Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Политолог назвал прекращение Венгрией поставок топлива Киеву вынужденным ответом
Общество
Путин заявил о необходимости продолжить работу в рамках социальной газификации
Общество
Атомный ледокол «Сибирь» отправили в замерзающий Финский залив
Мир
Вучич заявил о готовности Сербии вступить в ЕС без права вето
Мир
Британия открыла представительство посольства во Львове
Общество
Путин поблагодарил правительство РФ за работу по модернизации здравоохранения
Общество
В России будут совершенствовать систему оплаты труда медработников
Общество
ГП отзовет иск об изъятии активов двух цементных заводов на Кубани
Общество
Путин отметил важность современных больниц для повышения качества жизни россиян
Общество
Роспатент получил заявку на товарный знак якобы от имени Долиной
Общество
Путин назвал демографию национальным приоритетом РФ на годы вперед
Спорт
На аэродроме Минспорта в Тверской области провели акцию «Воздушная Олимпиада»
Общество
В Петербурге могут запретить работу трудовых мигрантов в торговле
Мир
Суд Москвы получил протокол на бывшего «народного губернатора» Донецкой области
Мир
The Economist указал на работу США по возможному снятию санкций с РФ
Общество
В Госдуме напомнили об изменении порядка оплаты ЖКУ в России с 1 марта
Мир
Переговоры России, Украины и США в Женеве завершились
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Действия украинских националистов во время спецоперации России привели к беспрецедентно большому числу пропавших без вести мирных жителей Донбасса. МЧС ДНР и волонтеры организовали масштабную поисковую операцию. К ней подключилось и российское журналистское сообщество — военкоры, работающие в горячих точках, в том числе журналисты нашего издания. Подробности и непридуманные истории людей — в материале «Известий».

Поиски МЧС и роль Красного Креста

В 2014 и 2015 годах в ДНР пропали без вести 350 человек, в ЛНР — 230. Однако сейчас из-за действий националистов число тех, кого не могут найти родные, значительно увеличилось.

— Розыск родственников в освобожденных населенных пунктах — основной запрос, с которым обращаются на нашу горячую линию, — рассказал «Известиям» глава МЧС ДНР Алексей Кострубицкий.

Только за текущие сутки (с 00:00 до 8:00 7 апреля. — «Известия») поступило более 3000 звонков по розыску родных, проживавших в населенных пунктах, ранее находящихся под контролем Украины. На электронную почту ежедневно поступает более 500 заявок. Всего с 2 марта 2022 года — 143 119 обращений, из них найдено 4100 человек, — отметил Кострубицкий.

Контакты горячей линии МЧС ДНР:

+38 062 342 69 99

+38 071 342 69 99

+7 863 318 29 99

hotline@mail.dnmchs.ru

По словам министра, в Мариуполе и Волновахе поисково-спасательные группы совместно с саперами МЧС ДНР обследуют школы, детские сады, многоэтажные дома и частный сектор. Обследовано около 3000 зданий и сооружений. Реанимационная противошоковая команда МЧС оказала помощь более 300 пострадавшим.

мчс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Активное участие в розыске пропавших без вести мог бы принимать Международный комитет Красного Креста. В уставе указывается: «МККК работает по всему миру, оказывая помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия». Однако, как сообщили «Известиям» в организации, на территории ЛДНР их поисковики не работают.

— На горячую линию Российского Красного Креста поступают заявки на воссоединение семейных связей от переселенцев с Украины и из Донбасса, находящихся в РФ. С момента запуска принято более 1000 обращений. На данный момент в работе около 900 заявок, из которых 30 — по России. Мы принимаем обращение, фиксируем его, уточняем недостающие сведения: кого человек ищет и прочее. Обрабатываются заявки в Центре розыска информации. В случае необходимости мы обращаемся в компетентные органы и к коллегам по международному движению за помощью в поиске необходимой информации, — сообщили нам в РКК.

«Хочу сообщить, что я жив»

По данным «Известий», больше всего просьб поступает от родственников мариупольцев и жителей соседних населенных пунктов. С самого утра люди в Мариуполе выходят из укрытий в ожидании волонтеров молодежной организации ДНР «Молодая Республика». В руках держат записки с короткими обращениями.

Чтобы записать послание близким на камеру, выстраивается огромная очередь. Самые дорогие люди у большинства мариупольцев живут в России.

  • «Клочковым Сергею или Валентине в Железногорск Курской области. Мы живые, но нам плохо. Не знаем, когда свяжемся», — Валентина Клочкова.
  • «Родному брату Валерию в город Боровичи Новгородской области. Я жива», — Наталья Люсира.
  • «Брату Юрию в Воронеж. У нас мама умерла 26 марта. Мы ее похоронить не смогли, прихоронили временно. Когда всё успокоится, тогда будем хоронить. Мы живы пока, держимся», — Анна Вахленко.
  • «Моей дочери. Я жив и здоров», — Виктор Войнов.
  • «Моей жене Лиле. Я жив. Живу в подвале. Квартира упала, дом разрушился. Позвони Вадиму. Может ли он меня встретить, чтобы я пожил у него», — Сергей Кравченко.
  • «Родне в Россию. Мы живы, не переживайте», — Татьяна Швец.
  • «Сыну, Коломоец Анатолию, в Севастополь. Сестра, племянник, мама живы. Об отце и дяде информации пока нет никакой», — Надежда Ткачева.
  • «Сестре Мальцевой Вере в Курскую область. Мы все живы», — Надежда Читаева.
  • «Папа, я жива. У нас сгорели все вещи и квартира, но мы спаслись в убежище», — Оксана Сопина.

Подобные записки можно встретить на досках объявлений во временных центрах размещения беженцев на территории ЛДНР. Те, кому удалось выехать из Мариуполя, первым делом идут читать объявления в надежде увидеть послание от родных.

пункт размещения беженцев
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

— Мужчины центрального штаба «Молодой Республики» ежедневно ездят на освобожденные территории. Даже в те районы, которые до сих пор обстреливаются, — рассказал «Известиям» руководитель организации, депутат Народного совета ДНР Кирилл Макаров. — Помимо гуманитарной помощи помогаем людям связаться с их родными. Там, где есть мобильная связь, мы даем свои телефоны для звонков в разные страны или ищем родственников в соцсетях. Там, где ее нет, мы собираем телефонные номера и, возвращаясь в Донецк, начинаем звонить. Часто вывозим людей в другие города. За один раз можем вывезти несколько семей, недавно забрали сразу 14 человек.

По словам Макарова, большинство просьб об эвакуации поступает из Мариуполя, но перевозили людей и из других населенных пунктов. «Также были заявки забрать людей из пунктов временного размещения, например в Новоазовске, и отвезти в Донецк, так как у этих людей в столице ДНР родственники. У каждого своя история. На сегодняшний день помочь удалось сотням людей», — говорит председатель «Молодой Республики».

Присоединилась к оказанию помощи людям и «Молодая гвардия «Единой России».

В пунктах временного размещения беженцев в поселке Володарское и селе Безыменном под Мариуполем мы столкнулись с тем, что многие не знают, где находятся их родные и близкие. Кроме того, в социальных сетях к нам поступают многочисленные вопросы с просьбой о содействии в поиске людей. Поэтому в оперативном режиме создали сайт. Только за первые сутки работы портала поступило более 1500 заявок, — рассказал «Известиям» председатель организации Антон Демидов.

По его словам, волонтеры проверяют данные о гражданах, поступивших в пункты временного размещения беженцев. Информацию выясняют и по адресам, где они предположительно могут находиться.

— Чтобы оставить заявку, необходимо указать телефон родственника для обратной связи, ФИО, дату рождения, место жительства, дату последнего контакта с ним и, по возможности, фотографию, — дополнил Демидов.

фотографии
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Как связаться с волонтерами

«Молодая Республика» принимает обращения о поиске людей и заявки на эвакуацию в Telegram-каналах:

https://t.me/makarov_kb

https://t.me/Mrespublika

Сайт «Молодой гвардии «Единой России», где можно оставить сообщение о пропаже родственников в Мариуполе и ближайших селах:

http://poisk-mariupol.ru.

По прибытии спасенные жители получают SIM-карты республиканского оператора «Феникс». По словам главы МЧС ДНР Алексея Кострубицкого, бесплатно выдано более 30 тыс. штук. Как рассказали волонтеры, на большинство звонков отвечают после первого-второго гудка — родственники с нетерпением ждут от пропавших членов семьи два главных слова: «Я жив».

Как помогают российские журналисты

Поддержку жители республик получают и от российских журналистов. Андрей Гусельников, собкор «Урал.Live» и ZTV, автор паблика «Расследования и портреты», рассказал «Известиям» о помощи жителям Мариуполя. По его словам, военные корреспонденты прибывают в город утром. На северо-западе уже достаточно спокойно, напряженной сохраняется обстановка в районе «Азовстали» и порта, где находятся националисты из «Азова».

Помощь в поиске ведется двумя способами. Наши зрители и читатели обращаются с просьбой поехать по конкретному адресу и найти их родственников, что мы по возможности стараемся делать. С другой стороны, по желанию уже местных жителей записываем их короткие видео, берем контакты, чтобы по возвращении вечером в Донецк связаться с их близкими, — говорит Гусельников.

Журналист уже обзвонил огромное количество людей из России, с Украины, из многих стран Европы.

Некоторые граждане сами отправляются на поиски родни в Мариуполь. Андрею Гусельникову известен случай, когда женщина приехала в город за близкими, которым к тому времени удалось выбраться. Из-за обстрелов националистов она не смогла уехать назад, вынуждена была находиться в убежище четыре дня — до тех пор, пока представители СМИ не смогли организовать безопасную эвакуацию.

люди
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Когда ездишь по населенным пунктам республик Донбасса, общаешься с людьми и видишь, с чем им пришлось столкнуться, невозможно оставаться безучастным, — говорит спецкор «Известий» Сергей Прудников.

Журналист рассказал несколько историй жителей ДНР, которым ему лично удалось помочь.

Мы приехали в Волноваху, город освободили несколько дней назад. Люди только-только вышли из подвалов, были совершенно подавлены и ошеломлены, но при этом — радостные и светлые. Обнимались, плакали. Расспрашивали друг друга, а жив ли тот человек, а цел ли этот. Перед нами стояла задача пройти по нескольким адресам. По первому по просьбе родственников из Донецка мы искали Викторию. Как оказалось, в двухэтажке из шести-восьми семей осталась только эта женщина и железнодорожник дядя Витя. Она была в порядке. Мы сообщили, что ее ищут. Виктория расплакалась, — вспоминает Прудников.

По его словам, это было настоящим чудом, потому что бои в Волновахе шли около трех недель, 90% города стерто с лица земли, многие жители погибли от огня ВСУ.

Затем отправились по второму адресу в поисках Екатерины и ее сына Кирилла. По пути останавливались, говорили с людьми. Встретили трех пожилых женщин. У двух совсем не было домов — осталась только груда камней. У третьей жилье более-менее сохранилось, там они все и ютились. Просили нас не уходить, хотели поговорить, высказаться, излить душу, — добавил он.

У первой — Ирины Половинкиной — дети живут России. У второй сын в Славянске.

— Когда я вернулся в Донецк, сразу созвонился со всеми. Сообщил, что мамы живы. Дочь была очень рада, эмоционально восприняла. Сыновья тоже благодарили. Для людей было так важно это узнать! — рассказывает Сергей Прудников.

мчс
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Затем корреспондент «Известий» возле бомбоубежища встретил двух молодых женщин, домов у обеих не было. Одна попросила позвонить ее сестре в Крым, вторая — бывшему мужу, который вместе с дочерью, предположительно, выехал на Украину и исчез. Обе просьбы Прудников также выполнил, все нашлись.

Пожилую женщину из поселка Донское близ Волновахи, в поисках и эвакуации которой принимал участие журналист «Известий», увезла на автомобиле в Россию его знакомая. Купила билеты, посадила на поезд к родным.

— Операция «Спасти рядового бабушку» успешно закончилась. Она держит путь в Москву, — говорит военкор.

Жителей Волновахи Екатерину и Кирилла нашему журналисту не удалось встретить в городе, но он выяснил: они живы. Родственников еще одной пропавшей бабушки корреспонденту «Известий» Денису Кулаге удалось найти в Попасной.

Жительница Белгорода Юлия Наплекова обратилась в нашу редакцию за помощью. В одном из репортажей она увидела дом, где живут ее бабушка и тетя, но об их судьбе девушка ничего не знала. Журналист «Известий» отправился узнать, что с женщинами.

Дверь открыла родная тетя Юлии — Светлана, которая ухаживала за бабушкой. Обе женщины целы, журналист предложил им выехать сначала в Луганск, а потом в Россию. Внучка хочет забрать к себе родственников. Удалось это не сразу: жители Донбасса не очень охотно покидают свои дома даже под угрозой обстрелов ВСУ. И всё же женщины согласились покинуть дом.

Всю дорогу до «бронетакси» пришлось идти пешком под огнем националистов. Спустя полчаса обе женщины оказались в безопасном месте. Там была мобильная связь, и они смогли созвониться с Юлией.

автомобиль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Ой, Юлечка, внучечка! Спасибо, что ты расшукала, умничка ты моя! Все живы-здоровы, уже на мирной земле», — сказала бабушка.

Жители ЛДНР и России, родственники которых пока не найдены, беспокоятся о том, как долго их близких продолжат искать. Они могут быть уверены: никто не останется забытым, поиски будут продолжаться, пока не будет выяснена судьба каждого исчезнувшего.

Читайте также
Прямой эфир