Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕС предупредили о трудностях фермеров из-за дешевого зерна с Украины
Мир
Нетаньяху заявил об обсуждении с Блинкеном укрепления альянса против Ирана
Мир
Умер обладатель Кубка Канады хоккеист Бобби Халл
Мир
Лондон сможет поставить Киеву танки Challenger 2 лишь к лету
Экономика
Лавров заявил об адаптации России к новым реалиям в условиях внешнего давления
Мир
Посольство РФ усомнилось в адекватности Джонсона после слов об угрозах от Путина
Спорт
Украинский футболист Малиновский извинился за объятия с россиянином Головиным
Мир
Бойцы ВСУ пожаловались немецкому журналисту на тяжелое положение под Артемовском
Мир
В США заявили об успешном тестовом полете гиперзвуковой ракеты
Экономика
Кабмин утвердил порядок исполнения указа Путина об ответе на потолок цен на нефть
Мир
На Украине предложили объявить импичмент Зеленскому
Армия
Советник Пушилина допустил возможное окружение Артемовска через несколько дней
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Согласно выводам ООН, модная индустрия наносит серьезный вред окружающей среде — в первую очередь за счет ядовитых стоков с красильных фабрик, а также неправильной утилизации устаревших предметов одежды. В частности, это касается так называемой быстрой моды, связанной с постоянной сменой трендов и покупкой большого количества недорогих вещей. Способна ли модная индустрия стать более экологичной и как бренды заботятся об окружающей среде — в материале «Известий».

О моде и расходе

Многие потребители сегодня отдают предпочтение так называемой быстрой моде. Она ориентирована на производство больших объемов недорогой одежды в короткие сроки, при этом ассортимент той или иной марки может полностью меняться несколько раз за сезон. Всё это делает актуальные тренды доступными для самого широкого круга покупателей, но в то же время создает дополнительные угрозы для окружающей среды.

— Звучит как оксюморон, но быстрая мода с нами надолго, у нее есть и плюсы, и минусы, главный из которых — вред для природы. Большинство из таких вещей человек, покупая, даже не носит, они лежат в шкафу и затем отправляются на свалку, а значит, ресурсы для их производства были затрачены зря, — делится стилист и имидж-дизайнер Елена Юрина.

Постоянное обновление гардероба выгодно компаниям, их основной интерес — получение прибыли и увеличение товарооборота. При этом сами производители не создают спрос на тренды, а следят за ними, отмечает директор дизайн-бюро Oodji, промышленный дизайнер Анастасия Богданова. По словам эксперта, сильное влияние на моду оказывают кино, сериалы и спорт.

— Например, сериал «Ход королевы» ввел в моду клетку, сериал «Бриджертоны» — романтичные принты и корсеты, а «Игра в кальмара» вызвала дикий ажиотаж на зеленые спортивные костюмы, — рассуждает она.

костюм
Фото: ТАСС/EPA/RUNGROJ YONGRIT

Быстрая мода не теряет в продажах, а набирает их за счет интернета и постоянно меняющихся трендов, соглашается дизайнер.

Один из способов снизить стоимость исходного продукта — использовать некачественные и дешевые ткани, красители, неэкологичные пути распространения и утилизации. Помимо вреда природе, такие методы опасны для людей, работающих на производстве и проживающих вблизи фабрик и рек, куда сливают токсичные отходы, а также для тех, кто живет рядом со свалками одежды.

Модная индустрия вредит природе несколькими способами, рассказывает исследователь моды, автор лекций об экологии и моде Наталья Ксенчак. Это экологическое загрязнение при производстве растительных материалов, негуманное отношении к животным, загрязнение при обработке материалов, загрязнение пластиком и микропластиком, а также переполненность свалок из-за неправильной утилизации.

В сточные воды фабрик регулярно попадают красители, поверхностно-активные вещества, отходы производства синтетических волокон и пестициды с хлопковых полей. Это приводит к гибели водных растений и животных, размножению бактерий и делает воду непригодной для использования людьми.

— Большой вред экологии наносит именно окрашивание тканей. С красильных фабрик текут разноцветные реки, сжигая всё на своем пути, — утверждает Анастасия Богданова.

Рабочий стирает ткань после окрашивания

Рабочий стирает ткань после окрашивания, Бангладеш

Фото: ТАСС/Zuma

Еще одной экологической проблемой стало выбрасывание ненужной одежды на свалки и сжигание текстиля, что приводит к существенному увеличению выбросов парниковых газов ежегодно.

По данным программы ООН по окружающей среде, индустрия моды производит 20% сточных вод и 8–10% глобальных выбросов углерода, что делает ее одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды.

— Всему виной не навязчивая реклама, а «компот» из нейромедиаторов в мозгу человека. Всплеск серотонина и дофамина при совершении покупки вызывает особое состояние, а механизм формирования зависимости точно такой же, как и в случае с наркотиками и алкоголем, — считает эксперт сервиса психологического консультирования «Грань.рф» Лизавета Айвазова.

По словам специалиста, такая форма аддиктивного поведения воспринимается как социально приемлемый вид зависимости, однако к чрезмерному потреблению стоит относиться не как к вредной привычке, а как к угрозе психологическому благополучию.

«Анестетик» для души

О желании покупать без необходимости с точки зрения психологии заговорили еще в конце XIX века. Тогда был сформулирован термин «ониомания», известный как шопоголизм.

— Шопоголики тратят безумное количество денег на одежду и при этом часто разочаровываются, ведь покупают на эмоциях, а не ориентируясь на реальные потребности, — отмечает клинический и бизнес-психолог Станислав Самбурский.

одежда
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Он выделяет три основные причины появления зависимости: покупки впрок дают временное ощущение безопасности, плюс такое поведение становится способом избавиться от неприятных переживаний. Другим важным фактором является желание произвести впечатление.

В конечном итоге такое поведение чаще провоцирует проблемы во взаимоотношениях и постоянное самобичевание, обращают внимание эксперты.

Лизавета Айвазова связывает появление ониомании с неумением справляться со своими эмоциями.

— Какое-то чувство становится непереносимым, и чтобы заглушить его, требуется «анестетик» для души. Нерешенные внутренние проблемы и отсутствие навыка проживать свои эмоции — то, что приводит к любого рода зависимости, — рассказывает психолог.

Зависимость становится сильнее со временем: человек покупает всё чаще и чаще, берет кредиты и без новых покупок страдает от острой тревоги или вспышек агрессии.

Эксперты утверждают, что избавиться от шопоголизма так же сложно, как и от любой другой зависимости. Это возможно, но в некоторых случаях потребуется помощь специалиста-психолога или психотерапевта.

шопинг
Фото: Global Look Press/Daniel Schoenen

— Выход из ониомании — довольно длительная и непростая работа над собой. Обучение тому, как контролировать свои импульсы, наряду с приведением в порядок эмоциональной сферы и разбором «истоков» проблемы, — заключает Лизавета Айвазова.

При этом запрещать себе что-либо без учета истинной потребности, которая лежит за этим желанием, не стоит, нужно прислушиваться к себе, рекомендуют специалисты.

— Осознанное потребление означает, что мы становимся и более внимательными к своим потребностям, и более адаптивными в способах их удовлетворения, то есть становятся доступными большие возможности получения положительных эмоций, — объясняет психолог Юлия Кузнецова.

Расхламление гардероба, как новая стрижка, чудесным образом способно преобразить человека и его внутренний мир, считает Анастасия Богданова. По ее мнению, стоит избавиться от изделия, если оно не приносит радости и если вещь не носили последние пару лет.

Дольше — лучше

Поддерживать идеи экологичности и продвигать их в своих рекламных и пиар-акциях сегодня стали многие мировые бренды, отмечают эксперты.

— В первую очередь можно вспомнить коллекцию Lacoste Save Our Species 2019 года: знаменитый логотип поло в виде крокодила заменили на изображения 10 исчезающих видов животных, — рассказала Елена Юрина.

Производство экошуб

Производство экошуб

Фото: ТАСС/Петр Ковалев

В результате бренд не только привлек внимание к проблеме вымирания диких животных, но и перечислил доход от продаж Международному союзу охраны природы. В 2020 году Prada запустила совместную образовательную программу с ЮНЕСКО по защите Мирового океана.

В секторе масс-маркета Елена Юрина выделила бренд Mango, у которого есть экологичная линейка Committed из шерсти и вискозы.

По данным опроса, проведенного этой осенью среди москвичей мобильным приложением «Город» и финансовым маркетплейсом «Сравни», 84% опрошенных волнуют экологические проблемы, но только 4% из них сдают вещи на переработку.

Однако и эта мера не всегда является панацеей, обращают внимание эксперты.

Сейчас на рынке много изделий из переработанного сырья. С одной стороны, это хорошо, а с другой — такие изделия сделаны из коротких переработанных волокон и легко скатываются. Получается, что сил на переработку потрачено много, а жизнь продлена ненадолго, — рассуждает Анастасия Богданова.

Современная мода идет по пути решения экологических проблем, но еще не нашла идеальную формулу, заключает дизайнер. Альтернативой может стать покупка одежды из натуральных материалов — они легко утилизируются и не наносят вред окружающей среде.

переработка вещей
Фото: ТАСС/Александр Щербак

— Причем изделия из льна и крапивы считаются экологичнее хлопка, так как на производство тканей из них требуется меньше воды. Льняные ткани не выходят из моды и всегда актуальны летом, — поделилась дизайнер.

Натуральная кожа и замша тоже считаются экологичными материалами, изделия из них прослужат долго. Покупать вещь эксперты советуют только в случае, если она качественная и будет носиться не один сезон.

Экологичными можно назвать и те материалы, которые содержат либо 100% синтетических, либо 100% натуральных волокон, говорит Наталья Ксенчак. По ее словам, лучше отказаться от смесовых волокон, которые невозможно отделить друг от друга, такая одежда не подойдет для переработки.

— Однако существует множество других вариантов. Например, винтажная шуба из натурального меха будет экологичнее, чем современная шуба из искусственного. По сути, любая вещь, бывшая в употреблении или используемая на протяжении долгих лет, гораздо экологичнее современной, — считает она.

Незабытое старое

Существуют также базовые предметы одежды, актуальные вне зависимости от меняющихся трендов.

— На самом деле есть «вечные» вещи в гардеробе, такие как водолазка, байкерская кожаная косуха, классический тренч и маленькое черное платье, — отмечает Анастасия Богданова.

девушка
Фото: ТАСС/dpa/Grace Lunn

Мода, по словам эксперта, циклична — в бутики возвращаются образы прошлых десятилетий, но в обновленном виде. Например, снова можно встретить тенденции 1970-х, 1980-х и 1990-х годов, а также «низкую» посадку джинсов.

— Если у вас есть сокровище из 1970-х в виде вязаных топов, платьев, джемперов, то самое время их достать, — советует она.

С этим согласна и Елена Юрина. Возвращение к эстетике 1980–1990-х — это повод поискать винтажные модели на ресейле.

При этом основу гардероба лучше составить из вещей «долгоиграющих»: с лаконичным и прямым кроем, свободной посадкой, оверсайз. К нестареющей классике стилист относит белые рубашки, тренчи, прямые пальто, классические белые кеды, свободные кашемировые джемперы и базовые прямые джинсы.

— Самое простое — это джемперы. Сейчас в моде рваные изделия, поэтому достаточно развязать нитки и сделать дырки, чтобы снова надеть эту вещь. Старые мамины бусы можно разобрать и пересобрать в актуальные украшения, сделав микс с другими бусинами, — поделилась идеями стилист.

По мнению экспертов, осознанное потребление не предполагает наличие большого гардероба. Оно подразумевает отсутствие микротрендовых вещей, которые живут пару сезонов, а затем становятся антитрендом.

магазин
Фото: ТАСС/Zuma

— Это, как правило, вещи необычной формы, фактуры, с броским принтом. Недолго прожили, например, платья-колокольчики, «голые» платья, юбки-пачки: если надеть что-то из этого на вечеринку в 2022–2023 годах, вас не поймут. К ярким деталям относимся с подозрением: в образе всегда можно сделать акцент с помощью аксессуаров и макияжа, — поясняет Юрина.

Нейтральные оттенки остаются актуальными всегда, отмечает Наталья Ксенчак.

— Базовые оттенки потому и называются базовыми, что они не меняются со временем. Правда, если проанализировать нейтральные палитры Pantone за разные годы, то окажется, что сейчас из цветовой гаммы гардероба уходят темные оттенки (черный, темно-серый и темный хаки), даже осенне-зимняя обувь становится светлой, — добавила эксперт.

В весенних показах следующего года много натуральных бежевых, коричневых оттенков, рассказала Анастасия Богданова. По ее словам, светло-бежевая твиловая ткань — подходящий вариант. Из года в год такие куртки, джинсы, сарафаны и юбки всё чаще встречаются в коллекциях масс-маркета.

В последнее время даже самые консервативные бренды начинают сотрудничать с фирмами по переработке мусора и создавать из этих материалов одежду. Например, в коллекции сезона весна-лето 2023 года бренд Balmain продемонстрировал одежду из прессованной бумаги и соломы.

В идеале — отдавать одежду для повторного использования на фримаркеты, перепродажу или в фонды помощи. Также в некоторых городах России есть специальные магазины или комиссионки, куда можно сдать вещи, — советует Наталья Ксенчак.

Среди других приятных способов избавиться от ненужной одежды без вреда для окружающей среды — организация вечеринки с обменом вещей, подарки близким или передача вещей в благотворительные организации, дополнила список Анастасия Богданова.

Читайте также
Реклама