Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Ненавязчивый сервис: рестораны и гостиницы срочно ищут людей
2021-05-14 17:37:24">
2021-05-14 17:37:24
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В преддверии летнего сезона российские отельеры и рестораторы столкнулись с серьезнейшей проблемой — нехваткой персонала. По сравнению с допандемийными показателями количество вакансий в этой сфере выросло в три раза, однако настроения в отрасли царят мрачные — работа наконец-то появилась, но делать ее некому. Работников ищут в других городах и готовы брать людей без опыта. Подробности — в материале «Известий».

Нетрадиционный спрос

В сервисе «Зарплаты.ру» представлено около 20 тыс. вакансий — рестораны и гостиницы ищут сотрудников по всей стране. Причем в апреле количество предложений в этих категориях превысило уровень прошлого года на 73%. Серьезный рост, по данным исследовательского центра «Зарплаты.ру», произошел и по сравнению с допандемийными показателями — в три раза.

Горничная во время уборки номера

Горничная во время уборки номера

Фото: ТАСС/Петр Ковалев

В исследовании, имеющемся в распоряжении «Известий», говорится, что среди лидеров по числу вакансий в заведениях общепита и сферы гостеприимства — Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Причем в большинстве случаев от соискателей даже не требуют опыта работы, многие рассматривают иногородних кандидатов.

«Больше всех российскому рынку сегодня нужны горничные — спрос на этих сотрудников вырос в шесть раз, — говорится в исследовании. — Чуть меньшую динамику демонстрируют вакансии пекарей (рост в четыре раза) и поваров (рост в три раза)».

Причем в ресторанном бизнесе самые большие зарплаты предлагают в Екатеринбурге: официантам там готовы платить до 80 тыс. рублей, поварам — до 100 тыс. На Алтае, в Краснодарском крае и Крыму ищут горничных, предлагая им 30–40 тыс. рублей.

Руководитель департамента аналитики «Зарплаты.ру» Юрий Михеев рассказал «Известиям», что острая нехватка сотрудников в ресторанной и туристической сферах связана в первую очередь с последствиями пандемии, а не с традиционными сезонными изменениями спроса.

— Рост числа вакансий в этих категориях в апреле – начале мая превышает рост, который мы наблюдали в прошлые годы, — заметил он. — Особенно это заметно при сравнении с показателями весны 2020 года, когда из-за локдауна многие работодатели останавливали наем.

По его мнению, причин такого бурного роста две: закрытие границ, которое привело к активному росту туристического бизнеса внутри страны, а также нехватка мигрантов, которые ранее трудились на рабочих специальностях в общепите и сфере гостеприимства.

Официанты и посетители в одном из кафе Симферополя

Официанты и посетители в одном из кафе Симферополя

Фото: РИА Новости/Константин Михальчевский

Президент, исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин отметил: самая острая проблема сейчас возникла на курортах Черного моря, в Крыму и Краснодарском крае. Проблема есть и на Балтике, хотя и не столь серьезная. Нехватку персонала чувствуют в Москве и Петербурге, ищут людей загородные отели.

Отрасль столкнулась с максимальным заполнением с 1 по 10 мая, — говорит Ламшин. — Нехватка кадров там была феноменальная. Многие уговаривают прийти к ним работать из других сфер, но из-за этого падает качество: людей надо обучать, они работают медленнее или хуже. Ведь и в хорошие годы с хорошими подготовленными кадрами в гостиничной сфере было плохо. В Сочи к Олимпиаде, например, было очень плохо с кадрами — отели перехватывали людей друг у друга.

При этом, замечает он, необходимость набирать работников на более высокую зарплату накладывается на тот факт, что многие отельеры еще не рассчитались по кредитам, взятым в прошлом году.

Безответный поиск

При этом активного интереса со стороны соискателей исследователи не наблюдают, говорит Михеев.

Количество новых резюме в сфере туризма ниже прошлогодних уровней, число откликов кандидатов на вакансии до сих пор не достигло допандемийного уровня, — заметил он.

Руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова отмечает, что конкурс — то есть соотношение количества активных резюме и вакансий — низкий. Рынок труда, по ее словам, «на стороне соискателя». При этом у Superjob.ru другие цифры по вакансиям в отрасли гостеприимства.

Сотрудники гостиницы на ресепшн

Сотрудники гостиницы на ресепшн

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

— В преддверии летнего сезона низкий конкурс традиционен для данных сфер, — говорит Голованова. — В сфере туризма, гостиничного бизнеса и кейтеринга число вакансий пока ниже, чем в доковидный период. В общепите же ситуация иная: вакансий сейчас на 61% больше, чем в апреле 2019 года.

При этом соискателей за год в сегменте рынка труда «туризм, гостиницы, общественное питание» в целом стало меньше на 10%, заявила она.

Незаменимые мигранты

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, президент Союза управляющих ресторанами Сергей Миронов замечает: проблема в ресторанном бизнесе возникла в первую очередь из-за того, что уехали все мигранты. Заменить их невозможно.

— Кроме того, заработал наш юг, где открывается огромное количество ресторанов и кафе, и туда нужны люди, — сказал Миронов «Известиям». — Там людей тоже неоткуда брать, они поднимают зарплату — и продолжают вымывать людей из других ресторанов.

 На территории Многофункционального миграционного центра
Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

Сейчас нужен дополнительный персонал на летние веранды, замечает он, но их нет, и некоторые заведения вынуждены пока просто отказаться от уличных столиков. По словам Миронова, набрать откуда-то людей сейчас практически нереально, и решение, по его мнению, здесь может быть одно: открыть границы, пустить в Россию работников из Средней Азии, Украины.

Сделать это, считает он, нужно немедленно, однако вместо этого над мигрантами, оставшимися в стране, нависла угроза депортации — амнистия, введенная в феврале 2020 года на фоне борьбы с коронавирусом, подходит к концу, с 15 июня миграционное законодательство заработает в обычном режиме.

— Отменять амнистию нелегалам сейчас ни в коем случае нельзя, будет коллапс, — считает Миронов.

И тут неплохо кормят

Мигранты и остальные работники, которые раньше заполняли туристическую отрасль, не торопятся возвращаться в гостиницы и рестораны. Юрий Михеев отмечает: во время пандемии те, кто потерял работу в этих сферах и не уехал из страны, переквалифицировались в курьеров, упаковщиков, сотрудников call-центров, кассиров.

Работник службы доставки закупает продукты в супермаркете 

Работник службы доставки закупает продукты в супермаркете

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— В прошлом году у многих компаний в сфере ритейла и ресторанного бизнеса действовали партнерские программы по аутплэйсменту, когда сотрудники компании, которая временно не работает из-за локдауна, направлялись на работу по договору к одному из партнеров, — рассказал он. — В основном сотрудников временно трудоустраивали розничные сети, маркетплейсы, агрегаторы доставки — все те, кто продолжал работать во время самоизоляции. Не факт, что эти сотрудники сегодня готовы возвращаться обратно — из-за бурного развития онлайн-сервисов и доставки доход в этой сфере более привлекателен, чем в общепите и в сфере гостеприимства.

Наталья Голованова также замечает: работодателям сегодня приходится конкурировать за младший персонал с растущими сервисами доставки, которые предлагают привлекательные зарплаты и удобный график работы.

— Некоторые работодатели из сферы общепита уже перестроились и ради привлечения персонала дополнили компенсационный пакет, — рассказала она «Известиям». — Предлагают компенсацию аренды жилья для иногородних, компенсацию проезда на общественном транспорте, реферальные программы (премию за рекомендации соискателей на работу), путевки на отдых для лучших сотрудников, добровольное медицинское страхование, фитнес/бассейн. Однако для соискателей на первом месте, конечно, заработная плата.

Президент Ассоциации рестораторов и отельеров города Сочи Анна Нетягина замечает: нехватка персонала очень острая, и зарплаты им приходится поднимать очень высоко из-за конкуренции. По ее словам, из тех людей, которые уехали в прошлом году, мало кто вернулся обратно.

— Как мы в прошлом году отработали — это просто чудеса, — сказала она «Известиям». — Персонала не было вообще. Даже когда отели и рестораны стали открываться, персонал просто не возвращался, потому что все ждали второй волны. Работали один за пятерых. Мы встретили гостей — и крайне достойно встретили, — но это заслуга тех людей, которые остались работать. Тогда отдел продаж просто вставал и шел убирать номера, потому что некому было работать. И сейчас к этой ситуации мы можем вернуться.

Центр занятости населения

Центр занятости населения

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

По ее словам, фонд оплаты труда в гостиничном бизнесе на Черноморском побережье взлетел так, как не взлетал даже в год Олимпиады. И очень велика текучка — люди уходят в поисках лучших предложений.

А в этом году, говорит Нетягина, возникла новая проблема: приглашенному из других городов персоналу просто негде жить.

— Очень сильно подорожали квартиры, ребят, снимавших жилье, просто выставили на улицы, — рассказала она. — Все говорят о подорожании отелей на Черном море, но подорожало в первую очередь частное жилье — стали сдавать посуточно даже те квартиры, которые годами снимали помесячно наши работники. Персонал некуда селить. И ребята не едут на работу, потому что понимают, что жить будет негде.

Безмерная проблема

Эксперты, опрошенные «Известиями», замечают: никаких особых мер поддержки здесь быть не может. Сейчас, говорит Геннадий Ламшин, разрабатывается нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», там прописано, как заполнять отрасль кадрами, — но всё это на будущее, нынешняя же проблема связана в первую очередь с пандемией.

официант
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Нетягина также отмечает, что сложно придумать какие-либо меры, чтобы исправить ситуацию: например, запретить собственникам помещений задирать цены на аренду жилья невозможно. Однако в то, что индустрия гостеприимства отработает летом нормально, она уверена.

— Майские длинные выходные все отработали нормально, пусть и было тяжело, — говорит она. — По сравнению с тем, что было в прошлом году, — это все цветочки. После прошлого года никому ничего уже не страшно. И лето тоже нормально отработаем. Хотя жалобы, конечно, будут — люди обижены, например, на закрытие Турции. Такое уже было лет пять назад, когда закрыли Турцию, и гости в раздражении рассказывали, какой там прекрасный сервис. Я не согласна с этим, у нас сервис не хуже и цены ниже. Просто в Турции пятизвездочных отелей 500, а у нас на весь ЮФО — 50.

Читайте также