Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Москалькова сообщила о возвращении в Россию двух священников УПЦ
Общество
СК возбудил дело о теракте после гибели пяти человек при обстреле Курской области
Политика
В Госдуме заявили о причастности дронов США к атакам на Севастополь
Мир
В МО Белоруссии сообщили о росте напряженности на границе с Украиной
Мир
Демократы оказались в тупике после дебатов Трампа и Байдена. И вот почему
Общество
Директор обстрелянной ВСУ школы в Донецке рассказала о разрушениях после удара
Мир
NYT предупредила об опасности для ЕС и Украины из-за слабости Макрона и Байдена
Армия
Бойцы «Ахмата» сбили украинский дрон «Баба-яга» на харьковском направлении
Происшествия
ФСБ возбудила дело об организации незаконной миграции сотрудником вуза в Дагестане
Мир
ЮНЕСКО обнаружило бомбы времен ИГ в стенах мечети Мосула
Мир
МВФ потребовал изменить Таможенный кодекс Украины для борьбы с коррупцией
Мир
Объект критической инфраструктуры поврежден в подконтрольном ВСУ Запорожье
Общество
Жительница Красногоровки рассказала об эвакуации военными РФ из «пекла и ада»
Экономика
Правительство России продлило разрешение на экспорт бензина до 31 июля
Мир
Белоруссия задействовала допсилы ПВО для прикрытия границы с Украиной
Мир
Возле Афин произошло два лесных пожара
Общество
Иностранный журналист назвал праздник выпускников «Алые паруса» невероятным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уже названное многими историческим соглашение Израиля и ОАЭ о нормализации отношений, которое стороны анонсировали в четверг, 13 августа, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Хотя в последнее время две страны контактировали друг с другом и особо этого не скрывали, едва ли можно было ожидать подобного рода шагов на официальном уровне. Теперь многие игроки в ближневосточном регионе и за его пределами разделились, по существу, на два лагеря: тех, кто за, и тех, кто против. И это неспроста. Ведь на фоне договоренностей между Тель-Авивом и Абу-Даби с новой силой встает вопрос о том, как будет развиваться ситуация вокруг палестино-израильского конфликта и Ирана. «Известия» разбирались в этой проблеме.

Третий пошел

Ряд государств уже отреагировали на новость о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем. В их числе и Россия. Как сказано на сайте МИДа, в Москве обратили внимание, что в соответствии с достигнутыми договоренностями Тель-Авив приостановит аннексию отдельных территорий на Западном берегу реки Иордан.

— Считаем это важным элементом, поскольку подобные планы были ключевым препятствием на пути к возобновлению прямых палестино-израильских контактов. Их реализация привела бы к демонтажу перспектив создания жизнеспособного, целостного, территориально непрерывного палестинского государства, — говорится в сообщении на сайте российского дипведомства.

Также там отметили, что урегулирование ближневосточного конфликта должно базироваться на соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН и арабской мирной инициативе.

При этом ряд стран региона поддержали договоренности между ОАЭ и Израилем. Среди них — Египет, Оман, Иордания и Бахрейн. Также с их одобрением выступили такие государства, как Франция, Австрия и ряд других. Вместе с тем среди противников ожидаемо оказался Иран. В Турции действия Абу-Даби по нормализации отношений с Тель-Авивом назвали «лицемерным поступком», хотя сама Анкара давно и тесно сотрудничает с израильтянами, пусть и примеряет на себя роль защитницы палестинцев. Но что куда важнее, против выступила сама Палестина. Более того, она отозвала своего посла из ОАЭ.

Трамп

Президент США Дональд Трамп

Фото: REUTERS/Joyce N. Boghosian/White House/Latin America News Agency

О нормализации отношений между двумя странами сообщил в своем Twitter президент США Дональд Трамп. Вашингтон в этом вопросе выступал посредником. Таким образом, Эмираты стали третьим арабским государством после Египта и Иордании, которое пошло на такой шаг. В ближайшие недели представители Абу-Даби и Тель-Авива должны встретиться для подписания соответствующих договоренностей, которые затронут в том числе такие области и сферы, как безопасность, энергетика, туризм и здравоохранение. Кроме того, речь может идти об установлении прямого авиасообщения между двумя странами.

Вместе с тем, как сообщил государственный министр иностранных дел Эмиратов Анвар Гаргаш, его страна заручилась обязательствами Израиля прекратить аннексию палестинских территорий. По его словам, ОАЭ «не откроют посольство в Иерусалиме до тех пор, пока не будет достигнуто окончательное соглашение между палестинцами и израильтянами».

От известного к открытому

Хотя примирение между Израилем и ОАЭ стало настоящей сенсацией, две страны в последнее время достаточно активно контактировали друг с другом. В основном это сотрудничество касалось гуманитарных, спортивных и торговых вопросов. Но в июле 2019 года Абу-Даби для участия в климатической конференции ООН посетил тогдашний глава МИДа Исраэль Кац, первый представитель Тель-Авива такого высокого уровня. Он также опубликовал в своем Twitter фотографию из столичной мечети шейха Зайда.

В декабре в столице Эмиратов побывал генеральный директор израильского внешнеполитического ведомства Юваль Ротем. Он обсуждал участие своей страны во всемирной выставке Expo 2020, которая должна пройти в ОАЭ. Кроме того, в различных СМИ упоминались и другие встречи разного уровня между представителями двух стран.

мид

Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

Фото: REUTERS/Gali Tibbon/Pool

Между тем Эмираты сложно назвать белой вороной, когда речь идет об отношении к Израилю. Ряд других государств Персидского залива постепенно налаживают контакты с Тель-Авивом. Например, всё тот же Исраэль Кац встречался с главой МИД Бахрейна Халедом бен Ахмедом Аль Халифой, о чем также рассказывал в своем Twitter, сопровождая сообщения фотографиями. К тому же в столице островного государства Манаме в июне 2019 года США представили экономическую часть своего плана по урегулированию конфликта между Палестиной и Израилем. И хотя официальных представителей последнего там не было, израильским журналистам и предпринимателям визы выдали, что тоже стало своего рода беспрецедентным событием.

А в октябре 2018 года гостей из Тель-Авива принимал Оман. Причем не кого-нибудь, а сразу премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Тогда глава МИДа Юсеф бен Аляви бен Абдулла заявил, что, «возможно, пришло время относиться к Израилю так же, как к другим государствам региона».

Разумеется, не остался в стороне и Катар. По сообщениям ряда источников, Доху уже неоднократно посещал глава МОССАДа Йоси Коэн. Это, впрочем, неудивительно, учитывая тесные отношения той с палестинским движением ХАМАС, контролирующим сектор Газа.

Между тем в прессе не встречалось большого количества упоминаний о контактах Израиля с Саудовской Аравией. Но учитывая во многом союзнические отношения между Эр-Риядом и Абу-Даби, некоторые аналитики теперь называют саудовцев чуть ли не следующими в очереди на нормализацию отношений с Тель-Авивом.

Между «сделкой века» и арабской мирной инициативой

Подвижки среди арабских монархий Персидского залива ставят закономерный вопрос о будущем палестино-израильского урегулирования. Ведь не секрет, что именно из Залива родом так называемая арабская мирная инициатива, которую иногда также называют саудовской. Она предлагает условную формулу «мир в обмен на земли»: Израиль должен отойти с оккупированных в 1967 году территорий, найти справедливое решение проблемы палестинских беженцев и признать палестинское государство; арабские страны, в свою очередь, обязуются нормализовать отношения с Израилем и признать конфликт с ним оконченным.

Иордан

Вид на поселение на Западном берегу реки Иордан

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Mosab Shawer

Эта программа была предложена в 2002 году на саммите Лиги арабских государств. С тех пор она считается одной из основ преодоления ближневосточного конфликта. В частности, на необходимость ее реализации неоднократно указывали в России.

Теперь же, с примирением между Израилем и ОАЭ, некоторые эксперты обратили внимание, что принцип «мир в обмен на земли» оказался подменен другим — «мир в обмен на мир», а перспективы реализации самой инициативы пока остаются неясными. Как бы то ни было, в Абу-Даби уверяют, что договоренности, наоборот, положительно скажутся на развитии ситуации и записывают себе в копилку достижений обязательство Израиля заморозить аннексию территорий на Западном берегу реки Иордан. С одной стороны, такой посыл может быть верен: все-таки те же Египет и Иордания уже давно имеют налаженные отношения с Тель-Авивом, но это не мешает им поддерживать палестинцев и защищать их права. С другой, сама Палестина явно на происходящие процессы смотрит совсем иначе, раз приняла решение отозвать посла из Абу-Даби.

К тому же вокруг дальнейших планов Израиля уже появились разночтения. По словам Анвара Гаргаша, речь идет об обязательствах Тель-Авива «прекратить» аннексию. Вместе с тем премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху дал понять, что подразумевается лишь ее временная заморозка.

Между тем договоренности Абу-Даби с Тель-Авивом точно сыграют на руку США. Ранее Вашингтон представил так называемую сделку века — комплекс экономических и политических мер по урегулированию палестино-израильского конфликта. Среди них признание Иерусалима в качестве единой и неделимой столицы Израиля, тогда как столицей Палестины станет его восточная часть (хотя в некоторых трактовках речь идет всего лишь о пригороде Абу-Дис); сохранение крупных еврейских поселений на Западном берегу; также Палестина получит $50 млрд помощи на проведение реформ и повышение эффективности экономики.

сделка

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент США Дональд Трамп во время презентации «сделки века», подготовленной американской администрацией президента

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Shealah Craighead

Эти предложения были изначально отвергнуты палестинской стороной. Критически о них высказывались и другие игроки, в том числе и Россия. Таким образом, перспективы претворения «сделки века» в жизнь оказались довольно туманными. В свою очередь, нормализация отношений между ОАЭ и Израилем и сопутствующий отказ последнего — будь то временный или нет — от планов аннексии на Западном берегу можно представить как новое обстоятельство в палестино-израильском урегулировании и записать это «достижение» на свой счет. Собственно, об этом и говорится в совместном заявлении трех стран: «Израиль приостанавливает объявление суверенитета над районами, обозначенными в документе «Видение мира» (официальное название американского плана. — «Известия»), и сфокусирует усилия на расширении связей с другими странами в арабском и мусульманском мире». Для Дональда Трампа и его избирательной кампании это крайне актуально. Тем более что это не единственная победа в данном случае.

Общий враг

Примирение между ОАЭ и Израилем, как уже понятно, отразится на многих вопросах двустороннего сотрудничества. В чем две страны едва ли имеют противоречия, так это в своем стремлении ликвидировать угрозу, которая, как они считают, исходит от Тегерана.

Тель-Авив уже неоднократно наносил удары по позициям иранских военных и союзного им ливанского движения «Хезболла» в Сирии. Атакам подвергалась и территория Ливана, а также Ирака, где сильно влияние Исламской Республики. Что касается отношений ОАЭ и Ирана, то в данном случае не последнюю роль играют суннитско-шиитские противоречия. Кроме того, два государства фактически столкнулись в Йемене, где они поддерживают разные стороны продолжающегося уже не первый год конфликта. Не стоит также забывать и о территориальных спорах между Тегераном и Абу-Даби вокруг трех островов в Персидском заливе. Наконец, в Эмиратах в целом болезненно воспринимают усиление позиций Ирана в регионе.

военные

Израильские военные на границе Израиля с Сирией

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Ayal Margolin-Jinipix

Такие подходы Израиля и ОАЭ точно на руку США и лично Дональду Трампу, который еще до прихода в Овальный кабинет давал понять, что считает Исламскую Республику одним из своих главных врагов. За время президентства он успел выйти из сделки по иранской ядерной программе и возобновить действие санкций в отношении Тегерана. Что ему, однако, не удалось, так это реализовать в том или ином виде идею «арабского НАТО» — коалиции, которая должна противостоять Исламской Республике. Успех в деле примирения Израиля и ОАЭ и открытие дверей для беспрепятственных контактов по «антииранским» вопросам между ними могут дать новый импульс заброшенной было американцами идее.

Да и самим Тель-Авиву и Абу-Даби в этом деле, похоже, несложно будет найти общий язык. Можно предположить, что «дружба» против Тегерана может стать одним из главных внешнеполитических приоритетов для двух столиц. Что касается Палестины, то тут в спешке точно нужды нет. Израильтяне прекрасно понимают, что до нее у них руки всегда дойдут. А они обязательно дойдут, когда общая конъюнктура тому будет больше благоприятствовать.

Прямой эфир