Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вооруженные силы России провели очередные учения воздушно-десантных войск. В ходе маневров с использованием 45 тяжелых транспортников Ил-76 был выброшен десант численностью 1,5 тыс. военнослужащих и 69 единиц техники. Проведенные учения одновременно демонстрируют как возможности ВДВ, так и границы этих возможностей. Iz.ru разобрался в перспективах развития крылатой пехоты.

Немного цифр

В настоящее время в составе российских воздушно-десантных войск насчитываются две воздушно-десантные и две десантно-штурмовые дивизии, четыре десантно-штурмовые бригады, отдельная бригада спецназначения, ряд вспомогательных и учебных частей. При этом все боевые подразделения как в воздушно-десантных, так и в десантно-штурмовых частях проходят подготовку к парашютному десантированию, а парашютно-десантные части и подразделения оснащаются десантируемой бронетехникой — боевыми машинами десанта, десантными БТР и т.д.

В составе российских военно-воздушных сил в настоящее время насчитывается около 120 Ил-76 — этот тип самолета является основным используемым для парашютного десантирования. В недавно прошедших учениях было задействовано, напомним, 45 машин, которых хватило на высадку парашютным способом менее полка ВДВ, включая два батальона с бронетехникой. Таким образом, всего наличного парка Ил-76 военно-транспортной авиации хватит на парашютную высадку одним вылетом менее двух полков со штатным комплектом вооружения и военной техники.

Десантирование личного состава воздушно-десантной бригады из самолета Ил-76

Фото: commons.wikimedia.org/Dmitry Terekhov

Проблема нехватки авиатехники для парашютного десантирования ВДВ осознавалась еще в СССР. По мнению военных специалистов, для парашютного десантирования одной воздушно-десантной дивизии одним вылетом требовалось поднять в воздух не менее пяти дивизий военно-транспортной авиации. Учитывая состав советской военно-транспортной авиации, парашютная выброска одной дивизии была пределом возможностей ВВС СССР в случае масштабного конфликта, при этом без учета возможного противодействия противника. 

На практике парашютные десанты ВДВ СССР в послевоенный период, за исключением нескольких тактических эпизодов, не использовали, наиболее известные операции — в Чехословакии в 1968 году и в Афганистане в 1979 году — проводились с использованием посадочного десантирования. В ходе последовавшей афганской войны, равно как и в ходе обеих чеченских войн, подразделения ВДВ либо использовались как десантно-штурмовые — высаживаясь с вертолетов, либо как обычная пехота — перемещаясь на бронетехнике, грузовых автомобилях и в пешем порядке.

Военнослужащие в ходе командно-штабных учений с участием 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии в Рязанской области

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Если сравнивать с иностранными армиями, то Россия на сегодня располагает наиболее многочисленным контингентом парашютно-десантных частей, явно превышающим возможности наличного парка военно-транспортной авиации. Это вызывает определенные вопросы относительно эффективности расходования бюджетных средств, учитывая дороговизну специализированной десантной техники и парашютной подготовки личного состава. При этом суровые ограничения, которые накладывает на возможности техники ее десантируемость, приводят к тому, что при действиях на земле в качестве обычной пехоты подразделения ВДВ значительно уступают мотострелковым, располагающим и большей номенклатурой вооружения, и значительно большей огневой мощью.

Что дальше?

Изменить сложившуюся ситуацию с нехваткой авиации для использования ВДВ по прямому назначению в обозримом будущем невозможно — это потребовало бы многократного роста численности военно-транспортной авиации, так же как и численности вертолетных транспортных подразделений — для переброски десантно-штурмовых частей.

В целом эта ситуация понимается уже давно, однако традиционный с начала 1990-х годов высокий политический вес ВДВ препятствует радикальным реформам этого рода войск, заставляя сохранять сложившуюся структуру. Планы резкого сокращения ВДВ с передачей их в состав сухопутных войск вынашивались в период руководства министра обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба Николая Макарова, однако так и не были осуществлены.

Вместе с тем необходимость сокращения военных расходов требует пересмотра сложившегося положения. Учитывая наличный состав военно-транспортной авиации, оптимальная численность парашютно-десантных частей составляет 1–2 полка, при этом специализированная десантная бронетехника им не нужна: наиболее вероятные в рамках локальных конфликтов тактические десанты не требуют парашютной выброски техники. При необходимости «броня», вплоть до танков, может быть доставлена на аэродром посадочным способом — для которого БМД и БТР-Д не обязательны.

Расшвартовка боевой машины десанта БДМ-4М после десантирования парашютным способом из самолета Ил-76

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

 

Основу ВДВ должны составлять десантно-штурмовые части, используемые в составе межвидовых группировок. В целом это позволяет сократить боевой состав ВДВ до одной дивизии (включающей 1–2 парашютно-десантных и 1–2 десантно-штурмовых полка) и четырех десантно-штурмовых бригад окружного подчинения. Учитывая, что десантно-штурмовую подготовку будут иметь также части специального назначения и, кроме того, морская пехота ВМФ России, это всё равно потребует серьезного усиления транспортных возможностей ВВС. Но это усиление будет уже в рамках разумных сроков и расходов и позволит эффективно применять имеющиеся десантные части.

Вместе с тем, учитывая сложившуюся структуру Вооруженных сил и политический вес ВДВ в их составе, необходимо отдавать себе отчет, что на столь радикальную реформу в обозримом будущем вряд ли кто-то решится. 

 

Прямой эфир