Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дилеры просят приостановить действие закона «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП) в отношении сроков проведения гарантийного ремонта автомобилей. Однако если это случится, владелец транспортного средства с заводским браком не сможет защитить свои права, считают юристы. Повышение спроса на запчасти и скачок курса валют привели к серьезному росту цен, отмечают эксперты. Оставят ли автовладельцев без гарантийного ремонта, выясняли «Известия».

Как санкции отразились на автодилерах

С инициативой включить автодилеров в список отраслей, пострадавших от введения санкций, на совещании в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев. Он предложил приостановить действие ЗОЗПП в части обеспечения сроков гарантийного ремонта из-за перебоев с поставками импортных запчастей.

Автосервис
Фото: РИА Новости/Наталья Горшкова

В пресс-службе РОАД подчеркнули, что на совещании Зубарев выступал как региональный представитель РСПП, однако он «озвучил позицию ассоциации».

Автокомпании, приостановившие поставки автомобилей в нашу страну, заявляют о сохранении сервисных контрактов и обслуживания машин.

Что говорят автопроизводители

«Мы делаем всё возможное, чтобы в условиях ограниченных поставок запчастей в полной мере обеспечить выполнение гарантийных обязательств перед клиентами, равно как и оказание всего комплекса наших цифровых услуг. Вместе с партнерами в дилерской сети мы продолжим выполнять сервисное обслуживание автомобилей с соблюдением всех стандартов BMW Group», — говорится в сообщении компании BMW.

Продолжает выполнять свои гарантийные обязательства в России и компания Porsche.

«Запасные части отгружаются дилерам. Дилерская сеть функционирует», — отметили в пресс-службе автопроизводителя.

«Несмотря на определенные трудности, мы продолжаем поставки деталей и комплектующих в прежнем режиме по всем брендам Stellantis», — сообщили «Известиям» в пресс-службе концерна, включающего такие марки, как Peugeot, Citroen, Opel, Fiat, Jeep.

Почему вырос спрос на ремонт

Официальные дилеры все же признают некоторые сложности, возникшие с поставками запчастей.

— Сохраняется неопределенность касательно сроков поставок запчастей, однако задержки в настоящее время минимальные. Пока никакой информации о снижении поставок от импортеров не поступало. О каких-либо дальнейших изменениях по наличию и поставкам комплектующих сейчас давать прогнозы преждевременно, — завил «Известиям» заместитель генерального директора по сервису автомобильной группы «Авилон» Алексей Гуляев.

Автосервис
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

По его словам, в последнее время отмечается увеличение числа запросов со стороны клиентов на ремонт и техобслуживание.

— Автовладельцы стремятся пройти необходимые сервисные процедуры впрок, опасаясь роста цен на запчасти и усиления дефицита, — добавил он.

Как растут цены на запчасти

По словам автоэксперта Романа Гуляева, ряд автопроизводителей уже разблокировал импорт запчастей и комплектующих в дилерские центры. Однако о массовых поставках речь не идет, подчеркнул он.

— Запасные части поставляются дилеру под конкретную машину, а не на склад, — отметил Гуляев.

Из-за сбоя логистических цепочек и нестабильной ситуации с курсом валют он прогнозирует дальнейшее повышение цен на автомобильные запчасти и комплектующие.

Детали уже стали заметно дороже, чем несколько недель назад. Как отмечает эксперт рынка запчастей, маркетолог компании Auto3N Марина Белоглядова, из-за ажиотажного спроса и роста курса валют дилеры гораздо сильнее подняли цены на запчасти, чем автомагазины.

В рознице за последние пару недель стоимость деталей увеличилась на 30–50%. У дилеров, по нашим данным, цены выросли сразу на 70–100%, — отметила она.

Когда требовать неустойку

Закон «О защите прав потребителей» четко указывает срок, в течение которого должен быть произведен гарантийный ремонт автомобиля — не более 45 суток, подчеркивает адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

— Отсутствие в техцентре необходимых деталей и комплектующих не является основанием для отказа в проведении такого ремонта или нарушения сроков его проведения, — отмечает юрист.

Автосервис
Фото: РИА Новости/Наталья Горшкова

В том случае, если дилер по каким-либо причинам не уложится в отведенные законом 45 суток, владелец автомобиля вправе требовать с него неустойку в размере 1% от стоимости машины за каждый день просрочки, подчеркнул Радько.

С ним согласен и адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Антон Лелявский. По его мнению, приостановление действия ЗОЗПП негативно скажется на владельцах автомобилей.

— В таком случае машина с заводским браком может год стоять у дилера в ожидании недостающей запчасти. При этом предъявить какие-либо претензии и требовать выплаты неустойки автомобилист не сможет, — считает он.

Как автомобилисту защитить свои права

Нередко дилеры под различными предлогами стараются отказать автовладельцу в гарантийном ремонте, уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, зачастую такие отказы признавались необоснованными после обращения непосредственно к автопроизводителю. Приостановка деятельности ряда автоконцернов в нашей стране приведет к затягиванию этого процесса и злоупотреблениям со стороны дилеров, считает эксперт.

— В этой ситуации ЗОЗПП является единственным инструментом, который позволяет владельцу автомобиля защитить свои права. Простановка действия этого закона лишит автомобилистов такой возможности, — уверен Антон Шапарин.

В случае отказа дилерского центра признавать поломку гарантийным случаем эксперты и юристы советуют автовладельцу провести независимую техническую экспертизу машины и обращаться в суд.

Как показывает практика, в таких ситуациях суды чаще всего встают на строну автомобилистов и обязывают техцентры и автопроизводителей провести ремонт автомобиля за свой счет, отмечает адвокат Лелявский.

Читайте также
Реклама