. Владельцы мототранспорта даже в случае небольшой аварии, например, при падении на скорости в 10 км/ч, могут получить серьезнейшие травмы».
Водители и пассажиры двухколесного транспорта наиболее уязвимы, несмотря на то, что защитная экипировка совершенствуется с каждым годом. Отсюда и большое количество аварий с участием его владельцев. По данным официальной статистики аварийности, в 2017 году на российских дорогах было зафиксировано свыше 169 тыс. ДТП. Из них более 4,3 тыс. аварий — с участием мотоциклистов. В них погибли 554 человека, еще 4,7 тыс. получили травмы. Владельцы мопедов попадали в ДТП, по статистике Госавтоинспекции, более 2,1 тыс. раз. Число жертв достигало 166, а пострадавших — более 2,2 тыс. человек. Однако стоит отметить, что в сравнении с 2016-м наблюдается положительная динамика в снижении количества аварий как с участием водителей мотоциклов, так и мопедов.
В Москве, например, в прошлом году количество дорожных происшествием с мототранспортом сократились почти на 15%. Причиной этого в столичной Госавтоинспекции видят в повышении культуры поведения на дороге. Такие показатели особенно ценны на фоне того, что число мотоциклов в Москве при этом последовательно растет. По оценкам заммэра столицы Максима Ликсутова, каждый год их становится на 30% больше.
По количеству аварий с участием велосипедистов положение также улучшилось: в 2017-м зарегистрировало 5 тыс. ДТП (382 погибших), годом ранее — более 5,3 тыс. авария с 391 жертвами.
Для начала — мопед
Двухколесный транспорт в соответствии с действующим законодательством делится на три категории: А, А1 и М. Последняя была введена в 2014 году. Получение водительского удостоверения категории А дает право управлять мотоциклом любого типа, в том числе с коляской. А1 — касается тех транспортных средств, объем двигателя которых не превышает 125 куб. см., а мощность — 11 кВт.
Категория прав М нужна тем, кто хочет ездить на скутере или мопеде. До 2014 года их можно было использовать без какого-либо разрешения, что приводило к росту числа аварий. У тех, кто обладает водительским удостоверением на управление авто любого типа, эта категория открывается автоматически. В отличие от всех остальных, права типа А1 и М можно получить с 16 лет, остальные — с наступления совершеннолетия. При сдаче экзамена на право управления мопедом не нужно сдавать так называемый «город» — только «площадку».
Председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов в беседе с порталом iz.ru отметил, что до введения водительских прав категории М царил хаос. «Даже те люди, которые хотели быть законопослушными гражданами и получить права, просто не знали, как это сделать», — отметил специалист. С момента вступления в силу соответствующего закона последовательно растет количество желающих обзавестись такими правами. Ачкасов подчеркивает: водительское удостоверение — это кредит доверия к участнику дорожного движения.
Тем не менее до сих пор много случаев, когда подростки разъезжают на мопедах без всяких прав. Часто так происходит, когда родители покупают их для детей в качестве дачного развлечения. В начале июля двое подростков на мопеде попали в аварию в Азовском районе Ростовской области. Предположительно, ребята резко свернули на перекрестке, забыв включить поворотник, из-за чего не успел затормозить водитель иномарки. Благо подростки отделались синяками. Похожий случай в июне произошел с башкирским девятиклассником.
В Воронежской области все закончилось трагично. 2 июня в Панинском районе автомобиль столкнулся с мопедом, на котором ехали двое 14-летних ребят. На месте происшествия скончался один из них. Второй мальчик получил серьезную черепно-мозговую травму. По сообщениям местных СМИ, медикам не удалось его спасти: подросток скончался через две недели, так и не выйдя из комы.
Хочу ускориться
Езда без прав на скутерах и мопедах влечет административную ответственность. В соответствии со статьей 12.7 КоАП, она наказывается штрафом в размере от 5 до 15 тыс. рублей.
Сегодня пройти обучение по любой категории транспортных средств не составляет труда — автошкол хватает на разный вкус. Меньше число из них предоставляет курсы обучения по категории М, однако проблем с этим не возникает. В российской Госавтоинспекции отмечают, что прежде чем определиться и записаться в ту или иную школу, необходимо ее проверить. Это можно сделать с помощью онлайн-справочника «Автошколы» на официальном сайте Госавтоинспекции. В нем содержатся сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, которые прошли проверку соответствия учебно-материальной базы и получили соответствующее заключение.
Заранее подготовиться к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения могут и школьники, начиная с 14 лет. Автошколы, занимающиеся подготовкой детей, объединены в Ассоциацию юношеских автошкол, которая занимается «созданием единой, целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах, начиная с пятилетнего возраста».
В свою очередь Союз автошкол Москвы регулярно проводит игровые уроки для детей даже самого маленького возраста. «Когда мы проводим конкурсы даже в начальных классах школы, в конце мы выдаем обязательно «права» — естественно, они детские, зато заламинированные, с настоящей фотографией, пусть и на обороте Дядя Степа», — рассказывает председатель организации Александр Ачкасов. В будущем для детей такие занятия могут стать стимулом к получению водительского удостоверения.
Реальность велосипедистов
С велосипедами все проще — с четырехколесного или нет, кататься на них дети начинают с самых малых лет. Специалисты призывают родителей следить за экспериментами своих отпрысков и надевать на них перед велосипедными прогулками всю необходимую защитную экипировку, в первую очередь — шлем.
Для взрослых в теплый сезон он может быть полноценным средством передвижения, что в последние годы стало еще и модно. Власти населенных пунктов взяли эту тенденцию в оборот. Первыми инфраструктуру для велосипедистов массово начали развивать в крупных городах. Сейчас к этому подступаются и в отдаленных регионах. Например, этим летом первая велодорожка появилась во Владивостоке. Альметьевск так и вовсе чуть ли не считается велосипедной столицей России: в татарстанском городе проложено 83 км специальных дорожек. Население Альметьевска в 34 раза меньше, чем население Санкт-Петербурга, однако велодорожек там на 15% больше. В Москве проложено 230 км велосипедных дорожек и полос.
Заммэра столицы Максим Ликсутов отмечал, что обустройство инфраструктуры значительно снизило аварийность. «Велодорожка на Бульварном кольце показала следующее: количество ДТП с участием велосипедистов в прошлом году — ноль. А перед тем, когда не было велодорожек, около 30 случаев было, когда автомобилисты сбивали», — объяснял чиновник, подчеркивая, что число любителей двухколесного транспорта ежегодно растет.
Подтверждение тому и рост популярности пунктов велопроката: сейчас горожанам доступно 460 станций, к 2020 году обещают открыть еще 170. По результатам анализа майских показателей чиновники подсчитали, что велопрокатами стали пользоваться вдвое чаще.
Несмотря на то, что водительских прав для езды на велосипеде не нужно, правила дорожного движения знать необходимо. Чаще всего велосипедисты нарушают требования, связанные с пешеходными переходами — по нему нужно перевозить транспортное средство в руках, спешившись. Общественники сейчас работают над изменением этих норм, рассказал порталу iz.ru руководитель велоклуба NBR, координатор движения «Общественный велоконтроль» Михаил Невелев. «В будущем это может быть разрешено на регулируемых пешеходных переходах», — отметил он, пояснив, что в таком случае будут обустроены специальные велосипедные переезды. Кроме того, велосипеды будут обязаны снижать скорость.
«Второе одно из самых частых нарушений — это, конечно, левый поворот. В данный момент запрещено поворачивать [налево] велосипедистам, если на дороге больше одной полосы либо там есть трамвайные пути», — говорит собеседник портала. Тут нет другого пути, кроме как развития инфраструктуры, в том числе создания велодорожек. Третий момент актуален для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, где есть крупные автомобильные развязки. «Там по факту не всегда есть возможность соблюдать правила при пересечении трех-четырех автомобильных полос. Пример — движение на Дмитровском шоссе в сторону Москвы», — объясняет Михаил Невелев. Опытные велосипедисты пересекают и на скорости 30-40 км/ч, но все равно это меньше скорости потока машин, что создает большую опасность.
На проезжую часть можно выезжать на велосипеде только с 14 лет, гласят ПДД. Об этом и других правилах поведения на двухколесном транспорте детям рассказывают в ходе уроков, которые проводят сотрудники Госавтоинспекции, в том числе в рамках специального проекта — «Лаборатория безопасности», которые до конца года будут функционировать уже в 30 субъектах страны.
Стоит подглядеть
После введения категории М, доступных с 16 лет, российская система стала ближе к западной. В Финляндии, например, с 15 лет можно учиться кататься на мопеде, развивающем не скорость не выше 45 км/ч. С шестнадцатилетия доступно и получение прав аналога российской категории А1. А вот тяжелый байк и легковушку можно водить только с 18 лет. В Соединенных Штатах без специального удостоверения можно ездить на трехколесных мотоциклах с коляской и скутерах.
В Германии, как и в Финляндии, сесть на мопед разрешено уже в 15 лет, окончив специальную программу подготовки. До того, как взяться за полноценный мотоцикл, нужно подождать три года и пройти обучение в автошколе по полной программе. Система обучения вождению в ФРГ иная: теория идет вперемежку с практикой, чтобы закреплять материал. Поездки с инструктором по городу занимают не меньше 20 часов, причем ученик должен испытать дороги в разных условиях, в том числе ночью. Идти сдавать экзамен он может лишь после того, как его обучение сочтет законченным преподаватель.
Директор автошколы под Дортмундом Вальдемар Коос, регулярно приезжающий на конференции по безопасности движения в Россию, уверен, что разделять теорию и практику в корне неправильно. «На теоретических занятиях я рассказываю слушателям, как определить преимущество в движении, как вести себя на пешеходном переходе, как поступать в той или иной ситуации, а на следующий день я же помогаю закрепить полученные знания на практике», — объяснял специалист в интервью «Российской газете». При таком подходе процесс обучения получается непрерывным, резюмировал он.
Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"