Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Йоги на колесах
2018-04-30 02:17:39">
2018-04-30 02:17:39
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Почему главное мотособытие весны проходит в Минске, что написано в «Библии для байкеров» и чем они отличаются от мотоциклистов, выяснил корреспондент iz.ru, побывавший в белорусской столице на H.O.G. Spring Challenge 2018.

Когда в Петербурге или Москве только стаивает снег и температура уверенно держится в районе +12 градусов, в Минске всё уже в зелени. Тротуары заполняет неправдоподобное для сознания московского урбаниста количество велосипедистов, а дороги общего пользования, куда на велосипедах в Белоруссии въезд запрещен, оккупируют байкеры.

Международное сообщество владельцев мотоциклов Harley Davidson, которое называется Harley Owners Group, или H.O.G., имеет отделения по всему миру. Называются они Chapter’ами («частями» — англ.): 1st Moscow Chapter, Leningrad Chapter, Ekaterinburg Chapter, Krasnodar Chapter, Baikal Chapter, Riga Chapter, Finland Chapter — всего открывать мотосезон в Минск приехали байкеры из 10 стран. И белорусская The One Chapter Belarus, принимающая гостей на Кургане Славы под городом, выглядит не слишком многочисленной на их фоне. Хотя глава местных, или Director, как написано на нашивке на его груди, из-за этого не слишком огорчается.

От 1st Moscow Chapter в Минск прибыли больше 60 байкеров

Фото: Игнат Орбелиани

«Это же встреча друзей из разных стран. Мы видимся не так часто, — говорит Евгений Бейзак, вынимая изо рта сигару. — Литва, Латвия, Польша здесь, с каждым годом количество клубов растет. Так что подготовка к открытию сезона начинается сразу после Нового года, около полугода нужно. Ключевая сторона для нас — безопасность. В этом году у нас очень много артистов и белорусских, и зарубежных. Спартакиада в стиле «Астерикса и Обеликса» между Chapter’ами, мотошоу — много мероприятий».

Причин популярности минского съезда среди зарубежных байкеров несколько. Во-первых, география — Минск, как бы это ни звучало, находится в центре Европы. И поскольку граждане, к примеру Польши, могут въезжать сюда без визы на пять дней, любой организованный движ собирает всех соседей. Тем более в такой зацикленной на братстве субкультуре, как байкеры. Во-вторых, дороги неприлично ровные даже за городом. Белоруссия вообще страна равнинная. Настолько, что по прошествии двух дней даже убежденный горожанин начинает тосковать по горам.

На прошлогоднее открытие сезона приехали более 4 тыс. зарубежных гостей

Фото: ​Игнат Орбелиани ​

В-третьих, внимание властей, в хорошем смысле. Говорят, в позапрошлом году на открытие сезона приезжал президент Лукашенко — в коже, на «харлее», признался, правда, что не на своем, дали покататься. Сын его вообще каждый год «открывает». В этот раз Виктор был с женой, сказал, что на байке ездит дважды в неделю на тренировки. Не пропускает это мероприятие и глава белорусского МВД Игорь Шуневич. В этот раз был в фирменной кофте Harley Davidson под кожаным черно-зеленым кителем с погонами и на служебном джипе Mercedes.

Сказал, байкеры соблюдают закон лучше, чем мотоциклисты. «Это две разные категории. К сожалению, по вине мотоциклистов в прошлом году погибли 42 человека и более 270 были ранены. Печальная статистика, хотя она идет на убыль, — отчитался под камерами журналистов министр. — Мне тут вручили «Библию для байкеров», я вам ее привез, — показал в телевизионный объектив книжицу в палец толщиной, — там выдержки из обычной Библии, только в переложении для байкеров». Еще сказал, что сам на байке ездит редко: «Во-первых, байка своего не имею, а во-вторых — времени на это особо нет. Вся надежда на пенсию, во всех смыслах».

Министр внутренних дел Белоруссии Игорь Шуневич с книгой «Библия для байкеров»

Фото: ​Игнат Орбелиани ​

Последние слова министра слышно плохо. Байкеры, собравшиеся на площадке у мемориала, выстраивались, чтобы отправиться в Минск. У каждого Сhapter’а был хотя бы один байк с аудиосистемой, на котором ставили музыку (со стороны Leningrad Chapter’a слышалось что-то про «водки литер», который лучше взять тете, если она правда хочет выпить). В голове московской части колонны (1st Moscow Chapter) встал 74-летний Director Семен Михалыч. На мотоциклах он ездит больше 50 лет и в Минск добрался на весьма скромном по местным меркам аппарате: никаких вынесенных на полтора метра вилок и раскраски под американский флаг или грозовые раскаты. Зато привез сюда уже пятый раз подряд команду в 60 байкеров. «Москва таких открытий пока не делает», — посетовал Director и отвернулся к своей юной спутнице.

Лидер 1st Moscow Chapter Семен Михалыч

Фото: Игнат Орбелиани

«Байк — это прекрасное средство медитации, — отвечал тем временем стоящим рядом журналистам брутального вида Владимир из Краснодара. — Мы сюда приехали за 2 тыс. км. В дороге находились два дня. Нас семь человек. В прошлом году были на закрытии. Всё замечательно организовано — движение, безопасность, проживание. Большое спасибо Беларуси», — сказал он, добавив, что правоохранители относятся к байкерам очень лояльно.

Колонна «харлеев», которую замыкали тюнингованные внедорожник и «Победа», проехала. А за ней — раза в три больше — колонна всех остальных мотоциклистов. Их заставили стоять дальше от Кургана Славы, и к ним глава МВД не подъезжал.

Автомобили поддержки колонны Harley Davidson

Фото: Игнат Орбелиани

Через 50 минут колонна байкеров (и мотоциклистов за ними) добралась до футбольного стадиона по перекрытой для них главной минской трассе аэропорт–центр. Спешившись, ходили, не снимая шлемов, под начавшимся во время мотопробега дождем.

Здесь, неподалеку от нового президентского дворца, напоминающего золотой сыхэюань (традиционный китайский дом), каждый год устраивают фестивали открытия и закрытия мотосезона. Главная его часть — байк-шоу с сальто на трамплинах, целиком привозят из Москвы. «Белорусские здесь только ограждения», — смеется Геннадий, крепкий лысый мужчина средних лет, который выступает на минском шоу уже не первый год. Звезда программы 2018 года — Никита Присяжнюк, чемпион России по стантрайдингу, которому 13 лет. Хотя в защитном костюме и шлеме отличить его от Геннадия невозможно: толстый мотоспортсмен — это оксюморон, потому что крутить 100-килограммовые машины на мокром асфальте мотор только помогает, большая нагрузка идет на руки и ноги.

В этом году знаменитому бренду мотоциклов исполняется 115 лет

Фото: Игнат Орбелиани

Геннадий и Никита с кем-то из родственников (мотоспорт вообще штука династийная) и еще десятком байкеров отлетали на трамплинах, а после них начались соревнования Chapter’ов на земле. Хороший судья (или тамада) сразу предупредил, что проигравших в интересных конкурсах не будет (среди них надувание шариков на скорость, борьба мягкими дубинами, катание стилизованных под римские колесницы тачек). Так что участвовала в состязаниях в стиле «Астерикса и Обеликса» в основном байкерская молодежь, которой меньшинство. Заслуженные байкеры России и Прибалтики, для которых мотоциклы не спорт, а медитация, устремились к волшебному галльскому эликсиру, музыке («Мы просто устали от Лондона-а-а», — пели восходящие звезды белорусского рока со сцены) и женщинам, которых привезли с собой.

Самое интересное, конечно, начинается в Минске уже после официального открытия. Тысячи байкеров задерживаются на все майские праздники, а кто и дольше, делая ночной город громче и ярче. А кожаные жилетки с нашивками и значками надевают даже старички, прогуливающиеся под руку со старушками. В комплекте с жилетами у них шляпы с перьями. Вероятно, такая была белорусская мотоциклетная мода полвека назад, москвич Семен Михалыч опровергнуть этого не смог.

Другое крупное мероприятие байкеров проходит в августе в Санкт-Петербурге

Фото: Игнат Орбелиани

Как пишет Белорусское телеграфное агентство, на открытие мотосезона H.O.G. Spring Challenge в 2017 году приехали более 4 тыс. зарубежных гостей. Директор H.O.G. (Россия и СНГ) Сергей Каменев уверен, что в этом году участников больше, чем в 2017-м. «Думаю, что рекорд прошлого года мы побьем. Не буду пока говорить о количестве, но когда подведем итоги, то обязательно сообщим о конечном результате», — сказал Каменев. В самой Белоруссии зарегистрировано свыше 400 тыс. единиц мототранспорта. Из них 13 тыс. — в Минске.