Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Финляндии из-за снежной бури пострадали 160 тыс. домохозяйств и два самолета
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе

На маршруте: где в России лучше всего работает общественный транспорт

Эксперты назвали города, жителям которых комфортно ездить на работу и домой
0
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Жители российских городов проводят в дороге на работу и домой в среднем 45 минут в день — это более недели в год, подсчитали аналитики ВЭБ.РФ в Индексе качества жизни. Они выделили топ-10 городов, где скорость развития и комфорт общественного транспорта оказались наиболее высокими. Это, в частности, Казань, Южно-Сахалинск и Череповец, Одинцово. Впрочем, в исследовании не учитывались Москва и Санкт-Петербург — их, по мнению авторов индекса, целесообразнее сравнивать с мировыми столицами. Как изменились транспортные системы городов и почему во многих выросла средняя продолжительность поездки — в материала «Известий».

Больше — дольше

Быстрее всего — за 15–22 минуты — по маршруту «дом – работа» ездят на общественном транспорте жители небольших городов: например, Абакана, Перми, Улан-Удэ и Ухты. А вот в городах, которые находятся в орбите мегаполисов, — Балашихе, Красногорске, Мытищах эта дорога занимает около 45 минут. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном в рамках обновления Индекса качества жизни ВЭБ.РФ.

Аналитики компании оценивали мобильность жителей 200 российских городов, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга (эти самые крупные российские мегаполисы корректнее сравнивать с другими мировыми столицам, пояснили в пресс-службе ВЭБ.РФ).

Для расчета учитывались как данные опроса 52 тыс. человек, проведенного центром «Ромир», так и статистические и транзакционные показатели. Итоговое значение складывалось из оценки продолжительности стандартной поездки, времени ожидания на остановке, интервалов движения и уровня удовлетворенности горожан работой общественного транспорта.

В результате в топ-10 вошли Казань, Одинцово, Пермь, Салехард, Таганрог, Тверь, Тула, Улан-Удэ, Череповец и Южно-Сахалинск. А в топ-3 по удовлетворенности населения работой муниципального транспорта — Одинцово, Череповец и Южно-Сахалинск (70–78% населения).

Главный управляющий директор ВЭБ.РФ Андрей Самохин отметил, что в среднем жители крупных российских городов проводят в транспорте около 45 минут в день и более одной недели в год.

— От того, насколько быстрой, безопасной и комфортной будет поездка в муниципальном транспорте, во многом зависит качество жизни людей. Судя по оценкам горожан, по показателю «Мобильность» серьезно прибавили Волгоград, Краснодар, Красноярск, Липецк и Сочи, — сказал он.

По данным индекса, средняя продолжительность стандартной поездки увеличилась с 18,3 минуты в 2021 году до 22 минут в 2022-м. Причины — рост территорий городов и, соответственно, протяженность маршрутов муниципального транспорта. Также на это влияют особенности и годы основной застройки, решения по оптимизации автомобильного трафика, внедрение систем отслеживания маршрутов.

Значительнее всего сократился интервал движения транспорта и снизилась длительность поездки в Волгограде, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саратове и Ярославле. Жители этих городов стали тратить на дорогу от дома до работы и обратно на 20% меньше времени.

По мнению команды индекса ВЭБ.РФ, степень использования общественного транспорта в России будет увеличиваться за счет обновления парков и, как следствие, уменьшения интервалов движения и оптимизации маршрутов. Например, в Таганроге на 8% выросла доля пассажиров после реконструкции трамвайной сети.

Вливания от государства

На заседании президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта в середине августа президент России Владимир Путин отметил, что на автобусах, трамваях и троллейбусах ежегодно совершается более 10 млрд поездок, еще около 3 млрд — на метро и 1 млрд — на пригородных поездах.

Глава государства тогда заявил, что одна из важнейших задач — обновление парка транспортных средств: из 135 тыс. работающих сегодня автобусов регионы просят заменить из-за износа более 57 тыс. до 2030 года — это 42%. Также власти регионов попросили обновить 5 из 7 тыс. троллейбусов и 4 из 7 тыс. трамваев.

Замминистра транспорта Алексей Цыденов, выступая на Госсовете, добавил, что помимо замены парка регионам нужно еще 7,3 тыс. новых автобусов — в связи с масштабным строительством жилья. А глава Минтранса Виталий Савельев отметил, что для решения вопроса с обновлением общественного транспорта до 2030 года потребуется дополнительно около 1 трлн рублей инвестиций различного уровня. Сейчас совокупный объем федеральной поддержки по всем программам составляет около 260 млрд рублей до 2025 года.

Первый зампредседателя Общественного совета при Минтрансе России Борис Лоран в разговоре с «Известиями» характеризовал ситуацию как «целевое вливание средств в реанимацию общественного транспорта и создание условий его скорейшего восстановления». Но необходимость обновления автопарка традиционно упирается в проблему финансирования.

— Не все регионы в состоянии закупить современный подвижной состав, внедрить у себя транспортные цифровые продукты, электронные системы продажи билетов и прочее, — пояснил специалист.

По его словам, транспорт можно сравнить с такими сферами, как медицина или образование: без господдержки отрасль начинает проседать.

Директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что, когда транспортные средства изнашиваются, население перестает ими пользоваться, пересаживаясь на частные маршрутные такси или личные автомобили.

— Видя отсутствие спроса, местные власти, в свою очередь, не спешат обновлять подвижной состав. В результате и у промышленности нет стимула расширять производство, — сказал он.

Выход из замкнутого круга эксперт видит в обновлении подвижного состава и рациональной маршрутизации — ведь системы городских маршрутов во многих регионах не менялись по много лет.

Недостаток средств, по мнению Бориса Лорана, связан еще и с тем, что население не всегда оплачивает проезд. Это приводит к тому, что значительные ресурсы, которые могли бы пойти на развитие транспорта, не доходят до бюджета.

— Появились в городе новые трамваи и автобусы, а количество «зайцев» — растет. Затраты бюджета на развитие общественного транспорта не отбиваются. То есть регион планирует конкретное расчетное возмещение затрат, но не учитывает то, что люди не очень-то платят за проезд, — рассказал зампредседателя Общественного совета.

Он также отметил, что увеличение средней продолжительности поездки на 20%, которую зафиксировали эксперты ВЭБ.РФ, говорит о том, что местные власти не смогли оптимизировать сеть так, чтобы время поездки не увеличивалось. С ним согласен Михаил Блинкин, который отметил, что увеличение среднего времени поездки может объясняться разными причинами, в том числе качеством и количеством дорог.

Читайте также
Прямой эфир