Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Культура
В Москве вводят новые правила продажи билетов в театры. Что нужно знать
Мир
Минобороны КНДР обвинило США в обострении ситуации в регионе
Экономика
Эксперт дал советы по выбору квартиры с минимальными затратами на ремонт
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Здоровье
Россиянам рассказали о признаках возникновения деменции и ее профилактике
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Частные беспилотники с сентября можно будет применять в поисково-спасательных работах. Работа добровольная, но ущерб обещают возмещать, — Минтранс выпустил проект правил субсидирования владельцев БПЛА, которые понесли затраты на поисковые работы. Участвуют ли сейчас беспилотники в спасении людей, какие условия для этого нужны и что может помешать направить свой дрон на благое дело — в материале «Известий».

Как будут применять частные беспилотники

С 1 сентября вступят в силу поправки в Воздушный кодекс, касающиеся беспилотников. Одно из новшеств — дроны, принадлежащие частным лицам и организациям, можно будет задействовать в поисково-спасательных работах. Параллельно Минтранс разработал проект правил субсидирования авиационных предприятий, организаций экспериментальной авиации и владельцев беспилотников, которые участвуют в поисково-спасательных работах. Проще говоря, добровольцы, которые согласятся поучаствовать в поиске или спасении людей с помощью своих беспилотников, смогут рассчитывать на возмещение понесенных на эти цели затрат.

мчс беспилотник
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

В Росавиации пояснили «Известиям», что раньше беспилотные воздушные суда не привлекались в поисково-спасательных работах, эта возможность будет предоставлена с 1 сентября. Были случаи, когда БПЛА Минобороны России, группы «ЛизаАлерт» и других участвовали в спасении людей, но это происходило «на общественных началах, затраты их ранее не компенсировались».

В МЧС «Известиям» сообщили, что также не привлекают частных владельцев беспилотников к поискам, но имеют в своем арсенале более 380 беспилотных авиационных систем.

Депутат Госдумы Анатолий Выборный считает меру «крайне эффективной для поисково-спасательных работ при крушении воздушного судна или водного транспорта».

— Зачастую для обнаружения пострадавших недостаточно сил и средств, которыми обладают Росавиация и МЧС, во всяком случае личный состав не может в кратчайшее время прочесать многокилометровую площадь водной поверхности или труднопроходимых лесных массивов, — сказал он «Известиям». — С помощью беспилотника можно охватить и осмотреть значительные пространства, не направляя туда людей, транспорт, не тратя горючее и самое ценное в таких ситуациях — время.

Сотрудник добровольного поисково-спасательного отряда "Лиза Алерт" во время совместных учений с вертолетным поисково-спасательным отрядом "Ангел" в Московской области
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Новые правила субсидирования, по сути, переиздаются уже несколько раз. Выборный пояснил, что ранее речь в них шла только про авиационные предприятия и организации экспериментальной авиации, а теперь правила распространяются на владельцев беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем.

Как будут возмещать затраты после поисковых работ

Учредитель именной юридической компании Елена Загоруйко поясняет, что возмещение фактически понесенных затрат теперь предполагается осуществлять по результатам отбора организаций и владельцев беспилотников на основании поданных в Росавиацию заявок. При этом, замечает она, в правилах прописано, что очередной этап отбора не проводится при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, — то есть может сложиться ситуация, когда возмещение получить не удастся.

Руководитель департамента анализа данных и машинного обучения Финансового университета при правительстве РФ Владимир Соловьев считает, что для авиационных предприятий правила предоставления субсидий достаточно понятные, но для владельцев беспилотных воздушных судов порядок привлечения к поисково-спасательным работам и перечень подлежащих возмещению затрат по-прежнему не определен в достаточной степени.

дрон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Директор юридического института РУТ (МИИТ) Евгений Нестеров отмечает, что использование беспилотников, владельцами которых являются частные лица, требует внесения изменений в ряд документов. Например, в Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации».

— Думаю, вопросы компенсаций владельцам беспилотников целесообразно было бы рассмотреть после соответствующей актуализации значительного количества нормативно-правовых актов и решения принципиального вопроса о правовых основаниях использования частной собственности для государственных нужд, — сказал Нестеров «Известиям».

Самую большую проблему, связанную как раз с сертификацией лиц, выполняющих авиационные работы, озвучила внешний эксперт ГК «Геоскан» Елена Никитина.

— Поисково-спасательная операция, как и аэрофотосъемка, — это тоже авиационная работа, — сказала она «Известиям». — Но с 1 марта этого года организации могут привлечь для выполнения авиационных работ только внешнего пилота, прошедшего обучение по программе, согласованной Росавиацией. Только вот ни одной утвержденной Росавиацией программы нет, а предложенные программы обучения пилотов беспилотников были отвергнуты.

В итоге, говорит Никитина, нет ни одной легальной программы и ни одного легального пилота для беспилотников массой до 30 кг. Пока в поисковых работах Росавиация на это закрывает глаза, позволяя искать людей с помощью БПЛА, но для привлечения добровольцев в официальных поисковых работах в дальнейшем это может стать серьезным препятствием.

Еще одна проблема, о которой говорит Никитина, — это необходимость регистрировать все беспилотники. Любой владелец беспилотника свыше 30 кг должен зарегистрировать его или поставить на учет, если вес дрона — от 150 г до 30 кг. Однако большинство граждан не регистрируют свои БПЛА. При использовании таких дронов Росавиация просто не будет иметь права закрыть небо на время поисково-спасательной операции.

Нужны ли частные беспилотники в поисковых работах

В МЧС и Росавиации частных владельцев беспилотных систем пока не привлекают, но вообще-то поиском людей с помощью БПЛА занимаются уже давно. В частности, «ЛизаАлерт». Однако сейчас это объединение скорее примет в дар беспилотник, чем воспользуется помощью простого человека, имеющего свой БПЛА.

Руководитель направления беспилотной авиации поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Евгений Герасимов поясняет, что практика привлечения владельцев беспилотников со стороны не очень хорошо себя зарекомендовала. В частности, из-за очень низкого качества материала, который получают от непрофессионалов.

— Мы тратим время человека, который захотел помочь, тратим время группы анализа фото- и видеоматериалов, но ничего не добиваемся при этом, — сказал он «Известиям». — Поэтому уже не первый год эта практика у нас фактически закрыта.

Елена Никитина, которая также работала в многочисленных поисках, поясняет: очень многие думают, что в поисково-спасательных работах съемка с беспилотника ведется в реальном времени, в режиме видеомониторинга. Однако на самом деле принимаются только фотоснимки, а беспилотник должен двигаться по летному заданию, чтобы не пропустить ни единого клочка земли. Управление человеком не дает надежного результата — сложно ориентироваться на местности, сложно быть уверенным, что просмотрено всё.

поисково спасательная группа мчс
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

— Фото должно быть высокого разрешения, минимум 4 на 3 тыс. точек, его нужно сделать в определенном диапазоне высот — с высоты до 60 м, если ищут взрослого человека, — говорит она. — Получившиеся снимки передаются группе просмотра и анализа, которая осматривает фотоснимки: ищут человека либо признаки его присутствия — следы, одежду, поломанные ветки, места лежки, укрытия и т.д.

Беспилотник должен передавать качественные снимки, в противном случае время на обработку материалов кратно увеличивается. По сути, самые популярные беспилотники для этих целей не подойдут, а модели, озвученные Никитиной, стоят от 180 тыс. рублей и выше.

Особенные требования предъявляются и к человеку, занимающемуся поиском. Он должен уметь настроить камеру так, чтобы снимок получился качественным. Должен правильно выстроить полетное задание и ориентироваться на местности. Поэтому даже видеооператоры с большим полетным стажем не подойдут для этих целей. По сути, это профессиональная работа.

— Мы своих волонтеров обучаем, — говорит Герасимов. — У нас большой опыт, и обучение проходит небыстро. Более того, человек должен не только научиться правильно работать беспилотником в условиях поиска, он должен и побывать на поиске, чтобы понимать, как всё происходит.

Даже когда неопытный владелец беспилотника приносит уже готовый материал поисковикам, его помощь могут не принять — просто чтобы сэкономить время. Без специального обучения реально помочь в поисках сложно.

Из организаций на помощь могут прийти специализированные — геодезисты, например, работа которых максимально близка к поисково-спасательным, говорит Герасимов.

— Они используют примерно те же технологии, с ними можно общаться на одном языке, — говорит он. — Когда спасателей из МЧС просишь предоставить фотографии с определенным перекрытием (перекрытиями называют части аэроснимков, на которых изображена одна и та же местность. — Ред.), они не понимают, о чем речь, а специалисты из области геодезии и картографии понимают. Но таких людей не так много, как хотелось бы.

Герасимов замечает, что нужно обучать пользоваться беспилотниками как комплексом — сам по себе дрон становится бестолковым, если к его работе не подходят системно.

— Комплексно работа с ним должна в себя включать хорошую камеру, вычислительные мощности, программное обеспечение, которое позволит управлять БПЛА максимально безопасно и эффективно, — говорит он. — Кроме того, важны нейронные сети, чтобы отсматривать все снимки не глазами, а искусственным интеллектом, и так далее.

Что могут беспилотники

При этом эффективность беспилотников в поисково-спасательных работах реально высока.

— Скажем, поле с высокой травой площадью 500 на 500 м пешая группа «закроет» за пять-восемь часов, беспилотник бытового уровня — за полтора-два часа, а промышленный беспилотник — за 10–15 минут, — говорит Герасимов. — Понятно, что используются беспилотники только там, где они эффективны, — над лесами мы не летаем, за исключением участков с ветровальными деревьями или болотами. Они как раз хорошо просматриваются с воздуха, и это гораздо безопаснее, чем посылать туда пешие группы.

В «ЛизаАлерт» научились использовать и нейронные сети — и они уже дают результат. Так, вспоминает Герасимов, в прошлом году в природной среде пропал пожилой мужчина с деменцией. Два-три дня его искали пешие группы, но найти не могли. Вылетел беспилотник, но снимки передать в группу просмотра и анализа было невозможно из-за отсутствия сети. Спас ситуацию искусственный интеллект, который отсмотрел фотографии самостоятельно.

— Через полтора часа после полета нейросеть нашла человека, — говорит Герасимов. — У него уже началась стадия гипотермии — есть определенные косвенные признаки, которые даже по фотографии видны. Мы успели, мужчину спасли, передали медикам. Если бы полетели на следующее утро, скорее всего, человек бы уже погиб.

беспилотник управление
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Он замечает, что функции у беспилотников очень велики — например, доставка грузов в отдаленные районы. Можно применять спецоборудование — например, виртуальные базовые станции, которые позволят организовать аварийную связь, обеспечить ее заблудившимся людям, узнать, сколько мобильных телефонов осталось в затопленном поселке, и т.д.

— Есть еще тепловизоры, которые потихоньку начинают применять, и уже есть найденные с их помощью люди, — говорит Елена Никитина. — Но тепловизор — это дорого, и тут уже поле для деятельности организаций, которые могут предоставлять это оборудование. Можно развивать сотрудничество.

Директор отдела промышленных решений компании Skymec Антон Ларсен замечает, что дроны могут работать днем и ночью, в горах, лесах, ущельях, в задымлении или при резких температурных перепадах.

— С помощью БПЛА спасатели научились доставлять медикаменты, воду и пищу и даже первично опрашивать пострадавших при обнаружении, — сказал он «Известиям». — Один из недавних примеров, доказывающих эффективность беспилотников, произошел в Анапе на Центральном пляже, где человека в воде обнаружили с помощью системы мониторинга. Он подавал сигналы о бедствии. Для спасения был направлен беспилотник, который скинул спасательный жилет пострадавшему.

Будут ли активнее использовать дроны

Системы беспилотников для поисково-спасательных операций пытаются развивать — появляются различные продукты у частных компаний. Так, ООО «Вершина» несколько лет назад предложила интеллектуальный модуль «ИРКам», который автоматически может обнаружить людей, животных, технику, огонь.

мчс беспилотник
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

— С этим продуктом мы участвовали в технологическом конкурсе, но в финале проиграли — устройство пока лежит на полке, — говорит гендиректор компании Алекс Гришаев. — МЧС интерес проявляло, но устройство дорогое (в 2019 году — от 680 тыс. рублей. — Ред.) и пока невостребованное. Но в целом рынок к такому оборудованию абсолютно готов, и если правительство по новым правилам будет компенсировать именно вылеты, произведенные для поиска пропавших людей, то даже мы сможем предоставлять свою технологию по просьбе МЧС и других организаций.

Заместитель гендиректора лаборатории дронов BRLab Роман Орехов замечает, что в России ощущается нехватка беспилотников в поисково-спасательных работах. Однако Антон Ларсен замечает, что с закупкой могут быть проблемы: цены на продукцию выросли в летние месяцы в два раза.

— Ориентировочно, если раньше беспилотник стоил 500 тыс. рублей, то сейчас его цена может превышать 1 млн рублей, — сказал Ларсен.

Роман Орехов считает, что важно создавать центры обучения операторов БПЛА для различных подразделений, а также находить компетентные организации с готовыми решениями на базе беспилотников.

Читайте также
Прямой эфир