Безбумажные коммуникации: сфере ЖКХ готовят полную цифровизацию
Сферу ЖКХ ждет всеобъемлющий перевод в цифру — Минстрой планирует аккумулировать в общей электронной базе документацию на жилые дома. Такой пункт числится в проекте постановления кабмина о новых правилах для управляющих компаний, с которым ознакомились «Известия». Для полного перехода отрасли в онлайн необходимо разработать единые требования к программному обеспечению, отметили в ассоциации «Национальный жилищный конгресс». Участники сферы ЖКХ не исключили, что в ближайшее время в России появится и стандарт на оказание цифровых услуг жителям со стороны управляющих компаний. Это позволит значительно повысить прозрачность бизнеса в ЖКХ, снизить коррупционную составляющую, а также облегчить переход домов от одной УК к другой. Вместе с тем эксперты обращают внимание на возможные риски появления целого пласта открытых данных, доступных для машинной обработки.
Жилье в цифре
Минстрой выступил с инициативой перевести всю документацию на жилые дома в электронный вид. Об этом говорится в проекте постановления правительства «Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».
Согласно инициативе, теперь техническая документация на строительство и реконструкцию многоквартирного дома, ключи от помещений общего имущества собственников и электронные коды доступа к оборудованию должны быть переданы не только на бумажном носителе, но и на электронном. Кроме того, копии этих документов должны появиться в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и обновляться по мере необходимости.
В России ведется активная работа по цифровизации отрасли ЖКХ. Как уточнили в Минстрое, в первую очередь речь идет о ГИС ЖКХ и программе «Умный город». Ее основной инструмент — внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре. Цель программы состоит в комплексном повышении эффективности работы всех систем.
Независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Склянчук отметил, что цифровизация отрасли ЖКХ позволит повысить ее прозрачность для граждан, снизить издержки для коммунальных предприятий за счет оптимизации технологического процесса, сокращения потерь и планирования работ по замене коммунальных сетей, а также обеспечить контроль со стороны государства. С этой задачей должна справиться ГИС ЖКХ, которая в перспективе может стать как платежной системой, так и электронной картотекой всего жилищного фонда в стране, сказал эксперт.
Перевод бумажной документации на дома в электронный вид позволит многократно упростить и ускорить работу УК. В первую очередь это касается аварийных ситуаций и ремонтных работ, рассказала директор ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Она подчеркнула, что в итоге повысится качество услуг для жильцов.
Член Центрального штаба ОНФ, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко согласен, что цифровизация ЖКХ позволит сделать отрасль прозрачной и снизит коррупционную нагрузку. Это можно рассматривать как преимущества для государства, граждан и УК.
Таким образом, появится целый пласт открытых данных, которые могут быть доступны в машиночитаемом виде для автоматической обработки, отметил эксперт. По его словам, это может привести к появлению новых интересных и полезных сервисов, которые улучшат качество жизни граждан.
Переход в цифру рано или поздно случится, это неизбежно и несет явные преимущества и возможности в дальнейшем, однако есть и риски, обратила внимание исполнительный директор компании «Акронис Инфозащита» Елена Бочерова. По ее мнению, продуманный подход к хранению и защите данных поможет их избежать. К тому же практика хранения бумажной документации также могла быть не слишком надежной. В такой информационной системе будет необходимо обеспечить сохранность, доступность, приватность, безопасность и аутентичность, то есть неизменность хранимой информации. Современные технологии киберзащиты способны на это, считает эксперт.
Что в стандарте
Участники сферы ЖКХ не исключают, что в ближайшее время в России появится стандарт на оказание цифровых услуг жителям со стороны управляющих компаний.
Его введение необходимо, считают в «ПИК-Комфорте». Это упорядочит работу всех организаций, сделает процессы прозрачными, уберет хаос и неразбериху на рынке ЖКХ в целом. «ПИК-Комфорт» готов принимать участие в его подготовке, указали в пресс-службе компании. В стандарт могут войти услуги, которые предоставляют УК в цифровом формате. К ним относятся прием и регистрация заявок на проведение работ в ЖКХ, сообщения о неисправностях и консультации со специалистами. Цифровые коммуникационные каналы связи между жителями и управляющими компаниями — это то, что обязательно должно быть прописано в единых стандартах, добавили в «ПИК-Комфорте». Помимо этого, можно также проводить общие собрания собственников в онлайн-формате. Условия организации таких встреч тоже должны быть отражены в общем своде правил, отмечают в компании.
Единый стандарт цифровых услуг для сферы ЖКХ может включать личный кабинет жителя, видеоконтроль, бесконтактный проход и проезд, заказ пропусков на автомобиль, умный паркинг, учет ресурсов, заявки в управляющую компанию, счета УК, диспетчеризацию инфраструктуры, перечислили в пресс-службе VEB Ventures.
Сегодня уже многие УК используют разные программные продукты, но к ним нет технических требований, отмечают в «Национальном жилищном конгрессе». Их появление позволит сделать взаимодействие с ГИС ЖКХ более качественным.
Стандартизация и унификация терминов и подходов на рынке цифровых сервисов жилищно-коммунального хозяйства становится важной задачей, отметила партнер IKS-Consulting Татьяна Толмачева. Она напомнила, что уже существует национальный стандарт по услугам ЖКХ и управления многоквартирными домами (ГОСТ Р 51617-2014). Эксперт считает логичным внести в него изменения в части оказания услуг с помощью информационных технологий.
При этом оцифровка документов и процессов должна проводиться поэтапно, когда у управляющих организаций будут появляться средства на внедрение новых технологий. Директивно вводить новые требования одновременно для всех УК было бы неправильно, заключила Татьяна Вепрецкая.