- Статьи
- Культура
- Магистральный Транссиб: бурятский фолк-рок, скрипичная премьера и юбилей Рахманинова
Магистральный Транссиб: бурятский фолк-рок, скрипичная премьера и юбилей Рахманинова
Кульминацией юбилейного X Транссибирского арт-фестиваля стала мировая премьера Скрипичного концерта всемирно известного пианиста Михаила Плетнева и гала-концерт из произведений Сергея Рахманинова. Далее форум отправится по городам страны. «Известия», побывав на концертах фестиваля, оценили его роль в культурном продвижении восточных регионов России.
Пережить мелодию
Новосибирск, концертный зал «Евразия». Точность названия просто максимальная: в программе — этно-коллектив «Намгар», исполняющий фолк-рок на основе бурятского и монгольского фольклора.
Публика собралась пестрая, неоднородная, всех возрастов. Атмосфера живого интереса и ожидание чего-то непривычного.
Среди слушателей — художественный руководитель фестиваля Вадим Репин и первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов.
Начали с песен о дружбе. Пояснения бурятских названий от солистки ансамбля Намгар Лхасарановой скорее напоминали толкования. Контраст внесли свадебные песни — более лиричные, по-восточному медитативные.
— Каждую песню мы отбираем, ведь бывает, что не можешь вжиться в нее. А нужно пережить мелодию, — говорит солистка.
У нее своеобразная вокальная манера со множеством импровизаций, а традицию она перенимала из уст бабушки и отца. По словам Намгар, в Бурятии традиция жива и процветает.
— Это не то, чему обучают, скорее оно само собой исходит, и каждый концерт звучит по-разному, — признается певица.
Мультиинструменталист Геннадий Лаврентьев в буквальном смысле с ходу исполнил скрипичную импровизацию в «сибирском» духе — изобретательнейшее соло на основе бурятских мотивов. Были и совершенно традиционные инструменты, например, чанза в руках Евгения Золотарева.
В хорошем смысле эклектично прозвучала электрогитара (Тимур Золотарев) и варган — сочетание Запада и Востока. В целом стиль группы выходит за рамки этно или фолк-рока, музыканты свободно обращаются к приемам джаза и кантри.
Право первого вечера
На Транссибирском такая музыка звучала впервые, можно сказать, это была премьера нового коллектива и направления. Такие исполнения, вообще, стали одной из традиций форума. К началу юбилейного сезона организаторы опубликовали немного статистики, согласно которой всего за историю фестиваля прозвучало 30 премьер.
В этот раз впервые в России был исполнен Скрипичный концерт Полада Бюльбюль-оглы. И состоялась мировая премьера Скрипичного концерта Михаила Плетнева. «Неожиданной» назвал ее солировавший в этом сочинении Вадим Репин.
— Маэстро никогда не рассказывает о своих планах, он их «варит», а когда задуманное приобретает презентабельный вид, преподносит сюрприз, — рассказал он. — Я очень рад тому, что получил, скажем так, право первой ночи, ну, или право первого вечера.
У Плетнева уже есть концерт для альта (1997). И вновь он удивил выбором инструмента, ведь от выдающегося пианиста все ждут концерт для фортепиано.
Концепция Плетнева ясна с первых нот — произведение трагическое. Медленное соло скрипки задает тон и уже многое может рассказать о мелькающих стилевых аллюзиях, внутреннем напряжении, камерности трактовки жанра, интровертности высказывания. Эти качества напоминают о музыке Шостаковича, от него же автор почерпнул и пронзительное сочетание трагедии и сатиры.
Юмор легко считывается в Allegretto (II ч.), вносит необходимую разрядку. С любопытством начинаешь следить за тем, как это сделано, а сделано мастерски. Особенно увлекает оркестровка — тонкая, меткая, остроумная. Чего стоит мужественное вступление в духе Бетховена, прерванное звоном треугольника и задорной фанфарой трубы, словно серьезная заявка опрокинута возгласом «Очнись!». Внезапно Репин словно случайно «свихивается» на настройку инструмента... минута недоумения, оркестр подхватывает, а в зале мелькают улыбки.
Финал как два больших монолога, которые так и не сложились в диалог. Возможно, трагедия именно в этом, а не только в том, что с первых звуков узнаешь поступь траурного марша.
Огромное, драматичное высказывание солиста врывается как протест, буквально заставляет оркестр замолчать. Звучит скрипичная тема, с которой концерт начался. Последние аккорды слушаешь с замиранием, именно так, как написано.
Любовь итальянца
Кроме мировой премьеры в этот вечер были исполнены Концерт для скрипки № 2 Сергея Прокофьева и Вторая симфония Брамса. Российским национальным оркестром дирижировал итальянец Алессандро Кадарио.
В прокофьевском концерте внимания заслуживают несколько ключевых моментов: во-первых, прекрасное взаимодействие солиста и оркестра — это был поистине захватывающий и живой диалог. Во-вторых, блестяще выполненное одно из главных условий хорошего исполнения Прокофьева — ритм.
Кадарио собрал всё воедино с прокофьевской ясностью и даже педантичностью. Рациональность, не исключающая темперамента — пожалуй, так можно описать манеру дирижера. Сам он признался в любви к русской музыке.
— Всегда и везде выступаю с ней: в Италии и по всему миру. А исполнять ее в России еще сложнее и интереснее. Мое отношение происходит от глубокой любви к такого рода музыке, литературе и искусству, — поделился Алессандро Кадарио.
В день рождения Рахманинова, 1 апреля, в зале имени Арнольда Каца его произведения исполняли пианист Константин Лифшиц и Новосибирский академический симфонический оркестр (дирижер Димитрис Ботинис). Прозвучали Третий фортепианный концерт и «Симфонические танцы».
В трактовке пианиста присутствовали сдержанность и такт, которые в такой же степени свойственны музыке Рахманинова, как и задушевная русская открытость, эмоциональность. «Симфонические танцы», наверное, самое сложное переживание Рахманинова. К чести музыкантов им удалось выразить его философскую глубину и таинственность.
Концерты Транссибирского фестиваля также проходят в других городах региона: Барнауле, Омске, Ачинске. А уже после закрытия в фестивальной столице — Новосибирске — лучшие программы услышит публика в Москве и Санкт-Петербурге. Транссибирский продолжает расширять границы.