Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bild заявила о возросшем рейтинге партии Шольца за счет позиции по ракетам Taurus
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Общество
Полиция нашла тайник с награбленным из петербургского банка на 1,6 млрд рублей
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
США и Великобритания нанесли не менее 10 авиаударов по Йемену
Мир
Маск упрекнул Байдена в безразличии к страдающим от набегов нелегалов американцам
Мир
Министр обороны ФРГ Писториус раскритиковал идею заморозить украинский конфликт
Культура
В России вышла неизданная книга Теодора Драйзера
Мир
Трамп обвинил Байдена в намерении отобрать его бизнес
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В ФРГ заинтересовались российским опытом проведения ДЭГ
Экономика
Объем наличных в обращении рекордно снизился с начала СВО

«Блокада Киевом Донбасса — настоящий «самострел»

Представитель РФ в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Борис Грызлов — о том, что мешает минскому процессу, особом статусе для ДНР и ЛНР, а также необходимости нового украинского закона о местном самоуправлении
0
Фото: Getty Images/Photothek/Liesa Johannssen
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре исполнилось три года с момента вступления в силу первых документов по урегулированию конфликта в Донбассе. 5 сентября 2014 года был подписан Минский протокол, 16 сентября Верховная рада приняла закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». 19 сентября 2014 года представителями ОБСЕ, России, Украины и двух самопровозглашенных республик Донбасса был подписан Минский меморандум. Все эти документы стали базисом Минских соглашений от 12 февраля 2015 года, единогласно поддержанных резолюцией Совета Безопасности ООН, которые с тех пор являются общепризнанной основой минского переговорного процесса.

Почему этот процесс тормозится и когда в Донбассе наступит долгожданный мир, в интервью «Известиям» рассказал полномочный представитель Российской Федерации в Контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Борис Грызлов.

— Борис Вячеславович, уже более полутора лет вы возглавляете российскую делегацию на минских переговорах. Как-то меняется ситуация в Донбассе?

— Безусловно меняется, но не так быстро, как всем нам хотелось бы. Сам факт подписания Минских соглашений, как первых, так и вторых, — это история позитивная, это история движения к миру, а не сползания к войне, история компромиссов, а не конфронтации. Это результат сложных, но результативных переговоров глав стран «нормандской четверки» — России, Германии, Франции и Украины. Также ведут переговоры в рамках Минского процесса противоборствующие стороны этого внутриукраинского конфликта — Киев и республики Донбасса при посредничестве ОБСЕ и России. И это само по себе ценно. База, заложенная в феврале 2015 года, никем из серьезных политиков в мире сомнению не подвергается.

Теперь о том, что меняется. Количество нарушений действующего режима прекращения огня все-таки снижается. А общее число инцидентов с применением оружия летом 2017 года было существенно ниже, чем в те же периоды 2015 и 2016 годов. Это — констатация Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Ежедневно линию соприкосновения через контрольные пункты въезда-выезда в обе стороны пересекают тысячи людей.

— Но ведь сторонам конфликта так и не удалось выполнить даже первый пункт соглашений о полном и всеобщем прекращении огня?

— Полностью не удалось. Но тем не менее сторонами соблюдается требование об отводе наиболее смертоносного вооружения — шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У») согласно пункту 2 соглашений.

В районе Золотого и Петровского произошло разведение сил и боевых средств. Есть протяженные «спокойные» участки линии соприкосновения сторон конфликта, где неделями не фиксируется обстрелов. Естественно, даже небольшие достижения в режиме безопасности позитивно отражаются на жизни людей по обе стороны разделительной линии. При этом отмечу, что разведение сил в станице Луганской украинская сторона саботирует уже почти год.

— И все-таки почему выполнение Минских соглашений тормозится?

— Мне неоднократно приходилось об этом говорить. Основная причина — нежелание официального Киева решать предусмотренные Минскими соглашениями политические вопросы, которые и стали причиной конфликта. Это проведение на Украине конституционной реформы, предусматривающей децентрализацию, согласно пункту 11 Минских соглашений. Это ввод в постоянное действие особого статуса Донбасса (пункт 4), проведение амнистии и помилования (пункт 5) участникам событий в Донбассе (пока Киев амнистирует только «своих») и проведение выборов (пункт 4), после которых особый статус Донбасса должен начать действовать на постоянной основе (пункт 11). Политический конфликт должен решаться политически, а не путем подавления одной из сторон.

— Три года назад Верховной радой был принят закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» №5081. Как это соотносится с «особым статусом»?

— Соотносится самым прямым образом. Но срок действия этого закона определен в три года и заканчивается в середине октября. И это весьма тревожно. На Украине раздаются голоса, что после этого исполнять Минские соглашения станет невозможно, так как упомянутый закон является базовым для пункта 4 Минских соглашений, касающегося проведения выборов. Россия как страна-посредник настаивает, чтобы закон был продлен и дополнен положением о его вступлении в действие на постоянной основе по схеме, о которой я говорил только что.

То есть сегодня необходим фактически новый, реально решающий политические проблемы закон. Надеюсь, Верховная рада успеет его принять до истечения срока действия актуального закона. О выходе из Минских соглашений Украина не заявляла, и официальные лица страны не раз подтверждали верность им.

— Зачем все-таки Донбассу особый статус?

— Я понимаю ваш вопрос как риторический. Совершенно очевидно, что народ Донбасса действительно нуждается в гарантиях от репрессий, арестов; гарантиях безопасности, языковых и культурных прав, прав на самоуправление; возможностях поддерживать экономические и человеческие связи с Россией.

Миллионы украинских граждан находятся в России, свободно пересекают границы. И никто не спрашивает их про убеждения. Такое отношение вызвано тем очевидным фактом, что, как неоднократно говорил президент Владимир Путин, русские и украинцы — это один народ. Добавлю к этому, что, по данным ряда исследований, до половины россиян имеют предков или родственников с территории нынешней Украины.

Что же мы наблюдаем на Украине? Создан целый ряд препятствий для въезда в страну российских граждан. На днях председателем Верховной рады был подписан закон об образовании, лишающий юных граждан страны права получать образование на родном языке, кроме украинского. Этот закон, как известно, вызвал официальные протесты со стороны Польши, Болгарии, Румынии, Молдовы и, особенно, Венгрии. Не думаю, что этот закон порадует жителей Донбасса и многих других регионов страны, где русскоязычные граждане никогда не являлись и не считали себя национальным и языковым меньшинством.

Проспекты Шухевича, улицы Бандеры... Как на это должны реагировать жители Донбасса? Получается, что в центре Европы появилось государство, отрицающее итоги Второй мировой войны. Можно понять тех, кто не очень-то хочет жить по порядкам такого государства.

Ну, и, наконец, хочу напомнить, что три года назад сам факт принятия закона об особом порядке местного самоуправления способствовал прекращению интенсивных боевых действий в Донбассе, так как была хоть как-то обозначена возможность политического решения конфликта.

— На Украине считают, что в результате помилования и амнистии от ответственности уйдут лица, совершившие тяжкие уголовные преступления...

— Во-первых, мы исходим из того, что данная статья соглашения должна обеспечить юридическую защиту тем, кто участвовал в различных вооруженных формированиях с обеих сторон конфликта; во-вторых, ни Россия, ни, насколько мне известно, представители республик никогда не заявляли о реабилитации лиц, совершивших тяжкие, традиционно преследуемые уголовным законодательством всех цивилизованных стран, преступления. Любые насильственные, если так можно квалифицировать, общеуголовные действия должны быть оценены судом с позиций действующего уголовного кодекса Украины. В-третьих, анализ показывает, что подобные действия совершались участниками военных формирований с обеих сторон конфликта. Здесь необходима объективность и непредвзятость.

— Один из пунктов Минских соглашений предполагал полное восстановление социально-экономических связей отдельных районов Донбасса с Украиной. 

— Приходится констатировать полную деградацию ситуации, по сравнению с той, которая была на дату подписания Минских соглашений, — 12 февраля 2015 года. Напомню, что восстановление экономических связей предполагало не только взаимные поставки товаров, но и возобновление социальных переводов, таких как выплата пенсий и иные выплаты, восстановление работы банковской системы страны на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей. А вместо этого — абсурдная, с ущербом для собственного бюджета Украины, с последствиями падения ВВП до 1%, блокада Киевом Донбасса. Настоящий, как говорится, «самострел», выстрел себе в ногу!

Прямой эфир