Минэкономразвития составит карту обновленной страны
Минэкономразвития завершило прием предложений от региональных правительств для включения их в проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года. Об этом «Известиям» сообщил пресс-секретарь вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака Илья Джус. «Известиям» удалось выяснить, с какими именно предложениями выступили регионы. Среди инициатив — строительство аэропорта в Магнитогорске, скоростной железнодорожной ветки между Самарой и Тольятти и намыв берегов в Калининградской области.
Заседание правительственной комиссии по региональному развитию под руководством вице-премьера Дмитрия Козака состоится в апреле. На ней помимо других вопросов будет обсуждаться проект стратегии пространственного развития. Об этом Илья Джус рассказал «Известиям».
— Одним из вопросов на заседании в апреле правительственной комиссии по региональному развитию станет рассмотрение проекта стратегии. Собранные предложения от региональных властей также будут обсуждаться, — сказал Илья Джус.
1 марта в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил развернуть масштабную программу пространственного развития России.
Илья Джус сообщил «Известиям», что «программа является одним из ключевых документов года».
— Он предназначен для бизнеса, руководителей регионов. По сути, создается карта всей страны с точки зрения развития инфраструктуры в среднесрочной перспективе. Что позволит планировать свои стратегии и бизнесу, и регионам, — заявил Илья Джус.
Экспертное сообщество считает, что сразу после заседания комиссии по региональному развитию стратегия будет внесена в правительство, хотя это должно было произойти еще до 20 марта.
Как выяснили «Известия», большинство региональных проектов связаны с инфраструктурой (строительством транспортных авиаузлов, скоростных железнодорожных и автомобильных дорог), созданием территорий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон (ОЭЗ). Также есть и экологические проекты.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал «Известиям», что правительство области предложило проекты, связанные с транспортной инфраструктурой Нового Шелкового пути, укреплением берегозащиты и намывом берегов, а также мелиорацией земель. Общая сумма оценивается почти в 150 млрд рублей, сообщил губернатор.
На другом конце страны — в Приморье — предлагают создать инфраструктуру для ТОР (дорога и электрификация участка железной дороги к ТОР «Большой Камень»). А для реализации инвестиционного проекта «Находкинский завод минеральных удобрений» планируют построить железную дорогу, морской терминал, газопровод, линии электропередачи и другие.
Стоимость всех этих проектов оценивается в 110,2 трлн рублей, сообщили «Известиям» в пресс-службе врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко. В случае их реализации регион получит более 1 трлн рублей частных инвестиций и создаст 25 тыс. рабочих мест.
Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров сообщил «Известиям», что для федеральной стратегии правительство региона предложило два крупных инфраструктурных проекта.
— Первый касается строительства скоростной железнодорожной ветки между Самарой и Тольятти. Второй связан с включением Самарской области в международный транспортный коридор, который соединяет Восточную Европу и Китай, — пояснил Дмитрий Азаров.
В Нижегородской области среди прочих предложений — строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань и создание регионального онкологического кластера ядерной медицины.
В Челябинской области основные проекты связаны с реконструкцией и строительством автомобильных участков трасс и железной дороги (платный дублер М5 и скоростная магистраль Челябинск–Екатеринбург), предусмотрено также строительство конгресс-холла в Челябинске и аэропорта в Магнитогорске. Есть и экологические проекты — очистка реки и водохранилища. При этом запланировано и строительство мусоросжигающего завода, рассказал вице-губернатор области Руслан Гаттаров.
В экспертном сообществе давно ждут от правительства новой концепции, которая учитывала бы разные подходы. Особое внимание при дальнейшей разработке стратегии пространственного развития России стоит уделить значению историко-культурного и природно-экологического потенциала малых и средних городов, отметил в разговоре с корреспондентом «Известий» вице-президент Союза архитекторов России, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Наринский.
— Очевидно, что после заседания комиссии по региональному развитию проект стратегии будет внесен в правительство. В документе стратегии фактически ставится знак равенства между агломерацией и городом с его пригородами. В той его версии, с которой я был ознакомлен. При этом игнорируется факт, что сегодня в планируемых протоагломерациях проживает не более трети населения страны. Тогда как две трети граждан России живут вне территорий, охваченных агломерационными процессами, — сказал эксперт.
По мнению Дмитрия Наринского, понятие города в документе не раскрыто. А в современном мире именно города являются драйверами развития территорий. Поэтому важно развивать сообщение между региональными центрами, минуя Москву и Санкт-Петербург, — «это позволит обеспечить усиление каркаса расселения граждан, связанность страны, экономические и иные эффекты».
На запрос «Известий» о деталях проекта Стратегии пространственного развития России до 2025 года в Минэкономразвития не ответили.