Мира в меру: с чем РФ и Украина подошли к новой переговорной неделе
С понедельника РФ и Украина прервут небольшую паузу в переговорах и продолжат работать над выходом на взаимоприемлемое мирное соглашение, дал понять «Известиям» источник в российской делегации. В минувшие выходные из Москвы и Киева, а также из Анкары прозвучало несколько заявлений, дающих слабые, но всё-таки надежды на возможность итогового компромисса. Хотя, как отмечают представители украинских властей, переговорный процесс займет еще не одну неделю. О том, какие заявления на тему Украины звучали в минувшие выходные, — в материале «Известий».
Шаг за шагом
20 марта в переговорах Москвы и Киева была взята пауза, но уже с 21-го числа стороны продолжат работу над мирным соглашением, сообщил «Известиям» источник в российской делегации.
К настоящему моменту стороны провели уже четыре раунда переговоров. И к середине прошлой недели и Москва, и Киев дали понять, что обсуждения, перешедшие от личных встреч делегаций в Белоруссии к формату общения по видеосвязи, уже привели к некоторому прогрессу. В частности, украинский лидер Владимир Зеленский заявлял, что российские представители звучат «более реалистично», а глава МИД РФ Сергей Лавров отмечал, что стороны «близки к согласованию» приемлемых условий будущего украинского нейтралитета.
В выходные из обеих столиц прозвучали новые заявления, призванные вселить в общественность пусть скромные, но всё-таки надежды на оптимизм. Так, глава делегации РФ на переговорах с Украиной Владимир Мединский сказал, что стороны максимально сблизили позиции по темам нейтрального статуса Украины и ее невступления в НАТО. А советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что «позиция Москвы стала более адекватной». Но при этом, однако, предположил, что быстро переговоры не закончатся и могут продлиться еще как минимум несколько недель.
Примечательно, что 19 марта Сергей Лавров непрозрачно намекнул, что отчасти переговоры стопорятся американцами.
«Постоянно чувствуется, что украинскую делегацию держат за руку, скорее всего, американцы, не позволяя соглашаться на те требования, которые, я считаю, абсолютно минимальны», — отметил министр.
По данным же The Washington Post, ссылающейся на неназванных американских и европейских официальных лиц, лидеры западных стран, напротив, не особо представляют, что именно обсуждается на переговорах Киева с Москвой. «Западные лидеры не знают, какие конкретные меры любого соглашения о мирном урегулировании могут обсуждаться украинскими лидерами с Москвой», — отметило издание. И добавило со ссылкой на «американского собеседника», что, вероятно, Киев сам пока не определился, какой тип соглашения украинцы сочтут разумным.
— Проблема в том, что из Киева поступают разные сигналы. Не совсем понятно, на что надо ориентироваться и насколько разные заявления переговорщиков действительно отражают позицию руководства Украины в целом. Но какие-то обнадеживающие сигналы поступают, — сказал «Известиям» гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. — Например, в рамках того, что мы называем денацификацией, возможно принятие каких-то законодательных актов, которые будут ограничивать деятельность праворадикальных неонацистских группировок на Украине. Может быть, удастся договориться об изменении нынешнего законодательства о языке, с тем чтобы дать русскому языку возможность получить на Украине статус регионального, как это было до 2014 года.
По словам эксперта, говорить о прорыве в российско-украинском диалоге рано, многое будет зависеть от встречной гибкости. Но ждать этого от Москвы по самым болезненным для Киева территориальным вопросам точно не стоит.
— Но сама готовность обсуждать эти вопросы может быть воспринята как шаг в правильном направлении. Переговоры продолжаются — может, мы и узнаем что-то новое, обнадеживающее, — резюмировал Андрей Кортунов.
Между тем 20 марта Владимир Зеленский в очередной раз заявил, что готов встретиться с Владимиром Путиным и будет искать для этого любую возможность. Без этого, по мнению украинского лидера, человечеству может грозить третья мировая война.
Клуб посредников
В последние дни заявления на украинскую тему звучали не только из Москвы и Киева, но и из других столиц. В частности, 20 марта свою лепту в осторожный оптимизм попытался внести глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, продемонстрировавший заодно и куда большую осведомленность о ходе российско-украинских переговоров, нежели западные политики.
«Позиции двух сторон совпадают по важным и критическим вопросам. В частности, мы видим, что они почти полностью совпадают по первым четырем пунктам. Некоторые вопросы необходимо решать на уровне президентов», — отметил он в интервью газете Hürriyet. Впрочем, что это за четыре пункта и по каким именно темам российским и украинским переговорщикам удалось сблизиться, представитель Турции не пояснил.
Напомним, с самого начала российской спецоперации на Украине Анкара активно предлагала свои посреднические услуги, на которые стороны в конце концов согласились. 10 марта в турецкой Анталье прошла встреча Сергея Лаврова с его украинским коллегой Дмитрием Кулебой. А 19 марта официальный представитель турецкого лидера Ибрагим Калын выразил готовность Анкары содействовать встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Владимира Зеленского.
В тот же день предложить свои посреднические услуги Москве и Киеву решили и в Швейцарии. Готовность «играть посредническую роль за кулисами или принять у себя переговоры» выразил президент этой страны Иньяцио Кассис вслед за обращением Владимира Зеленского к парламенту Швейцарии. Примечательно, что ни Москва, ни Киев с такой просьбой к Берну не обращались. Более того, ранее Россия не раз давала понять, что не пойдет на переговоры на территории страны, которая ввела против РФ санкции. А Швейцария вопреки своему традиционному нейтралитету как раз такие рестрикции применила.
Тема Украины оказалась главной и в телефонном разговоре лидеров США и Китая Джо Байдена и Си Цзиньпина, который состоялся 18 марта. Еще до их начала было очевидно: главной целью Вашингтона будет убедить Пекин как минимум воспользоваться своим влиянием на Россию для прекращения операции на Украине, а как максимум — примкнуть к западным санкциям против Москвы.
Как заверила «Известия» еще до старта разговора лидеров США и Китая профессор кафедры американских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Яна Лексютина, никакой смены тональности Китая в отношении РФ по итогам разговора Си Цзиньпина и Джо Байдена ждать не стоит. Пекин, по ее словам, продолжит придерживаться прежней позиции своеобразного нейтралитета, то есть не станет оказывать прямой поддержки России в украинском конфликте, но и не откажется от партнерских отношений с Москвой.
Так, в общем-то, и произошло. По оценке американского издания Politico, обнародованное американской стороной по итогам разговора лидеров заявление показало «отсутствие какого-либо значимого прогресса в том, чтобы подтолкнуть Си Цзиньпина к более активной и полезной позиции в урегулировании кризиса на Украине». А очередная угроза ввести против Китая санкции, если он вдруг захочет оказать России военную помощь (обе страны ранее отвергли такое предположение. — «Известия»), лишь вызвала еще большее раздражение у товарища Си, заключило издание.