Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Мир
Миллион аргентинцев вышли на протесты из-за реформы образования Милея
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Мир
В ОДКБ заявили о размещении Западом разведывательной инфраструктуры в посольствах
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Мир
В Белоруссии сообщили о планах разработки собственного лазерного оружия
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Общество
Краснов сообщил о 271 рассмотренном деле в отношении боевиков ВСУ с 2020 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Я постоянно собирал плевки в свой адрес»

Главный тренер «Шинника» Юрий Газзаев — о вылете команды из ФНЛ и возможности возвращения ярославского клуба в первую лигу
0
Фото: ФК «ШИННИК»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ярославский «Шинник» вылетел из Футбольной национальной лиги (ФНЛ), заняв последнее место во втором по значимости дивизионе. Команде не помог даже приход опытного главного тренера Юрия Газзаева во время сезона, во второй раз приехавшего на берега Волги. В интервью «Известиям» специалист рассказал о причинах понижения команды в классе, проблемах в селекции, будущем клуба, подготовке молодых футболистов и отношениях в коллективе.

— Почему после зимних сборов, когда у вас появилось время на подготовку команды, «Шинник» так и не стал играть лучше?

— Я достаточно долго работаю, и все мои команды практически никогда ниже четвертого места не бывали, но многое зависит от комплектования. Зимой мы не могли заявить ребят, которых хотели, а был достаточно большой список. Понимали, что многие позиции нуждаются в усилении. Мы не могли взять футболиста на место, которое было занято, и приходилось ждать, будут ли трансферы «на выход». Бюджет ограничен, и большая часть зарплатного фонда была у игроков, с которыми заключены контракты. В итоге обновиться мы не смогли, хотя впервые за столько лет для «Шинника» было открыто трансферное окно без ограничений. Лишь сумели заявить [Асланбека] Сикоева, [Владислава] Игнатенко и [Сергея] Каретника, плюс взяли молодого [Илью] Азявина. В списках были другие игроки, причем они сами хотели и рады были переехать в Ярославль, но за месяц проблема так и не решилась. Так же взяли [Тамирланa] Козубаева, которого не было в этих списках. Я знал, зачем приезжаю, знал, что будет непросто. Но и когда команда побеждает в первом туре, а затем только в 19-м — это тоже о многом говорит.

— Какова дальнейшая судьба футбола в Ярославле? Готовы вместе с губернатором взяться за возвращение «Шинника» на те позиции, где команда исторически находилась?

— Ровно 50 лет команда играла не ниже первого дивизиона. Но когда я работал в Самаре, там тоже очень гордились, что команда никогда не вылетала в ФНЛ. Клубу удалось сохранить прописку в элите, но с тех пор они трижды вылетали из РФПЛ. Все бывает в первый раз. Ярославль — очень спортивный регион. Но то, что за восемь лет в «Шиннике» не стал играть ни один местный футболист — это проблема. Школа не должна работать вхолостую, и свои игроки должны появляться. Сейчас [Максим] Поляков стал больше играть, но ему надо расти и прибавлять. Я сказал тренерскому штабу и главе футбольной школы «Шинник»: «Ярославль не имеет таких финансовых возможностей, чтобы комплектоваться только за счет приглашенных игроков. Следовательно, надо очень бережно относиться к своим воспитанникам, а для этого должна быть системность и последовательность подготовки спортсмена».

Старшие возраста школы должны играть в тот футбол, который демонстрирует главная команда, чтобы максимально упростить переход молодого игрока из юношеского футбола на взрослый уровень. Должна быть система: «молодежка — дубль — основа». Причем это не зависит от того, Газзаев возглавляет клуб или нет. Просто таковы современные требования. В селекции надо делать акцент на подписании молодых перспективных футболистов и доводить их до уровня зрелых мастеров.

В том, что руководители региона заинтересованы в команде, у меня нет сомнений, иначе бы они не пригласили меня, и губернатор при своем сложном графике не нашел бы время пообщаться лично. Будут прилагаться усилия, чтобы Ярославль не исчез с футбольной карты страны, а скорее вернулся на высокий уровень. Я говорю ребятам, которые сейчас в команде: «Что лучше: сезон провести в команде, борющейся за выживание в первой лиге, или стать частью новой строящейся команды с высокими целями во втором дивизионе, выиграть его и получить малую золотую медаль?! Смысл вам менять клуб, когда вы и с «Шинником» через год-другой сможете бороться за выход в Премьер-лигу?».

— Вы остаетесь под задачу за год вернуться в ФНЛ?

— Я начинал работать со второй лиги. Вообще я считаю, что тренер должен пройти все ступени по ходу своей карьеры. С «КАМАЗом» вы вышли из ПФЛ и на протяжении пяти лет были третьими-четвертыми в первой лиге. С «Волгарем» мы тоже упали во второй дивизион, причем результаты были ничуть не лучше, чем сейчас в Ярославле. Даже в здании астраханского правительства собирались бывшие спортсмены, специалисты, которые говорили: «Ты испортил команду, вон отсюда!»

Потом все наладилось: клуб за год вернулся в первый дивизион, не потерпев за сезон ни одного поражения, а на следующий год взял кубок ФНЛ, потом были стыковые матчи за место в РПЛ. Много ребят из того «Волгаря» пробились в Премьер-лигу и продолжают выступать на элитном уровне. Так что этот путь для меня не нов. Каждый раз мы выходили наверх, и при этом я постоянно собирал плевки в свой адрес, которые, положа руку на сердце, всякий раз должны были не мне предназначаться. Роль тренера — не начинать каждый раз с чистого листа. Чтобы строить команду и прививать ей определенный стиль, костяк должен оставаться, а тренер должен его двигать дальше, чтобы футбол улучшался и становился более изощренным.

— Какая сейчас ситуация с финансированием «Шинника»? Клубу удалось окончательно рассчитаться по многомиллионным долгам?

— У меня противоречивая информация. Внутри клуба говорят одно, а руководители — другое. Я видел бумагу, где были отражены все бюджеты клубов ФНЛ. Наш бюджет близок к той цифре, что там указана. И это не самая плохая сумма (по информации «Известий», бюджет «Шинника» в сезоне-2020/21 составлял 200 млн рублей), поэтому долги можно было планово закрывать. Более детально сказать не могу — просто не знаю.

— В каком состоянии сейчас база в Белкино? Соответствует ли она тем условиям, что должны быть у профессионального клуба в 2021 году?

— Тут как посмотреть. К сожалению, у некоторых клубов что РПЛ, что ФНЛ, не говоря уже о ПФЛ, даже своих баз нет. Но если подходить строго, то базе давно необходим капитальный ремонт. Не в лучшем она состоянии, что тут скрывать. Ей надо заниматься, обновлять. В то же время там есть столовая, хорошие раздевалки, массажный кабинет, бассейн, сауна. Что касается футбольных полей, то там одно большое стандартное и одно поменьше. Была возможность сделать несколько полей, когда соседние участки были пустые, но сейчас там всё застроено, и этот момент упущен.

На базе есть еще одно здание, которое сейчас свободно. И у меня есть идея, которую я высказал директору школы. Можно взять по пять-шесть сильных игроков в группах 15, 16 и 17 лет из регионов Золотого кольца России и работать с ними на перспективу, а мальчишкам будет, где жить. И в дубль взять пять человек, итого 20 — места хватит всем. Ходишь по базе и думаешь: «Вот тут теннисбол можно поставить, тут маленькое поле...». Постоянно ищешь варианты, как максимально рационально использовать имеющуюся площадь, чтобы футболисты могли там совершенствоваться.

— Со ставшей знаменитой встречи с агентами в гостинице «Россия» уже много воды утекло. Как за это время изменились ваши отношения с этими людьми и стал ли, на ваш взгляд, отечественный футбол с тех пор чище?

— Тут надо начинать с себя, самому себе задать вопрос: «А ты остался честным и порядочным?» Те компромиссы, на которые мне предлагали пойти в то время, например, поменять финансы на личную свободу — они и по сей день для меня неприемлемы. Я буквально недавно думал на тему: «Какое счастье, что я остался собой и не предал свои принципы!». Я болею даже не столько за себя самого, сколько за весь наш российский футбол в целом. Хочется, чтобы он смотрелся лучше, чем сегодня, а наши игроки проявляли себя на мировой арене. Где пока есть только один [полузащитник французского «Монако» и сборной России Александр] Головин. Это показатель, что в технике, физике, да и в других вещах мы пока уступаем.

— Это безнадежно?

— Я верю и знаю, что изначально наши мальчишки не менее талантливы и одарены, чем их европейские и другие ровесники. Весь вопрос в том, как с ними работать сызмальства. Возвращаясь к вашему вопросу: в современном футболе без агентов никуда не деться, но клуб не должен от них зависеть, а должен оставаться автономным и отстаивать собственные интересы. Партнеры должны уважать друг друга. Тренер должен жить футболом и заниматься строительством команды и думать о ее результатах.

Клуб, повторюсь, должен быть автономным, но при этом открытым: сотрудничать со всеми агентами, а не быть привязанным к отдельной группе. Агент должен понимать, что, отдавая футболиста, он работает на перспективу, что игрок вырастет у того или иного тренера и уйдет на повышение. Также клубам надо знать свою «планку». В последнее время много примеров, когда клуб любой ценой выходит в Премьер-лигу, вылетает, а через год заканчивает свое существование.

— Есть другие подходы?

— Когда я работал в Набережных Челнах, мы понимали наш потолок. И были больше сконцентрированы на подготовке и продаже футболистов, чтобы за счет этого закрыть часть бюджета. И клуб продолжал достойно существовать. С «Шинником» другая история — по своему потенциалу Ярославль может достойно представлять свой регион в Высшем дивизионе. Да, пока тяжело представить, чтобы «Шинник» закрепился среди первых шести-семи клубов элиты, но быть крепким середняком Ярославлю вполне по силам. Если правильно выстроить работу и поднять инфраструктуру, то команду заметят, придет спонсор или меценат, который по примеру «Хоффенхайма» будет вкладывать деньги и развивать всю футбольную вертикаль в Ярославской области.

Результат быстро не делается. Очень много нюансов, начиная с подбора игроков и заканчивая атмосферой в раздевалке и сплоченностью внутри клуба. Вот говорят: «Не хватило концентрации». Значит, футболист не был от начала до конца собран на тренировке, не был сфокусирован на игровом упражнении. Все упражнения должны быть носителями игры, моделировать ситуацию на поле. Установку я даю не перед матчем, а перед тренировками. Развернуто говорю, что и для чего мы делаем. Люди должны быть и физически готовы, и демонстрировать исполнительское мастерство, и понимать тактику. Тренеры же на базе своих знаний должны творчески подходить к работе. Плотные занятия с большой нагрузкой должны быть не чаще, чем один раз между матчами, чтобы игроки успевали восстанавливаться, но это зависит во многом от календаря и состояния команды.

— А дальше?

— Остальное — это конкретные упражнения, которые развивают игроков и помогают им становиться сильнее. Команда должна иметь свой стиль и хорошо играть как в атаку, так и в оборону. Уметь высоко прессинговать при потере мяча, но в тоже время, не оголившись, опуститься назад, погасив скорость соперника. Но если ты это только продекларировал, а не дал через упражнения, то это не работает. Надо в деталях и нюансах все объяснять и показывать. Научить нельзя — научиться можно. Результат делают футболисты, устремленные к профессиональным высотам, которые доверились и отдались в руки тренеру.

Прямой эфир