«Третий пакет мер может сократить падение ВВП на 2%»
Правительство подготавливает третий пакет мер поддержки бизнеса в условиях эпидемии коронавируса. Президент России Владимир Путин анонсировал его в конце апреля во время совещания с главами региона. Сейчас главная задача федеральных и местных властей — снизить ущерб для экономики. Как сработали предыдущие меры и какую помощь может получить бизнес в ближайшее время, «Известиям» рассказал заместитель председателя правления Сбербанка, руководитель блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес» Анатолий Попов.
— Анатолий Леонидович, какую поддержку сейчас может получить в Сбербанке предприниматель, пострадавший от коронавируса?
— Мы работаем по нескольким направлениям. Первое — участие во всех госпрограммах, причем Сбербанк лидирует как по объемам выданных средств и количеству кредитов, так и по скорости реализации инициатив. Например, 24 апреля было подписано постановление правительства о мерах поддержки системообразующих предприятий, ключевой пункт в нем — кредиты на пополнение оборотных средств сроком до года и по ставке не выше 5%. И мы уже профинансировали первых клиентов по этой программе.
Аналогичный опыт был у нас с кредитами на выплату зарплаты для юрлиц и ИП под 0% годовых — мы первыми из банков начали выдавать займы, еще до официального запуска госпрограммы. Сейчас по ним оформлено заявок на общую сумму 29 млрд рублей, из них более чем на 12 млрд рублей кредитов уже одобрили. Также две недели назад мы присоединились к госпрограмме 1/3 субсидирования процентной ставки по действующему кредиту для малого и среднего бизнеса, пострадавшего от COVID-19.
— Есть ли у Сбербанка региональные программы, адаптированные под особенности местного бизнеса?
— Конечно. Например, в прошлый четверг мы заключили соглашение с правительством Москвы, согласно которому столичный малый и средний бизнес может снизить ставку по действующим кредитам до 6%, а новые займы получать от 4%. Плюс мы предлагаем всем сегментам бизнеса — от малого до крупнейшего — в любом регионе страны собственную расширенную программу кредитных каникул. Мы запустили ее крайне оперативно, в конце марта, когда кризис только начинался. На сегодняшний день получили около 72 тыс. заявок, из них почти две трети одобрили и реструктурировали почти 40 тыс. договоров на общую сумму 74 млрд рублей.
— Вы перечислили множество программ и пакетных мер. Но предположим, я владелец маленькой пекарни или салона красоты. Мои клиенты сидят дома, выручка упала, а мне нужно платить сотрудникам зарплату, оплачивать коммунальные услуги, аренду помещения. Что делать?
— Для начала необходимо проанализировать сложность ситуации, доступные варианты сокращения издержек и помощи предпринимателям. У нас для этих целей работает несколько бесплатных горячих линий и сервисов, например, глубину падения выручки можно оценить при помощи сервиса «Сравни себя с рынком», предлагаемого нами совместно с компанией «Платформа ОФД». Мы консультируем всех предпринимателей по мерам господдержки и реструктуризации кредитов.
Клиенты Сбербанка могут сэкономить на сервисном обслуживании эквайринга, а онлайн-продавцы социально значимых товаров и услуг — снизить ставку по нему. Несколько наших сервисов стали бесплатными, например, «Возмещение из бюджета НДС и акцизов», услуги электронного документооборота от «КОРУС Консалтинг СНГ» и кибербезопасности от BI.ZONE.
Наконец, при помощи сервисов Сбербанка и компаний экосистемы любой предприниматель может бесплатно получать знания и готовиться к быстрому запуску бизнеса после снятия ограничений. Почти всеми услугами клиент может воспользоваться онлайн, без посещения офиса. Например, недавно мы запустили личный кабинет застройщика в «Сбербанк Бизнес Онлайн», который позволяет не выходя из дома подать заявку на проектное финансирование, направить все документы и отслеживать процесс рассмотрения заявки.
— Тем не менее многие предприниматели признают, что находятся на грани банкротства. Очевидно, пик эпидемии еще не пройден, и оснований для снятия ограничений пока нет. Что, на ваш взгляд, нужно включить в новый антикризисный пакет мер, чтобы избежать коллапса экономики?
— Сейчас в предпринимательском сообществе, правительстве, Сбербанке обсуждают нескольких десятков инициатив для следующего, третьего пакета мер поддержки. Перечислю наиболее важные.
Первый шаг — продолжить повышать доступность финансирования, предоставить предпринимателям льготные кредиты не только на операционную деятельность, но и инвестпроекты. Например, субсидировать кредиты на модернизацию и техническое перевооружение производства в размере ключевой ставки, расширить программы льготных кредитов системообразующим предприятиям, увеличив лимит кредитов на пополнение оборотных средств с 3 млрд рублей до 10 млрд рублей, но не более 10% от оборота компании, докапитализировать Фонд развития промышленности и повысить лимит на одного заемщика.
— Новые предложения снова касаются только малого бизнеса, как самого чувствительного к последним событиям?
— Нет, это касается всех сегментов бизнеса. Но, действительно, МСП пострадал больше всего, давайте детально поговорим о нем.
Важно расширить список критериев отбора компаний для предоставления кредита по госпрограмме на заработную плату под 0%: предприятие МСП, которое хочет получить кредит, должно иметь снижение среднедневной кассовой выручки к январю–февралю более чем на 30%.
Мы считаем, что эффективный механизм предоставления такого кредита должен быть следующий: предприятие обращается в банк, банк проверяет на ресурсах ФНС, соответствует ли предприятие критерию снижения кассовой выручки (-30%), делает андеррайтинг и принимает решение.
— Какие гарантии может получить бизнес от государства?
— Перечислю основные. Выпуск госкомпаниями бессрочных облигаций с предоставлением выпускающим их банкам 100% госгарантий, запуск новых и расширение существующих льготных лизинговых программ, использование механизма субсидирования новых кредитов, который был регламентирован постановлением правительства от 3 января 2014 года №3. Также необходимо рекапитализировать российские несырьевые предприятия путем выдачи субординированных кредитов сроком на три–пять лет с гарантией банкам 60–80% риска и отсрочить уплату процентов по кредитам до конца 2020 года с последующей капитализацией процентов системообразующим предприятиям.
Запуск масштабных инвестиционных программ с максимальным мультипликативным эффектом в сферах здравоохранения, общественного транспорта, инфраструктуры, аварийного жилья, замене изношенного фонда водо- и газопроводных магистралей позволит простимулировать спрос.
— Государство в нашей стране — один из основных экономических субъектов и заказчиков для бизнеса.
— Безусловно, поэтому в предлагаемом пакете мер особое внимание уделено рынку госзаказа. Чтобы после затяжной изоляции быстро вовлечь бизнес, целесообразно перенести выполнение максимального объема более поздних госзакупок на второй квартал 2020 года и перейти к практике 50% авансирования. Важно разрешить использовать факторинг по контрактам, заключаемым в рамках 44-ФЗ, и предоставить госгарантии госзаказчиками всех уровней. Необходимо обязать госкомпании применять факторинг в рамках 223-ФЗ, а также дать возможность клиентам банков с рейтингом не ниже уровня B- использовать банковские гарантии в качестве обеспечения заявок и исполнения госконтрактов, обеспечить выкуп Росрезервом невостребованного запаса социально значимых товаров, который останется у предприятий после прекращения особого режима.
— Как учесть в мерах поддержки рост цен на импорт из-за колебаний курса валюты?
— Для госзаказов предлагается установить правила индексации цен на импортные компоненты и материалы, коррелирующие с динамикой курса рубля. А производителям товаров с госрегулируемой наценкой — компенсировать рост себестоимости из-за удорожания сырья, материалов и их доставки. Также важно разработать госпрограмму адресной помощи населению товарами первой необходимости, продовольствием, социально-бытовыми услугами с размещением прямых заказов на предприятиях.
— Как эти меры помогут обычным гражданам?
— Сейчас важно поддерживать занятость людей и предотвратить сильное падение доходов. Для этого нужно запустить программу целевых зарплатных кредитов с гарантиями для банков ВЭБ.РФ и субсидированием процентной ставки на размер ключевой, ввести каникулы на уплату страховых взносов на период простоя, отменить действие комиссии по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) при переводе сотрудников на удаленную работу.
— А уплата налогов?
— Конечно, в инициативах предусмотрен широкий пакет фискальных мер. Для предприятий, чья выручка сократилась более чем в полтора раза, предлагается предоставить полугодовую отсрочку по всем страховым взносам и налогам, кроме НДС. Также есть предложения отменить ограничения по переносу убытков на будущие периоды (но не более 50% от суммы убытков), ввести мораторий на уплату обязательных фиксированных платежей по специальным налоговым режимам при отсутствии выручки, продлить до 2024 года срок применения ЕНВД.
— А какие меры помогут бизнесу сократить расходы в кризис?
— Освободить потерявшие выручку компании от арендной платы, отсрочить уплату налогов и страховых взносов для некоммерческих организаций, выплатить пособия по безработице для самозанятых граждан и ИП, снявшихся с регистрационного учета. Регионы, которые применяют налог на профессиональный доход, должны получить право снижать ставку налога для разных видов деятельности по аналогии с УСН. Отдельным пунктом должна быть прописана поддержка производителей комплектующих и поставщиков системообразующих компаний, которые сейчас не подпадают под меры поддержки ни как субъекты МСП, ни как системообразующие компании.
— Президент также упоминал о разработке стратегии выхода из режима ограничения деятельности. Какие здесь могут быть рекомендации?
— Прежде всего — четкие критерии, при соответствии которым компании могут возобновить работу. Быстрый старт предприятиям общепита, гостиничного бизнеса и туризма могут дать годовые каникулы по всем налогам, кроме НДС, а ставку НДС предлагается снизить до 10%. Нужно разрешить деятельность всех бизнесов, работающих на открытом воздухе, при использовании средств индивидуальной защиты и социального дистанцирования. Также предложено разработать специальный набор стимулов для компаний, самостоятельно разрешающих спорные вопросы по долгам — например, если банк, торговый центр и арендатор смогли сами договориться, не обращаясь в суд. И, конечно, необходима ускоренная цифровизация экономики и госуправления, которые невозможны без формирования специальной нормативной базы.
— Как вы оцениваете вероятность утверждения этих мер и их влияние на финансовое положение бизнеса и населения?
— Думаю, многие из этих предложений будут приняты, хотя и не все. Но даже если будет реализована половина из них, это уже снизит размеры падения ВВП примерно на 2% и даст собственникам бизнеса и наемным сотрудникам надежду на сохранение доходов и более быстрый выход из кризиса. По оценкам Минфина, ранее одобренные меры поддержки экономики эквивалентны 2,8% ВВП. По сути, эти меры будут компенсировать сокращающиеся из-за эпидемии доходы населения и компаний. Они помогут сгладить спад в потреблении и инвестиционной активности.
С принятием третьего пакета мер помощь экономике возрастет. Реализация новых мер позволит быстрее реализовать лимиты, утвержденные Банком России с целью поддержки кредитования экономики. Сейчас крайне важно наладить механизмы доведения средств до конечного получателя. Мы же будем поддерживать все утвержденные меры, дополняя их собственными инициативами банка и компаний нашей экосистемы для юридических лиц.