Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на желание США оказать максимальную помощь ВСУ до прихода Трампа
Экономика
Счетная палата увидела риски для госзакупок из-за высокой ключевой ставки
Мир
В Австралии детям до 16 лет ограничили доступ к социальным сетям
Мир
Аварийные отключения электричества ввели в двух областях Украины
Происшествия
Число отравившихся в Канске школьников увеличилось до 30 человек
Мир
Президент Никарагуа осудил политику США и заявил о поддержке России
Политика
Песков сообщил о подготовке к проведению прямой линии Путина в декабре
Мир
Захарова указала на желание НАТО превратить Молдавию в базу для снабжения ВСУ
Мир
Сенат США отклонил резолюции о запрете продажи оружия Израилю
Наука и техника
В России создают уникальный иммуноинженерный препарат от рака
Экономика
Путин заявил о высоких стандартах ФНС России в оказании госуслуг
Общество
Синоптик предупредил москвичей о метели 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
КНДР и Россия подписали документ о торговом и техническом сотрудничестве
Экономика
Стоимость биткоина впервые в истории превысила $97 тыс.
Происшествия
Двоих юношей задержали в Подмосковье за поджог мотодрезины на железной дороге
Интернет и технологии
Минюст США через суд потребовал от Google продать Chrome
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

63-я церемония вручения «Грэмми» прошла в этом году, как и большинство других подобных мероприятий, в режиме онлайн — трансляция велась сразу из Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Нэшвилла, трех музыкальных столиц США. Победители, за редким исключением, были вполне предсказуемы — как по причине заметно поскучневшего поп-мейнстрима Штатов, так и по другим, менее очевидным стороннему наблюдателю обстоятельствам. За награждением следили «Известия».

Спокойней надо

Прошлогоднее вручение заветных граммофончиков прошло, напомним, на фоне большого конфуза. За считаные недели до церемонии президент Национальной академии науки и искусства звукозаписи США Дебора Дуган была внезапно уволена. Напоследок она громко хлопнула дверью, перед уходом обвинив преимущественно мужское руководство организации, которая, собственно, и занимается раздачей «Грэмми», в расизме, сексизме, харассменте и насилии над желающими славы артистками. Скандал постепенно перешел в вялотекущий режим и вскоре исчез с первых полос даже профессиональной прессы, многочисленные члены академии начали готовиться к следующему празднику музыки с раздачей сувенирной продукции.

Дышать темно: 63-е вручение «Грэмми» обошлось без сюрпризов
Фото: REUTERS/CBS

Большинство из 83 номинаций, по которым можно получить «Грэмми», интересуют лишь очень узкую прослойку специалистов — но, разумеется, публика во всем мире обычно жаждет знать, что же признали за океаном «песней года» (вручается авторам), «записью года» (предназначена исполнителям), «лучшим альбомом» и, конечно, «лучшим новым исполнителем». В этом году, впрочем, внезапный интерес вызвала обычно пребывающая в благости и тишине награда за «лучший альбом современной христианской музыки», доставшаяся рэперу Канье Уэсту, открывшему для себя Господа. О просветлении теперь уже бывший мистер Кардашьян поведал миру альбомом Jesus is King, после чего, видимо, решил предаться монашескому благочестию и расстался со звездной супругой.

Всем сестрам

В остальном академия явно пыталась прислушаться к веяниям времени и назначить лучшими как можно больше женщин-афроамериканок или хотя бы просто женщин. Благими намерениями дорога известно куда вымощена, так что академики вновь наступили на любимые грабли, не очень разобравшись в нюансах (вообще список победителей этого года наводит на мысль, что их выбирали методом игры в орлянку). Так, по наибольшему числу номинаций (девяти) была выдвинута Бейонсе, в прошлом году не выпустившая даже полноценного альбома, зато канадский певец The Weeknd, продолжавший бить рекорды популярности у слушателей и активно работавший в студии, — ни одной. Оскорбленный канадец, естественно, разразился проклятиями в соцсетях, что прибавило совсем уж апатичному мероприятию хоть какой-то пикантности. Бейонсе в результате поставила на полку еще две статуэтки, хотя и по относительно второстепенным разделам («лучшее RnB-исполнение» и «лучшее музыкальное видео»).

Игорь Бутман, народный артист России:

Все, кто выиграл, достойные люди. Победители в категориях поп-музыки продали свои альбомы большими тиражами. Чик Кориа выиграл в джазе — получил сразу две «Грэмми» в номинациях «Лучшее импровизационное джазовое соло» (All Blues) и «Лучший джазовый инструментальный альбом» (Trilogy 2). Он записал действительно прекрасный альбом. Но, к сожалению, он ушел из жизни 9 февраля, и это удвоило важность этой победы.

Почему не оценивают наших музыкантов? Наш Даниил Трифонов же ранее выигрывал. Не думаю, что здесь какая-то политика, хотя премия «Грэмми» не международная, а американская, поэтому, конечно, там больше слышали об артистах американских. Ничего страшного нет, надо работать, стараться, еще больше выступать и не расстраиваться — у нас есть свои премии, которые не менее важны, чем «Грэмми».

Что касается демарша The Weeknd, объявившего о коррумпированности Грэмми, могу сказать, что в этом плане люди просто пытаются привлечь к себе внимание. А если бы The Weeknd победил, то все остальные музыканты могли сказать, что он выиграл потому, что премия «Грэмми» коррумпированная.

«Грэмми» и подобные ей конкурсы — большая ярмарка тщеславия, обиды, разочарований. Премия «Грэмми» не может быть объективна, любая премия, любой конкурс субъективен.

Бейонсе получает Грэмми за «лучшее RnB исполнение»

Бейонсе получает Грэмми за «лучшее RnB-исполнение»

Фото: Global Look Press/Recording Academy/Grammys

Лучший альбом в прошлом году записала, по мнению академиков, белая женщина Тэйлор Свифт (выпустившая их во время сидения на карантина аж два — и оба, в общем, достойных). Приз за «лучшую запись» вновь достался другой белой женщине, Билли Айлиш; вероятно, она могла бы по второму разу добавить в коллекцию и статуэтку за «песню года», но тут в дело вмешалась политика.

Очевидным образом исчерпав лимит на белых исполнителей в главной четверке номинаций, лучшей песней была назначена RnB-баллада I Can’t Breathe («Я не могу дышать») темнокожей певицы H.E.R. (в миру Габриэллы Уилсон), посвященная, разумеется, тому самому Джорджу Флойду. Композиция, надо признать, вполне заслуживающая внимания музыкально — но «лучшей» ее явно сделали иные достоинства, с художественной стороной дела не связанные.

Выступление Меган Рут Пит на церемонии вручения «Грэмми»

Выступление Меган Рут Пит на церемонии вручения «Грэмми»

Фото: REUTERS/CBS

Самым талантливым новым исполнителем была названа инстаграм-рэперша Меган Рут Пит, выступающая под диковатым псевдонимом Megan Thee Stallion («Меган-Жеребец»). В раскрутке крупногабаритной кавалерист-девицы из Техаса главную роль сыграла популярная у младшей возрастной группы соцсеть TikTok, где песня Меган Savage в прошлом году быстро стала вирусной, а после оперативного выпуска ремикса с участием всё той же Бейонсе возглавила национальный хит-парад США. Поскольку вовлеченность музыкальных академиков в жизнь тиктокеров представляется всё же маловероятной, на их выбор, скорее всего, повлияло именно последнее обстоятельство.

Рашид Калимуллин, народный артист России, председатель правления Союза композиторов России:

Мы всегда радуемся за российских музыкантов, получивших «Грэмми» или номинации на нее, но важно понимать, что для нашей академической среды эта премия не репрезентативна. Она отражает, скорее, тенденции в музыке США и англоязычных стран, в ее орбиту попадают те, кто в большей степени строят карьеру там. Тот же Даниил Трифонов, который в этом году номинировался, но не победил, крайне редко выступает в России. Поэтому для отечественных музыкантов важнее не «Грэмми», а наши звания — они даются не просто за хорошую песню или какую-то одну запись, а за общий вклад, и планка — невероятно высока. В общем, делать выводы о нашей академической среде по итогам «Грэмми» не стоит. У нас много прекрасных музыкантов, и то, что они не побеждают там, ни о чем не говорит. Хотя, конечно, победить было бы приятно.

На краю Земли

За лучший ремикс «Грэмми» также вручается, и именно здесь всех ожидал наибольший сюрприз. Награда ушла в Казахстан, ранее вроде бы не особо отмеченный на диджей-карте, 20-летнему Иманбеку Зейкенову, студенту-железнодорожнику из заштатного Аксу в Павлодарской области. Впрочем, интрига хотя и была, но всё же относительно предсказуемая: сделанный им ремикс на песню Roses американского рэпера Saint Jhn (и выпущенный через российский лейбл Effective Records) набрал более 140 млн просмотров на YоuTube и попал в чарты США, Великобритании и большинства стран Европы. Музыканта уже поздравил сам президент Токаев; нашим же деятелям шоу-бизнеса, возможно, стоит призадуматься о более современных методах достижения славы, нежели поездки на телевизионные фрик-шоу.

Евгений Сафронов, главный редактор ИА InterMedia:

Победа Иманбека лишний раз показывает, насколько серьезной и сильной была работа культурных и образовательных учреждений в СССР. Несмотря на то что ему только 20 лет, Иманбек родился в семье, где было принято развивать таланты. К тому же у него были и знания, и понимание последних тенденций в музыкальной индустрии.

Не надо забывать, что Иманбек не автор произведения Roses, он автор ремикса на песню американца Saint Jhn. А Иманбек сделал только хорошую аранжировку. Его достоинство, что он обратил внимание на трек, который мало кому был известен. Это произведение 2016 года. А парень сделал из него хит. Это талант. И еще, в этом ему помог российский рекорд-лейбл, у которого очень хорошие связи за рубежом. Это не первый их проект. Менеджмент и музыка в правильном сочетании и выстрелили.

Российские артисты не получили ничего. Дело в том, что голосовали специалисты. Может быть, они оказались политически ангажированы, наслушались, что у них рассказывают и показывают про нашу страну, и не захотели что-то хорошее сделать для России. На самом деле разница в уровне мастерства номинантов очень невелика. Поэтому разница в один-два голоса может оказаться решающей.

К американским исполнителям я отношусь с некоторым скепсисом. Дело в том, что музыкальная индустрия настолько сейчас обрушилась, что ожидать каких-то серьезных взрывов смысла нет. Во много раз упали доходы создателей музыки. И если создатель хочет выжить, он должен писать очень банальную музыку. В несколько раз упавшие доходы вымывают из индустрии людей. А те, кто остались, пишут музыку простую. Поэтому приходится выбирать между неспособными и неумелыми. Сократилась конкуренция, и, как следствие, сократилась востребованность. Ее и оценивают.

«Грэмми» за «лучшую песню, написанную для визуальных медиа» (кино и ТВ), выдали Билли Айлиш — хотя новый фильм про Бонда, откуда взята премированная композиция, вот уже второй год никак не могут выпустить в прокат из-за пандемии. Впрочем, конкурировавшие сочинения были в этом году феноменально слабы — кроме разве что Beautiful Ghosts Эндрю Ллойд-Уэббера и Тэйлор Свифт из недавней провальной экранизации «Кошек» (Свифт сыграла и спела там Бомбалурину). Видимо, академиков отпугнула необходимость делить награду между относительно прогрессивной Свифт и сомнительным престарелым консерватором с Британских островов.

Выступление Тэйлор Свифт

Выступление Тэйлор Свифт

Фото: REUTERS/CBS

Зато в номинации за лучший оригинальный саундтрек члены академии, похоже, отвлеклись от требований политической необходимости и просто — второй раз подряд — отдали статуэтку талантливому молодому композитору (так уж сложилось, что это — женщина, да к тому же принадлежащая к малочисленному северному народу). В прошлом году исландская вилончелистка Хильдур Гуднаудоттир уже стала обладательницей граммофончика за музыку к сериалу «Чернобыль», теперь же победа досталась ей с «Джокером». Мрачные «дроуны» Хильдур как нельзя лучше соответствуют атмосфере фильмов, к которым ее приглашают писать музыку — современную, авангардную, разве что чуть слишком правильную, чтобы быть совсем оригинальной.

Впрочем, исландка засветилась и сотрудничеством с такими музыкантами, как Pan Sonic, Sunn O))) и Throbbing Gristle, от которых у академиков, скорее всего, уши в буквальном смысле свернулись бы в трубочку. Так что будем надеяться, что в следующем своем саундтреке Хильдур проявит должный радикализм — хотя бы ради просвещения американских работников музыкальной культуры.

Читайте также
Прямой эфир