Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Премьер-министр России Михаил Мишустин анонсировал новый пакет мер для поддержки населения и бизнеса во время эпидемии коронавируса. За день до этого он утвердил список наиболее пострадавших отраслей, куда вошли девять сфер, в том числе туризм, авиация и общепит. Предприятиям из этого перечня власти помогут в первую очередь. Для них уже ввели кредитные и налоговые каникулы, предусмотрены другие меры поддержки. Но многие владельцы бизнеса, которые вынужденно встали на простой, в список не попали. Как они выходят из ситуации — в материале «Известий».

Сезонный вопрос

Сейчас в перечень наиболее пострадавших от коронавируса сфер вошли 22 отрасли в девяти направлениях. Это авиа- и автоперевозки, туризм, гостиничный бизнес, общепит, культура, развлечения и досуг, физкультура и спорт, конференции и выставки, бытовые услуги населению, а также дополнительное образование. Им правительство уделит особое внимание.

Строго говоря, меры поддержки ввели для всех отраслей бизнеса, которые оказались в трудном положении. Они могут получить беспроцентный кредит на зарплату, платить не 30%, а 15% страховых взносов за работников (при условии, что жалованье больше МРОТа), кроме того, им помогут отсрочить арендные платежи.

Но для отраслей вне списка не действуют три меры: кредитные и налоговые каникулы и отсрочка страховых взносов.

Многие бизнесы, не попавшие в перечень, столкнулись с серьезными трудностями из-за эпидемии, особенно сезонные и те, что предполагают прямой контакт с клиентом. Не все могут перейти в онлайн, хотя некоторые пытаются.

К таким отраслям относятся, к примеру, многие розничные магазины, ателье, шоурумы, салоны, мастерские и проч.

Выход из положения ищут магазины одежды — у них сезонный товар. Президент Союза русских байеров, предприниматель Елена Бугранова рассказала «Известиям», что после карантина большинству бутиков, вероятно, придется сразу устроить распродажи.

одежда
Фото: REUTERS/Evgenia Novozhenina

— Дело в том, что коллекцию обычно заказывают за полгода. Например, сейчас закуплена коллекция весна/лето-2020, а заказана осень/зима-2020. При заказе оплачивается 30%, остальные 70% — уже перед получением. Чтобы выкупить партию, нужны оборотные средства, которых у магазинов сейчас нет. Скорее всего, после карантина они захотят как можно скорее всё распродать. О прибыли вообще речи нет, сейчас главное — хоть как-то выстоять и покрыть текущие расходы. Но на что выкупать осенне-зимнюю коллекцию, непонятно. И залог в 30% терять тоже никто не хочет, — пояснила она.

По ее словам, союз проводит вебинары и прямые эфиры, чтобы обучить владельцев и персонал магазинов онлайн-продажам, но это не панацея.

Спрос очень сильно упал. Люди в основном сидят в панике и не знают, что делать — им не до покупок, — сказала Бугранова.

Предприниматель добавила, что магазины чаще всего арендуют помещения у частников и далеко не все арендодатели готовы войти в положение.

— Даже если арендодатели делают скидки, всё равно платить приходится довольно много. И персонал не можем ни уволить, ни отправить в отпуск за свой счет. Все налоги и кредиты на плечах бизнесменов. Так как кризис длится не первый год, подушки безопасности практически ни у кого нет. Велика вероятность, что в ближайшие три месяца бизнес не выдержит и многим придется закрыться. Мелким предпринимателям особенно тяжело, — отметила президент Союза русских байеров.

Без примерки

Многим отраслям бизнеса нужен прямой контакт с клиентом, а также дополнительные действия: подборки, замеры, примерки и т.д. Это различные дизайн-студии, мастерские по изготовлению мебели, ателье по пошиву одежды и штор, магазины окон и дверей и т.д.

пошив
Фото: ТАСС/Егор Алеев

Михаил владеет шоурумами интерьерных тканей в Краснодаре, Ставрополе и Ростове-на-Дону. Он продает товары не конечным потребителям, а розничным продавцам — ателье, магазинам и салонам. У него 18 сотрудников, все пока сидят по домам.

— Мы просто не работаем, а нужно платить аренду, налоги и зарплаты. Наши клиенты не открываются, потому что им пока запрещено. Да и открывать некому — людей нет. У нас тоже сезонная работа. По сути, для продажи интерьерных тканей в году бывает два удачных периода — Новый год и весна, когда люди меняют и моют окна, стирают шторы, покупают гардины и прочее. Соответственно, сейчас работать не можем. Из регионов звонят и спрашивают: как быть, что делать дальше? Я не знаю, — отметил он в беседе с «Известиями».

По словам Михаила, его бизнес сложно перевести в онлайн, разве что отчасти.

— Максимум, что коллеги пытаются сделать, — наладить доставку через интернет. Но наш продукт надо видеть вживую, трогать руками и представлять, как это будет выглядеть. Сейчас в тренде сложные оттенки, тональности. Может быть 32 оттенка белого и не все впишутся в интерьер. Если ткань для одежды еще можно на себя накинуть и отправить фотографию, то с интерьером сложнее — это образ комнаты, обои, расположение окон, мебели, цвет мебели и так далее — всё нужно смотреть на месте», — объяснил предприниматель.

Самое неприятное, по его словам, неизвестность.

— Непонятно, чему верить, где можно шагнуть, а где нельзя. Одни источники пишут одно, другие другое. А выживать как-то нужно: дети, родственники, родители, близкие, — посетовал бизнесмен.

Его коллега Наталья из Ростова-на-Дону работает непосредственно с конечными потребителями. У нее свой салон текстильного оформления интерьера. Она рассказала «Известиям», что сейчас можно работать только со старыми клиентами.

интерьер
Фото: Depositphotos

Чтобы получить заказ, мы должны выехать на объект на замеры, подобрать ткани, показать их живьем клиенту, выехать снова на объект с этими тканями, посмотреть при разном освещении, заключить договор. Дальше шьем, но перед этим нужно еще смонтировать карнизы для штор, а без монтажника они никак сами на потолке не окажутся. По сути, мы не можем брать ни одного нового заказа, потому что не можем выехать к клиентам, — рассказала предприниматель.

Наталье нужно платить за аренду салона, аренду швейного производства, а также выдавать зарплату. Самоизоляция не считается форс-мажорным обстоятельством, добавила она.

— Даже по тем заказам, которые уже были в разработке, мы несем риски, потому что Москва, к примеру, практически ничего не отгружает — мы даже не можем получить материалы. Если попадется какой-нибудь невменяемый клиент, то будем вынуждены еще и неустойку платить за срывы сроков. Круг замкнулся со всех сторон, — призналась бизнесмен.

Непростые решения

В затруднительном положении оказалась и Нурия из Самары, владеющая вместе с мужем магазином окон. В ее бизнесе тоже нужно выезжать на дом к клиенту, чтобы сделать замеры. С началом ограничительных мер предприниматель сама перестала брать заявки — не столько из-за штрафов за передвижение по городу, сколько от страха заразиться. Но спрос упал и так, отказывать было некому.

— Люди перестали звонить, писать в интернете. Если раньше было по 10–15 звонков в день, то сейчас все приутихли, сидят дома, ждут. Разве что один какой-то человек позвонит поинтересуется. Ребята-работники спрашивают: что будем делать? А как работать? Заводы — поставщики материалов тоже встали», — поделилась она с «Известиями».

По словам Нурии, у них с мужем есть накопления, но насколько их хватит, она не знает.

окна
Фото: ТАСС/Игорь Кубединов

Всё затягивается как минимум на месяц. Полная неразбериха. И ведь никто ничего не возместит таким предпринимателям, как мы, и рабочим государство платить не будет, а их надо придержать. А сделать мы ничего не можем, — добавила она.

Ирина из Ростова-на-Дону, хозяйка магазина обоев и декоративных покрытий для стен, понимает решение правительства поддержать отрасли, которые пострадали от эпидемии больше всего.

Вся страна в такой ситуации, весь мир. Что ж мне теперь сказать, чтобы пришли и помогли мне? Вопрос сложный и спорый, но каждый день принимаются новые разумные решения. Это новый для всех опыт, не только мы, но и правительство, государство впервые столкнулись с такой масштабной проблемой. Идеально быть не может. На мой взгляд, вполне логично поддержать отрасли, которые несут колоссальные убытки, те же аэропорты. Не просить же: давайте поможем бутикам, а аэропорт потом? Но это первый список [наиболее пострадавших отраслей], думаю, за ним последует и второй, — отметила она.

Бизнес Ирины тоже простаивает, но она, как и многие, пытается выйти в онлайн.

Мои сотрудники работают дистанционно, мы налаживаем новую форму работы, но в нашей сфере это очень сложно. Мы теперь напоминаем обычный интернет-магазин, предлагаем клиентам вывоз каталогов для ознакомления на дом в соответствующих условиях — перчатки, маски и т.д. Но эти меры мы принимаем для тех клиентов, которые уже что-то выбрали, но не смогли принять решение. Естественно, новых клиентов мы никак не можем получить, так как они должны видеть товар, трогать его, получать консультации. Сейчас мы работаем с дизайнерами, считаем проекты, прикидываем сметы, чтобы клиенты видели цены, а выбирать будем позже, когда откроемся — а что делать? Ситуация нестандартная для всех», — отметила она.

работа
Фото: Global Look Press/Annette Riedl/dpa-Zentralbild/ZB

Правительство продолжает обсуждать новые меры поддержки населения и бизнеса. Новости о тех или иных решениях появляются почти каждый день. Предприниматели пытаются выкарабкаться самостоятельно — не заработать, но хотя бы выдать зарплаты и расплатиться за аренду. Расставаться с сотрудниками не стремятся: не только из-за запрета властей, но и потому что, по собственному признанию, они за них в ответе. Где брать деньги, пока неясно.

Читайте также
Прямой эфир