Всеобщий знаменатель: зачем Зеленскому референдум по компромиссу с Россией
Российско-украинские переговоры длятся уже более трех недель, однако о реальном прогрессе неизвестно. Москва говорит, что диалог идет «гораздо медленнее и менее содержательно», чем ей бы хотелось, и заявляет об императивности своих требований. Киев при отказе от стремления в НАТО просит от международных игроков гарантий его безопасности. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, такая договоренность, при всей ее символичности, необходима, и если кто и может стать гарантами украинской безопасности, то это Россия и США.
Итог — на референдум
Переговоры Москвы и Киева начались 28 февраля, на пятый день российской специальной военной операции на Украине. Первые три раунда прошли очно в Белоруссии, затем из-за проблем с логистикой контакты перевели в режим видеосвязи. В этом формате они идут больше недели. И говорить о том, какой это раунд по счету, уже не приходится — возобновившийся 14 марта официально четвертый контакт был поставлен на паузу 20-го числа и возобновился на следующий день уже без какой-либо нумерации.
Как сообщил 21 марта изданию «Украинская правда» член украинской делегации глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, встреча делегаций продлилась полтора часа — с 10:30 до 12:00; далее «пошли снова рабочие группы», которые, по информации издания, действуют ежедневно.
До этого обе стороны заявляли о некотором прогрессе, которого они достигли с 28 февраля, когда процесс был только запущен. Однако доподлинно неизвестно, в чем он заключается и как за три недели трансформировались переговорные позиции сторон.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя российско-украинские контакты 22 марта, заявил, что разглашать их содержание Кремль не будет. По его словам, это «может только повредить переговорному процессу», который, по оценке Москвы, «и так идет гораздо медленнее и менее содержательно», чем хотелось бы российской стороне.
В минувшие дни новые вводные обнародовал президент Украины Владимир Зеленский. В интервью, которое он дал 21 марта ряду европейских и украинских телекомпаний, глава государства заявил, что договоренности с Россией будут вынесены на референдум.
«Народ должен будет сказать и дать ответ на те или иные форматы компромиссов, — сказал Владимир Зеленский. — А вот какими они будут — это уже вопрос нашего разговора и понимания между Украиной и Россией». При этом в беседе с Чешским телевидением, говоря о территориальных вопросах (статус Крыма и частично признанных республик Донбасса), которые на повестку поставила российская сторона, президент подчеркнул: Киев «не может отказаться ни от пяди» своей земли.
— Вопрос территориальной целостности Украины один из самых трудных на этих переговорах, и стремление президента Зеленского как-то разделить с украинским обществом ответственность за их исход понятно. Решать такой вопрос единолично он не может, и референдум для него — это своего рода спасительная соломинка, — пояснил «Известиям» глава Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Впрочем, он добавил, что референдум способен принести неоднозначный результат. Например, на вопрос о признании республик Донбасса жители западных и юго-восточных регионов страны могут дать разные ответы. Более того, проводить референдум сразу после прекращения военных действий непросто — могут возникнуть сложности с его мониторингом.
Может, есть смысл перенести референдум на более поздний срок, отмечает эксперт, когда ситуация станет более спокойной; однако в этом случае вопросы могут возникнуть у российской стороны.
В Москве тем временем однозначной оценки заявлению Владимира Зеленского не дали. «Украина — это суверенное государство, и какие-то могут и должны быть внутригосударственные процедуры», — сказал в том же комментарии Дмитрий Песков. При этом он подчеркнул: этот вопрос «связан с целым набором параметров, которые могут и должны обсуждаться <…> переговорными командами».
К разговору о гарантиях
В том же интервью Владимир Зеленский в общих чертах обозначил, как он видит алгоритм урегулирования конфликта: прекращение огня, встреча президентов, на которой они договорятся о выводе российских войск, обозначение гарантий безопасности Украины.
Заключительный пункт представители Киева в последние недели проговаривали неоднократно. Так, член украинской делегации, советник офиса президента Михаил Подоляк, говоря о нейтралитете Украины, отмечал, что модель такого статуса «может быть только «украинской» и только с юридически выверенными гарантиями безопасности».
Владимир Зеленский отметил, что если Украину не берут в НАТО, то роль гарантов ее безопасности могли бы взять на себя некоторые члены альянса.
«И я считаю, что это нормальный компромисс для всех: для Запада, не знающего, что с нами делать в вопросе с НАТО. Для Украины, которая хочет гарантий безопасности. И для России, которая не хочет дальнейшего расширения НАТО и говорит, что у нее со странами Запада были такие договоренности», — аргументировал свою позицию Зеленский, уточнив, что такая трансформация потребует от страны изменения Конституции.
Напомним, что в 2019 году в нее были внесены поправки, которые обозначили стратегический курс страны на «полноправное членство в Европейском союзе и Организации Североатлантического договора» (ст. 85, п. 5). Для этих изменений, отметил Владимир Зеленский, понадобится решение не только президента, но «и рады, и народа Украины».
— Будапештский меморандум 1994 года (Документ, который гарантирует Украине безопасность в обмен на ее отказ от ядерного оружия; его подписали Великобритания, РФ, США и Украина. — «Известия») не был политически обязывающим документом — это был, скорее, меморандум о намерениях, — отмечает Андрей Кортунов. — Понятно, что украинской стороне хотелось бы иметь что-то более действенное и надежное. Также очевидно, что юридические гарантии могут разбиваться о политические решения, — страны могут из договоров выходить. Поэтому в каком-то смысле это больше символизм. Вместе с тем было бы правильно, если бы подобное соглашение было достигнуто.
В экспертном сообществе уверены: единственно возможные гаранты украинской безопасности — это Москва и Вашингтон.
— Я не знаю, кто может обеспечить будущую безопасность Украины, кроме России и Соединенных Штатов. Как было, что ключи от безопасности Украины находятся в Москве и Вашингтоне, так это, собственно, и остается, — сказал «Известиям» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Алексей Токарев.
Что касается контактов России и США на этот счет, то представить их сейчас крайне сложно. После того как американский президент Джо Байден в грубой форме высказался о Владимире Путине, МИД РФ заявил, что российско-американские отношения находятся «на грани разрыва». «Предпринимаемые против России враждебные действия получат решительный и твердый отпор», — говорится в сообщении ведомства от 21 марта.