Льготный период: РЖД продлили отмену штрафов во время эпидемии
Компания «Российские железные дороги» (РЖД) продлила освобождение клиентов от ряда плат, сборов и штрафов, связанных с организацией перевозок грузов. Решение будет действовать до отмены федеральных и региональных ограничений, связанных с распространением коронавируса. В некоторых случаях компания предусмотрела и скидки. Что еще делает холдинг в условиях эпидемии — в материале «Известий».
Меньше штрафов, больше скидок
РЖД пока не будет начислять сборы и штрафы клиентам, которые вынужденно приостановили деятельность в условиях пандемии. Сколько будут действовать льготы, зависит от решений властей и общей эпидемиологической обстановки.
Речь идет, к примеру, о плате за пользование вагонами перевозчика, сборах за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке станцию назначения, штрафах за невыполнение принятой заявки и др.
— Безусловно, с учетом принятых руководством страны решений о продлении нерабочих дней и пролонгации режима ограничений, введенных в регионах, все льготы, ранее установленные ОАО «РЖД» для грузоотправителей, будут продлены. В непростых эпидемиологических условиях, с которыми мы все столкнулись, компания продолжает идти навстречу клиентам, освобождает их от дополнительных расходов, связанных с данными форс-мажорными обстоятельствами», — отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.
Кроме того, компания предоставила скидки на внутренние перевозки некоторых грузов. С 1 июня вводится скидка к тарифу 26,3 % на внутрироссийские перевозки сырой нефти в цистернах и 9,3% на перевозки листовой кровельной стали в полувагонах. В первом случае послабление будет действовать до 31 мая 2021 года, во втором — до 31 декабря 2020-го.
Между тем восстанавливаются и транзитные перевозки из Китая в Европу. После снятия карантинных ограничений в Поднебесной, местные компании возобновили поставки контейнерных грузов. В апреле их объем по маршруту Китай–Европа–Китай вырос вдвое по сравнению с апрелем 2019-го.
Из Европы поезда возвращаются в Китай пустыми, но РЖД приняла меры поддержки для грузоотправителей. В частности, с марта им предоставлена возможность бесплатно хранить контейнеры в течение месяца. Кроме того, с 1 апреля ставка на перевозку пустых контейнеров с запада на восток по этому маршруту снизилась до 41%.
— Это позволит путем формирования конкурентоспособных тарифных условий на возврат порожних контейнеров из Европы в Китай обеспечить подвижным составом груженый поток из Китая в Европу, — пояснили в пресс-службе холдинга.
Самые важные товары
В сложной эпидемиологической обстановке РЖД стремится создать наиболее благоприятные условия для грузоотправителей.
— В сложившейся ситуации мы обязаны обеспечивать максимально возможный прием грузов к перевозке и поддерживать непрерывную связь с клиентами. Каждая принятая к перевозке тонна — это вклад не только в финансовую устойчивость компании, но и в экономику страны в целом, — сказал Алексей Шило.
Особое внимание компания уделяет клиентам, которые перевозят товары первой необходимости: продукты питания, медицинское оборудование, маски и пр. В этих случаях заявки рассматривают, согласовывают и исполняют предельно быстро.
В апреле объем поставок таких грузов — зерна, сахара, соли, овощей, рыбы и других продовольственных товаров — вырос в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом это более 3 млн т груза.
К примеру, только за две недели апреля из Краснодарского края в 20 других регионов России отправили примерно 65 тыс. т продовольствия. Грузы включают 36,1 тыс. т сахара, более 15 тыс. т подсолнечного масла, 12,2 тыс. т крупы, муки и других продуктов перемола, а также более 1,3 тыс. т соков.
Со станций Свердловской железной дороги в апреле отправили более 40 контейнеров с медикаментами, санитарно-гигиеническими изделиями, мылом, стиральным порошком и моющими средствами. Всего более 1,1 тыс. т.
— Весь холдинг сейчас сосредоточен на оперативной работе. Мы в силу особенностей нашей деятельности всегда находимся на передовой.
Оперативные штабы по различным направлениям в компании работают круглосуточно. Многие решения принимаются, что называется, с колес. Но, с другой стороны, у нашего коллектива огромный опыт работы в разного рода чрезвычайных ситуациях и нестандартных условиях, и я считаю, что мы сегодня полностью мобилизованы в управленческом смысле этого слова.
Крайне важно, чтобы мы были максимально гибкими, мгновенно реагировали на изменяющиеся обстоятельства, улавливали тенденции, — подчеркнул глава РЖД Олег Белозеров.
Строить без остановки
На контроле компании и грузы для строительного сектора экономики. За первые четыре месяца 2020-го на железные дороги погрузили 39,5 млн т таких грузов, что на 4,1% выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как отметили в пресс-службе РЖД, инфраструктура холдинга обладает достаточными пропускными способностями, чтобы обеспечить бесперебойную доставку строительных грузов, техники и сопутствующих материалов. Они необходимы для непрерывной работы не только строительных компаний, но и предприятий дорожного хозяйства.
Кроме того, клиенты, которые работают с инертно-строительными грузами, до 30 июня могут хранить щебень на грузовых дворах РЖД с 90-процентной скидкой.
Также в апреле выросли перевозки на экспорт железной руды — более чем на 63%. На сети железных дорог погрузили более 2,5 млн т сырья. Наращивание отмечается в основном через порты Северо-Запада и Юга. Всего с начала года перевезено около 40 млн т руды, в том числе более 9 млн т — на экспорт.
Перед началом посевного сезона возросли и погрузки минеральных и химических удобрений. В апреле по железным дорогам отправили 5 млн т груза, что на 2,2% больше, чем год назад. Перевозка на экспорт увеличилась на 4%, до 2,8 млн т. Всего с начала года показатель составил около 21 млн т.
Дистанционная работа
В условиях эпидемии РЖД активизируют свои цифровые сервисы, чтобы обеспечить дистанционное взаимодействие с клиентами.
— Анализ обращений в call-центр компании показывает, что около половины связаны с разъяснениями по вопросам организации перевозок грузов, что говорит об интересе со стороны новых потенциальных клиентов. В совокупности по всем каналам продаж в период вынужденного перехода на дистанционный формат работы заключены договоры с 230 новыми клиентами, — отметили в пресс-службе компании.
Цифровые сервисы РЖД особенно востребованы у малого и среднего бизнеса. В первые две недели апреля на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» зарегистрировались около 100 новых пользователей (всего 5,1 тыс.), из них 80% — представители малых и средних предприятий.
— В рамках работы «клиент — железная дорога» практически всё можно делать онлайн, в электронном виде. Сервисы давно протестированы, здесь никаких проблем нет. И подача заявки на перевозку уже давно идет в режиме онлайн, для этого не нужно сотрудникам контактировать, и оформление перевозочных документов также сегодня идет дистанционно с электронной цифровой подписью. Скажем так, между грузоотправителем и железнодорожной станцией, в принципе, взаимодействие переведено в онлайн практически на 95%. У них минимальный контакт при организации перевозок, — сказал «Известиям» президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Дистанционно можно заказывать вагоны и оплачивать провозные платежи для перевозки энергетического угля, строительных грузов, удобрений, лома черных металлов, промышленного сырья, а также лесных и горно-металлургических грузов.