63-я церемония вручения «Грэмми» прошла в этом году, как и большинство других подобных мероприятий, в режиме онлайн — трансляция велась сразу из Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Нэшвилла, трех музыкальных столиц США. Победители, за редким исключением, были вполне предсказуемы — как по причине заметно поскучневшего поп-мейнстрима Штатов, так и по другим, менее очевидным стороннему наблюдателю обстоятельствам. За награждением следили «Известия».
Прошлогоднее вручение заветных граммофончиков прошло, напомним, на фоне большого конфуза. За считаные недели до церемонии президент Национальной академии науки и искусства звукозаписи США Дебора Дуган была внезапно уволена. Напоследок она громко хлопнула дверью, перед уходом обвинив преимущественно мужское руководство организации, которая, собственно, и занимается раздачей «Грэмми», в расизме, сексизме, харассменте и насилии над желающими славы артистками. Скандал постепенно перешел в вялотекущий режим и вскоре исчез с первых полос даже профессиональной прессы, многочисленные члены академии начали готовиться к следующему празднику музыки с раздачей сувенирной продукции.
Фото: REUTERS/CBS
Большинство из 83 номинаций, по которым можно получить «Грэмми», интересуют лишь очень узкую прослойку специалистов — но, разумеется, публика во всем мире обычно жаждет знать, что же признали за океаном «песней года» (вручается авторам), «записью года» (предназначена исполнителям), «лучшим альбомом» и, конечно, «лучшим новым исполнителем». В этом году, впрочем, внезапный интерес вызвала обычно пребывающая в благости и тишине награда за «лучший альбом современной христианской музыки», доставшаяся рэперу Канье Уэсту, открывшему для себя Господа. О просветлении теперь уже бывший мистер Кардашьян поведал миру альбомом Jesus is King, после чего, видимо, решил предаться монашескому благочестию и расстался со звездной супругой.
В Лос-Анджелесе в 63-й раз вручили «Грэмми» — ежегодную музыкальную премию. Торжественная церемония должна была пройти в январе, но ее пришлось перенести из-за сложной эпидемиологической обстановки в Калифорнии. Бриттани Ховард с лучшей рок-песней Stay High и другие победители — в фотогалерее «Известий»
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Rich Fury
Меган Ти Стэллион получила награду за лучшее рэп-исполнение в дуэте с «Бейонсе» песни «Дикарь»
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Rich Fury
Группа Body Count с композицией Bum-Rush стала лучшим металл-исполнителем
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Rich Fury
Бруно Марс и Андерсон Пак почтили память Литтла Ричарда, исполнив две его песни
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Mazur
Деби Нова — претендентка на награду за лучший латинский поп-альбом — поражала собравшихся прежде всего своим нарядом
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Mazur
ДаБэби — претендент на награду за лучшее рэп-исполнение — на церемонию пришел с мамой
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Mazur
Комик Тревор Ноа — ведущий церемонии
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Mazur
Наряд Ноа, младшей сестры певицы Майли Сайрус, номинированной на премию как лучший новый исполнитель, стал предметом для шуток и пересудов
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Mazur
Джене Айко, номинантка в категории «Альбом года», и Биг Шон, не ставший в этом году лучшим рэп-исполнителем
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Mazur
Андерсон Пак претендовал на лучшее музыкальное видео со своим «Локдауном»
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Mazur
Выступление Эрика Бертона и Адриана Кесады — группа Black Pumas
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Winter/Eric Burton
Тейлор Свифт с пластинкой Folklore, записанной на карантине, победила в номинации «Альбом года»
Фото: REUTERS/CBS/Handout
Меган Ти Стэллион на сцене
Фото: REUTERS/CBS/Handout
Дуа Липа получила «Грэмми» за лучший вокальный поп-альбом Future Nostalgia
Фото: REUTERS/CBS/Handout
Претендентка на лучшую запись года Доджа Кэт
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Winter
Микки Гайтон — первая темнокожая певица, номинированная за сольную запись в стиле кантри
Фото: REUTERS/CBS/Handout
Лучшей записью года стала Everything I Wanted Билли Айлиш, еще одну награду она получила за лучшую песню к фильму — заглавную тему картины о Джеймсе Бонде No Time to Die — «Не время умирать»
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Winter
H.E.R. и Тиара Томас получают премию за песню года «Я не могу дышать» — такими были последние слова афроамериканца Джорджа Флойда, гибель которого спровоцировала многомесячные протесты Black Lives Matte
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Winter
Бейонсе стала лидером по числу номинаций: она получила премии за лучшее R&B-исполнение Black Parade и лучшее видео Brown Skin Girl, а также за лучшую рэп-песню и лучшее рэп-исполнение в дуэте с Меган Ти Стэллион
Фото: Getty Images for The Recording Academy/Kevin Winter
В остальном академия явно пыталась прислушаться к веяниям времени и назначить лучшими как можно больше женщин-афроамериканок или хотя бы просто женщин. Благими намерениями дорога известно куда вымощена, так что академики вновь наступили на любимые грабли, не очень разобравшись в нюансах (вообще список победителей этого года наводит на мысль, что их выбирали методом игры в орлянку). Так, по наибольшему числу номинаций (девяти) была выдвинута Бейонсе, в прошлом году не выпустившая даже полноценного альбома, зато канадский певец The Weeknd, продолжавший бить рекорды популярности у слушателей и активно работавший в студии, — ни одной. Оскорбленный канадец, естественно, разразился проклятиями в соцсетях, что прибавило совсем уж апатичному мероприятию хоть какой-то пикантности. Бейонсе в результате поставила на полку еще две статуэтки, хотя и по относительно второстепенным разделам («лучшее RnB-исполнение» и «лучшее музыкальное видео»).
Бейонсе получает Грэмми за «лучшее RnB-исполнение»
Лучший альбом в прошлом году записала, по мнению академиков, белая женщина Тэйлор Свифт (выпустившая их во время сидения на карантина аж два — и оба, в общем, достойных). Приз за «лучшую запись» вновь достался другой белой женщине, Билли Айлиш; вероятно, она могла бы по второму разу добавить в коллекцию и статуэтку за «песню года», но тут в дело вмешалась политика.
Очевидным образом исчерпав лимит на белых исполнителей в главной четверке номинаций, лучшей песней была назначена RnB-баллада I Can’t Breathe («Я не могу дышать») темнокожей певицы H.E.R. (в миру Габриэллы Уилсон), посвященная, разумеется, тому самому Джорджу Флойду. Композиция, надо признать, вполне заслуживающая внимания музыкально — но «лучшей» ее явно сделали иные достоинства, с художественной стороной дела не связанные.
Выступление Меган Рут Пит на церемонии вручения «Грэмми»
Фото: REUTERS/CBS
Самым талантливым новым исполнителем была названа инстаграм-рэперша Меган Рут Пит, выступающая под диковатым псевдонимом Megan Thee Stallion («Меган-Жеребец»). В раскрутке крупногабаритной кавалерист-девицы из Техаса главную роль сыграла популярная у младшей возрастной группы соцсеть TikTok, где песня Меган Savage в прошлом году быстро стала вирусной, а после оперативного выпуска ремикса с участием всё той же Бейонсе возглавила национальный хит-парад США. Поскольку вовлеченность музыкальных академиков в жизнь тиктокеров представляется всё же маловероятной, на их выбор, скорее всего, повлияло именно последнее обстоятельство.
За лучший ремикс «Грэмми» также вручается, и именно здесь всех ожидал наибольший сюрприз. Награда ушла в Казахстан, ранее вроде бы не особо отмеченный на диджей-карте, 20-летнему Иманбеку Зейкенову, студенту-железнодорожнику из заштатного Аксу в Павлодарской области. Впрочем, интрига хотя и была, но всё же относительно предсказуемая: сделанный им ремикс на песню Roses американского рэпера Saint Jhn (и выпущенный через российский лейбл Effective Records) набрал более 140 млн просмотров на YоuTube и попал в чарты США, Великобритании и большинства стран Европы. Музыканта уже поздравил сам президент Токаев; нашим же деятелям шоу-бизнеса, возможно, стоит призадуматься о более современных методах достижения славы, нежели поездки на телевизионные фрик-шоу.
«Грэмми» за «лучшую песню, написанную для визуальных медиа» (кино и ТВ), выдали Билли Айлиш — хотя новый фильм про Бонда, откуда взята премированная композиция, вот уже второй год никак не могут выпустить в прокат из-за пандемии. Впрочем, конкурировавшие сочинения были в этом году феноменально слабы — кроме разве что Beautiful Ghosts Эндрю Ллойд-Уэббера и Тэйлор Свифт из недавней провальной экранизации «Кошек» (Свифт сыграла и спела там Бомбалурину). Видимо, академиков отпугнула необходимость делить награду между относительно прогрессивной Свифт и сомнительным престарелым консерватором с Британских островов.
Зато в номинации за лучший оригинальный саундтрек члены академии, похоже, отвлеклись от требований политической необходимости и просто — второй раз подряд — отдали статуэтку талантливому молодому композитору (так уж сложилось, что это — женщина, да к тому же принадлежащая к малочисленному северному народу). В прошлом году исландская вилончелистка Хильдур Гуднаудоттир уже стала обладательницей граммофончика за музыку к сериалу «Чернобыль», теперь же победа досталась ей с «Джокером». Мрачные «дроуны» Хильдур как нельзя лучше соответствуют атмосфере фильмов, к которым ее приглашают писать музыку — современную, авангардную, разве что чуть слишком правильную, чтобы быть совсем оригинальной.
Впрочем, исландка засветилась и сотрудничеством с такими музыкантами, как Pan Sonic, Sunn O))) и Throbbing Gristle, от которых у академиков, скорее всего, уши в буквальном смысле свернулись бы в трубочку. Так что будем надеяться, что в следующем своем саундтреке Хильдур проявит должный радикализм — хотя бы ради просвещения американских работников музыкальной культуры.