Сдал, принял: как поезда перевозят продукты во время эпидемии
По итогам марта на сети «Российских железных дорог» отмечается значительный рост погрузки социально значимых грузов: от продуктов питания до медикаментов, сообщает пресс-служба компании. На фоне распространения эпидемии коронавируса в РЖД приняли несколько стратегически важных решений, чтобы поддержать грузовладельцев и не допустить перебои с поставкой различных грузов в российские регионы. Что предприняли в компании — в материале «Известий».
Продукты и медикаменты
Буквально две недели назад, одновременно с первыми мерами государства по борьбе с распространением коронавируса в РЖД создали оперативный штаб для поддержки клиентов и координации работы транспортных цепочек. Он нужен прежде всего для содействия грузоперевозчикам, особенно тем, кто работает с социально значимыми товарами, — продуктами питания, средствами гигиены и медикаментами.
В марте объем отправления таких грузов по территории России заметно вырос. Увеличилась погрузка макаронных изделий, мяса домашнего скота и птицы, сливочного и подсолнечного масла, сухого и сгущенного молока, а также овощных и фруктовых консервов.
В бесперебойной доставке товаров первой необходимости весьма нуждаются отдаленные регионы страны — Урал, Сибирь и Дальний Восток.
С начала марта из Краснодарского края в другие субъекты отправили более 300 т подсолнечного масла, около 6,5 тыс. т риса и 42 тыс т сахара. Из Ростовской области на Дальний Восток перевезли 270 т подсолнечного масла, из Ставрополья — 1,5 тыс. т овощных консервов, 100 т макаронных изделий и больше 1 тыс. т муки. В Уральский и Сибирский федеральные округа отгрузили большую партию крупы — более 1 тыс. т.
Кроме того, РЖД предложили грузоперевозчикам быстрее доставлять скоропортящиеся продукты. В апреле стартовал проект по перевозке таких грузов специальными контейнерными поездами. По сути, они доставляются из точки А в точку Б со скоростью пассажирского состава.
Также за последние недели выросла потребность в перевозках моющих средств и медикаментов. В марте на сети железных дорог погрузили 2,9 тыс. т туалетного мыла (в 1,7 раза больше, чем в феврале) и 2,8 тыс. т хозяйственного (плюс 23,6%).
Без перебоев продолжается доставка важных грузов в наиболее пострадавшую от коронавируса столицу — в марте на станции Московской железной дороги поступило 190 т медикаментов для больниц и аптек. Еще 480 т отправили в регионы.
— РЖД следит за расписанием поездов, которые перевозят товары первой необходимости, чтобы они следовали по графику, была ритмичность, четко работали станции выгрузки, особенно в московском регионе, куда приходит довольно большой объем грузов. В целом работа идет стабильно. Если и происходят некоторые сбои, то они связаны либо с точкой погрузки, когда не вовремя выполнены все операции, либо с точкой выгрузки. Для РЖД, учитывая масштаб системы, такое возможно, но в целом поезда стоят на контроле, работа станций тоже оптимизирована, — сказал «Известиям» президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Объем выше, затраты ниже
Другой важной инициативой РЖД в условиях сложной эпидемиологической ситуации стало беспрецедентное решение о снижении тарифов на перевозки многих товаров. Компания предоставила скидки от 13,4 до 42,5% на перевозки социально значимых грузов в крытых вагонах, что будет большим подспорьем для грузоотправителей. Это не только продукты питания, но и изделия текстильной и бумажной промышленности.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» — начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, такой шаг решает сразу несколько важных задач.
— Мы привлекаем дополнительные объемы перевозок, улучшая условия для грузоотправителей, а также уменьшаем транспортную составляющую в цене перевозимой продукции, что в конечном итоге позволит обеспечить наличие в достаточном количестве товаров на полках магазинов для граждан нашей страны, — сказал он.
Кроме того, компания отменила несколько плат, сборов и штрафов на период нерабочих дней, установленный указом президента России Владимира Путина, — с 30 марта по 30 апреля.
— В сложившихся непростых условиях РЖД идет навстречу клиентам, освобождая их от дополнительных расходов, которые могут быть связаны, по сути, с форс-мажорными обстоятельствами. Но мы рассчитываем и на содействие с их стороны, ведь от ритмичности работы во многом зависит обеспечение регионов достаточным запасом социально значимых товаров. Мы просим клиентов по возможности размещать невостребованные вагоны на путях необщего пользования, чтобы не допустить снижения пропускной способности железных дорог, — отметил Шило.
Перевод на дистанционку
На фоне эпидемии всё больше клиентов РЖД стали оформлять грузовые перевозочные документы дистанционно. С начала марта их доля составила 75% от общего количества.
По словам Павла Иванкина, цифровые сервисы компании давно протестированы.
— Здесь нет никаких проблем, подача заявки на перевозку и оформление перевозочных документов уже давно идут через интернет, для этого не нужно контактировать с сотрудником. Скажем так, между грузоотправителем и железнодорожной станцией в принципе почти всё взаимодействие переведено в онлайн, — пояснил он.
РЖД постоянно совершенствует свои сервисы и расширяет количество пользователей. В феврале к автоматизированным системам компании были подключены 298 клиентов, с начала марта присоединились еще 352. Кроме того, для онлайн-заказов работает электронная торговая площадка «Грузовые перевозки».