Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Катись сюда: легализуют ли в России стритрейсинг
2020-08-18 18:43:35">
2020-08-18 18:43:35
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Госдуме подняли вопрос о легализации стритрейсинга в России. Гонщикам-любителям предлагают выделить отдельные площадки и установить правила для соревнований. Но действительно ли нужна реализация этой инициативы? В проблеме разбирались «Известия».

Запретить или контролировать?

Вопрос поднял член комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрий Свищев. Как посетовал депутат, «пока не удается этих ребят, которые любят ночные гонки, дисциплинировать» и «загнать их в рамки, так сказать, здравого смысла». В общественном сознании стритрейсеры давно ассоциируются с созданием опасных ситуаций на дорогах, особенно в ночное время. Отдельной статистики по ДТП с участием самодеятельных гонщиков не ведется, однако можно предположить, что агрессивное вождение с превышением скорости нередко становится причиной аварий, в том числе и со смертельным исходом.

гонки
Фото: Depositphotos

Всего три года назад статью 12 КоАП хотели дополнить пунктом 38 — «Незаконные автомобильные или мотоциклетные соревнования». Нарушителей предполагалось штрафовать до 1 млн рублей и лишать права управления автомобилем. Шли разговоры даже о введении уголовной ответственности. Однако тогда закон так и не приняли, а сейчас вектор явно сместился в сторону более либерального отношения к самодеятельному автоспорту. Впрочем, как считает шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев, законодатели просто не смогли бы указать внятные критерии, отделяющие простое нарушение скоростного режима от участия в незаконных соревнованиях.

Кто они такие

Каких конкретно «этих ребят» имеет в виду Свищев, не совсем ясно. Но нужно понимать, что стритрейсеры бывают разные. Есть обычные нарушители спокойствия типа известной Мары Багдасарян. В 2017 году ее лишили водительских прав в том числе из-за передвижения по дорогам Москвы со скоростью свыше 200 км/ч. Кстати, после этого инспекторы неоднократно ловили ек за рулем.

«Если называть бейсболистом человека с бейсбольной битой, который идет кого-то бить, то Мара Багдасарян — человек, который занимается гонками. Не надо путать автоспортсменов с молодежью, которая от скуки носится от полиции по улицам Москвы. Это к автоспорту никакого отношения не имеет», — подчеркнул автоэксперт, гонщик Сергей Герваш.

гоночные колеса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Именно такие «стритрейсеры» нарушают ПДД и не дают горожанам спать шумом моторов. И спасения от них в рамках существующего правового поля практически нет. «Единственное, что грозит таким нарушителям, — это штраф 500 рублей, если шум машины или мотоцикла превышает норму. Но и для этого нужно поймать такого водителя, чтобы выписать протокол. Автоматическая фиксация не работает. Жители никак [не могут бороться]. Натягивать трос через дорогу предлагать не буду, хотя это было бы эффективно», — объяснил юрист общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.

Настоящие гонщики-любители меряются мастерством на организованных соревнованиях. Как объясняет автоэксперт Герваш, понятия «стритрейсинг» и «драг-рейсинг» отличаются: «Стритрейсинг — это, как показывали в фильме «Форсаж», когда по улицам города гоняются автомобили по какому-то маршруту. В данном случае все нелегальные гонки — драг-рейсинг. Это заезд, который проходит на четверть мили, то есть на 402 м на ускорение машин по прямой».

Место встречи

Депутат Свищев говорил пока только о Москве. Он предлагает отвести для гонок места на Ходынском поле, в Мневниках и на набережной Воробьевых гор. «Самым популярным местом сбора автомобильной молодежи была смотровая площадка на Воробьевых горах — «Смотра». Там собирались отдельные клубы со своими названиями и просто любители. Это сопровождалось «покатушками». Там не разгуляешься, но со светофора какое-то расстояние проехать можно. С недавнего времени там установили камеры, «лежачих полицейских». Закрыли любые возможные скопления автомобилей», — рассказал Герваш.

По его мнению, любителям гонок надо дать возможность ездить легально, чтобы не приходилось прятаться по заброшенным дорогам Москвы и Подмосковья.

Как рассказал автоэксперт Бахарев, в Москве относительно недавно в зоне Курьяново на месте заброшенной свалки открыли подобную стритрейсерскую площадку. А официальные соревнования чемпионата России, в том числе по драг-рейсингу, как отметил Герваш, проводят в районе аэропорта Быково. После окончания взлетно-посадочной полосы там есть 3–4 км для зоны старта, зоны торможения и парковочной зоны. До ближайшего жилого дома оттуда несколько километров. Как считает эксперт, подобные площадки для соревнований можно было бы оборудовать и в других местах вокруг столицы.

ДТП
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В Общероссийской общественной организации автомобильного спорта «Российская автомобильная федерация» согласны: любительский автоспорт надо поддерживать. И легальные гонки проходят именно под эгидой РАФ. Благодаря этому в «разрешенных» гонках соблюдаются и определенные технические нормы, и правила движения. Исполнительный директор федерации Сергей Иванов подчеркивает, что для гонщиков-любителей нужно выделять трассы, где предусмотрены меры безопасности.

Зато нелегальные гонки на московских трассах не подчиняются официальным ПДД. Скорость на соревнованиях может достигать 250 км/ч. Дальше действуют другие нормы. «Старт осуществляется либо по светофору, либо по отмашке ведущего. Заезд проходит на дистанции 402 м. После чего машины возвращаются обратно», — рассказал Герваш.

Разумеется, ни медиков, ни пожарных на трассе во время таких гонок нет. Отсутствует и какой-либо внятный технический регламент, позволяющий не допускать к соревнованиям машины с неисправностями

Финансовый вопрос

По словам Сергея Герваша, есть клубы, которые собираются бесплатно, ради интереса: встречаются, показывают свои машины, говорят о новых изменениях, устраивают заезды между собой. Отдельное дело — ночные гонки. Их клубы устраивают ради заработка. Там люди платят деньги (небольшие, впрочем), чтобы попасть на гонки в качестве участника или зрителя.

мотоциклисты
Фото: Depositphotos

Больших денег в любительских гонках в принципе быть не может. Как отметил Бахарев, спонсоры туда не приходят. Спортсмены используют технику начального уровня. Для участников это скорее попытка получить признание.

Читайте также