Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕС предупредили о трудностях фермеров из-за дешевого зерна с Украины
Мир
Президент Хорватии указал на расплату Европы за конфликт на Украине
Мир
Нетаньяху заявил об обсуждении с Блинкеном укрепления альянса против Ирана
Мир
Мельник попросил у Берлина в 10 раз больше танков Leopard 2 для Киева
Мир
МИД Ирана призвал Киев к ответу из-за заявлений советника главы офиса Зеленского
Мир
Франция и Австралия договорились о производстве снарядов для поставки Киеву
Мир
Депутат бундестага поддержал отказ Шольца дать Киеву истребители
Спорт
Глава ОКР Поздняков отметил вред бойкота Олимпиад для спорта России
Мир
Запад может обязать Киев не применять против РФ поставленное оружие
Мир
Кириллов сообщил о найденном захоронении украинских биоматериалов в ЛНР
Мир
В США обеспокоились из-за позиции властей по поставкам оружия Киеву
Мир
Умер обладатель Кубка Канады хоккеист Бобби Халл
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» настаивает на увеличении срока гарантийного ремонта, отведенного законом «О защите прав потребителей», с 45 до 90 дней. Там считают, что заменять неисправную машину должен сам автопроизводитель, а не дилер; стоимость автомобиля в случае расторжения договора следует считать с учетом амортизации. Роспотребнадзор, в свою очередь, уверен: у дилеров есть возможности решать вопросы в рамках действующего законодательства. Подробности — в материале «Известий».

Автомобиль — не утюг

Срок, отведенный законом «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП) для устранения неполадок автомобиля, необходимо увеличить в два раза: с нынешних 45 до 90 дней. Об этом заявили представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) в рамках прошедшего в Совете Федерации совещания «Актуальные вопросы деятельности официальных представителей производителей, осуществляющих продажу и сервисное обслуживание автомобилей».

По словам вице-президента объединения Алексея Подщеколдина, в условиях, когда из 60 автобрендов, действовавших в нашей стране год назад, сейчас работают только 14, дилеры зачатую не могут выполнить сроки ремонта, прописанные в ЗОЗПП. Прежде всего это связано с трудностями в поставках деталей и запчастей, сложной логистикой и более длительными сроками их доставки.

автосалон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Не надо сравнивать нас с продавцами утюгов! Автомобиль — это технически сложный товар, — заявил Подщеколдин в Совете Федерации.

Согласно ст. 23 ЗОЗПП, в случае несоблюдения техцентром установленного срока ремонта владелец неисправного автомобиля вправе требовать неустойку в размере 1% от цены машины за каждый день просрочки.

Увеличение этого срока с 45 до 90 дней позволит дилерам избежать многомиллионных исков из-за задержек в поставках деталей, пояснили «Известиям» в пресс-службе РОАД. Ранее в ассоциации выступали с инициативой о введении временного моратория на применение ЗОЗПП в части сроков проведения ремонта.

Против «потребительского экстремизма»

Также в РОАД предлагают на законодательном уровне закрепить обязанность именно автопроизводителя заменять бракованную машину в случае необходимости. По действующим правилам, в такой ситуации покупатель вправе потребовать замену как с производителя, так и с продавца.

Еще одно предложение касается определения стоимости автомобиля в случае расторжения договора. Сейчас по ЗОЗПП она устанавливается, исходя из цены машины на момент аннулирования сделки, причем без учета естественного износа. В РОАД считают, что это способствует так называемому потребительскому экстремизму.

— Нередки случаи, когда недобросовестный покупатель, отъездив на автомобиле пару лет, возвращает его, ссылаясь на неустранимый брак. При этом с учетом роста цен он зачастую получает сумму большую, чем он заплатил за машину при покупке. Поэтому в случае расторжения договора при определении цены мы предлагаем учитывать амортизацию машины, — рассказали «Известиям» в пресс-службе РОАД.

завод автомобиль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Дилеры голосуют за

В текущих условиях инициативы РОАД способны благоприятно повлиять на ряд процессов в отрасли, считают опрошенные «Известиями» представители дилерских центров. Увеличение срока ремонта автомобиля до 90 дней позволит в сложных случаях справляться с проблемой поэтапно и более эффективно, уверен заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков.

— Безусловно, параллельный импорт помогает решать вопрос с наличием запчастей, и значительная часть деталей для проведения ремонта сейчас есть в наличии. Однако дефицит всё еще сохраняется, и увеличение указанных сроков проведения ремонта могло бы помочь участникам рынка в данной ситуации, — заявил он «Известиям». Эксперт также согласен, что при расторжении договора необходимо учитывать амортизацию

автомобиля.

Надо договариваться

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзоре) не поддерживают инициативы РОАД. Нормы ЗОЗПП доказали свою жизнеспособность, а проблемы дилеров зачастую возникают из-за их неправильной интерпретации, считает начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.

— Говоря о ст. 20 данного закона, в которой указан 45-дневный срок гарантийного ремонта, многие забывают о том, что она предусматривает возможность договоренности сторон в случаях, когда очевидно, что этот срок не может быть соблюден. Неумение дилеров договариваться с потребителями зачатую и проводит к проблемам. В данной ситуации мы не усматриваем необходимости в изменении закона «О защите прав потребителей», — заявил Олег Прусаков на совещании в Совете Федерации.

авто салон посетители
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Он отметил, что у дилеров есть «скрытые резервы, чтобы решить вопросы с потребителями». В частности, возможность применения при заключении договора купли-продажи закона «О медиации», который позволяет решить споры во внесудебном порядке с привлечением в качестве посредника (медиатора) независимого лица.

Также представитель Роспотребнадзора обратил внимание, что, несмотря на фактическое прекращение работы в нашей стране многих автопроизводителей, массовых судебных исков по поводу невыполнения договоров между ними и дилерами пока нет.

— Раз таких исков не наблюдается, значит, всех всё устраивает, — заключил Прусаков.

Он также напомнил, что во время ремонта дилеры могут использовать не только оригинальные детали, с которыми действительно есть определенные сложности, но и неоригинальные. По его словам, ЗОЗПП не устанавливает каких-либо ограничений на этот счет. Главное, чтобы такая деталь отвечала требованиям безопасности.

— Мы постоянно делаем запросы в Федеральную таможенную службу относительно поставок в нашу страну запасных частей и видим, что процесс импорта деталей идет. Пусть и в меньших объемах, чем прежде, — подчеркнул Олег Прусаков.

автозапчасти
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Вспомнили про закон

В нынешних условиях инициативы РОАД вполне понятны: тем самым дилеры пытаются минимизировать свои риски, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Однако они не учитывают позицию покупателей, которые также оказались в непростой ситуации.

— Действительно, в ряде случаев соблюсти установленные сроки ремонта из-за отсутствия запчастей бывает достаточно сложно. Но при этом выходит, что владелец автомобиля будет вынужден три месяца ждать, пока починят машину, — подчеркнул он.

По его мнению, одновременно с принятием предложения РОАД необходимо также ввести дополнительные меры поддержки и для автовладельцев.

автомобиль ремонт  сто
Фото: РИА Новости/Антон Денисов

— Не секрет, что в сложных случаях дилеры стараются не связываться с гарантией и пытаются переложить ответственность на автомобилиста. Мол, вы неправильно эксплуатировали машину. Более жесткие требования к автосалонам в вопросах гарантийного ремонта могли бы стать своеобразной компенсацией для покупателей в случае увеличения сроков, отведенных дилерам на починку машины, — считает Радько.

Предложениями по изменению ЗОЗПП дилеры попытаются выторговать для себя особые, льготные условия, уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— Пару лет назад, когда автосалоны не стесняясь приписывали к цене машины сотни тысяч рублей за резиновые коврики или сигнализацию, а также просили астрономические суммы за дополнительное оборудование, про этот закон они благополучно «забыли». Теперь, когда ситуация на рынке изменилась, они про него вспомнили и пытаются изменить его в своих интересах, — заявил «Известиям» Шапарин.

Читайте также
Реклама