Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
В Британии увидели в запуске «Орешника» способность РФ опередить Запад
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага

Ирина Антонова: «Я — век»

Главе Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина исполнилось 95 лет
0
Ирина Антонова: «Я — век»
Фото: РИА НОВОСТИ/Андрей Стенин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

20 марта президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова отмечает юбилей. Удивительной женщине, вдохновляющей своей энергией, тонким чувством прекрасного и острым, ясным умом, исполнилось 95 лет.

В декабре 2016 года глава музея давала «Известиям» интервью, в котором рассказала о том, как меняется жизнь в этом возрасте, цензуре в России, вандализме, отношении к несправедливости и обнаженному телу. Сегодня мы приводим выдержки из этого интервью.

«Самое время оглянуться назад»

— Современное искусство ищет, как ему жить и развиваться. Очевидно, что одного главного направления нет. Вы видите, как сейчас с огромной силой выходит на поверхность фигуративное искусство — когда вы угадываете, что это человеческая фигура, это собака, а это стол. В России понятно почему, но и в других странах тоже.

Материалы по теме
1

Предстоит огромный путь, прежде чем будет найдено искусство, которое уложится в отлитую, законченную форму, в большой стиль. Некоторые говорят: «Уже пора бы появиться новому». Его не будет еще очень долго — может быть, тысячу лет, как в Средние века. Они начались в III–IV столетиях и закончились примерно в XIV веке в Италии, а где-нибудь в Перми, если вспомнить о знаменитой пермской скульптуре, — аж в XVII веке. 

Сегодня мы только в начале процесса, поэтому нельзя быть нетерпеливым. Кто немножко знает историю искусства, понимает, что сейчас — самое время оглянуться назад. Время посмотреть на мир и понять: помимо Европы и Америки, есть Китай, Индия, Африка, Мексика, Ближний и Дальний Восток. Вот сейчас все говорят про Пальмиру. Вы поймите, то, что потеряно в Пальмире, — не красивые домики, а огромный пласт культуры, духовной культуры. 

«Я только два раза плакала перед картинами»

— В 1960-е годы я попала в Музей Фрика в Нью-Йорке. Там висит картина Вермеера «Офицер и смеющаяся девушка». Я знала ее по репродукциям, но никогда не видела. И когда я ее увидела, у меня полились слезы. 

Я даже не успела опомниться, как была вся уже зареванная — такое было потрясение, понимаете. Я только два раза плакала перед картинами. Перед этой и потом, когда так же неожиданно увидела в городке Кастельфранко на севере Италии Джорджоне — «Мадонну с двумя святыми». Видите, это не уходит и для человека ХХ века. А значит, живет этот мир идей, мир красоты.

«Искусство не может умереть»

— Искусство — это победа над смертью. И еще один момент — уже просто жизненное наблюдение. Маленький ребенок начинает что-то рисовать. Один кружочек, две палочки, еще кружочек, еще палочки — мама. Потом домик — четыре палочки. Искусство не может умереть, видимо. Всегда будут петь — неважно, есть голос, нет голоса. Всегда будут танцевать и будут рисовать. А уж коль начали рисовать, значит, будут думать, что они изображают и что хотят сказать. Поэтому я не верю, что искусство как диалог с миром совсем умрет.

«Что ж теперь: голое — значит долой?»

— С одной стороны, существует материал, который не стоит выставлять. Для меня есть два таких случая: призывы к войне и откровенная порнография. Есть люди, которых это интересует, и им лучше смотреть на это дома. Но когда в какой-то газете показали нашего Давида под знаком вопроса: «Можно ли это показывать?», вот тут я вступаю в спор.

Я провела всю свою жизнь — все 70 лет, что работаю в этом музее, — в окружении обнаженных статуй. Человеческую фигуру можно показать по-разному. Дело же не в половых признаках. Для чего и как — вот самое главное. Между Венерой Урбинской и порнографией есть разница. Как мне кажется, я отличаю одно от другого. 

В конце концов, и «Олимпию» считали порнографией, она тоже вызывала протест. Очень откровенная картина: девочка в публичном доме. В руках ее служанки букет, она уже заранее награждена за работу. Но какая же это порнография? Что ж теперь: голое — значит долой? Закрываем Давида? Понимаете, это примитив.

Я вам рассказывала, как проходят мимо Давида? Идет группа девочек из какой-нибудь школы: все поднимают воротнички и проходят мимо. Целые группы! Быстро-быстро, не дай бог увидеть. А почему? Не выработано правильное отношение. Конечно, такого отношения к телу, как у древних греков, у нас никогда не будет, но все-таки... Надо правильно воспитывать. Наверное, таким воспитанием в школах не занимаются.

«Если хочешь, делай до конца»

— В своей деятельности я с цензурой не встречалась. Как ни странно. Меня не снимали с должности, не закрывали выставок. С другой стороны, знаете, у меня длинная жизнь, и много наград разных было, но есть две очень дорогие: «Своя колея», награда Высоцкого, и премия Юрия Петровича Любимова. Понимаете?

— Вы хотите сказать, что принадлежите к тем людям, которых боялись трогать?

— Нет, просто я оказалась в таком музее… Во власти ведь тоже работали умные люди. Нужны были какие-то места, где надо выпускать пар. Вот возьмите ту же выставку «Москва — Париж». Черный квадрат Малевича висел? Висел. Гончарова висела? Висела. Целая стенка Филонова, две огромные композиции Кандинского. Советский чиновник мог сказать зарубежным коллегам: «Почему вы говорите, что мы это не показываем? Показываем».

— Ну да, Таганка была как раз таким местом — пар выпускать.

— Вот и у меня была своя Таганка. Не было ведь никаких заседаний, на которых решалось: «Давайте разрешим». Но разрешили! Я же не могла такую выставку сделать сама, это понятно. Ведь это были вещи, которые не показывались совсем. А после выставки я спросила министра культуры про единственную нашу картину Кандинского: «Можно, я ее покажу?» Она никогда не экспонировалась. Министр посмотрел на меня пристально и ответил: «На ваше усмотрение». Вот и всё. 

Здесь дело не в смелости — скорее в том, во что ты веришь, что хочешь сделать. А если хочешь, делай до конца.

«Я — век. Что-то появляется новое в этом возрасте»

— Уходит многое из того, что казалось важным, что вызывало реакцию. Я тратила себя на что-то. Теперь появляются иные вещи, которые кажутся мне важными. В частности, я очень переживаю нынешнюю общественную ситуацию. Беру газеты, читаю — одно, другое, третье... Всё, на мой взгляд, куда-то не туда. Общественное мнение, «чувствилище», которое должно быть, куда-то уходит. Не знаю.

Что-то появляется новое в этом возрасте. Видимо, сказывается длительное пребывание здесь. Ну все-таки я же ходила по Красной площади, смотрела на товарища Сталина, махала ему рукой. Потому что была уверена, что мы замечательная страна и вот приветствуем вождя. А потом война. Я прошла через много периодов, понимаете?

А оттепель? Полное ощущение: всё, началось. Потом смотришь — нет, опять назад. Потом Горбачев, и снова... Тяжелая у нас страна, если долго живешь. Кто-то из моих друзей умер до оттепели, кто-то еще раньше. А мне через несколько месяцев 95 лет. Это же век, понимаете? Я — век. Если человек в этом возрасте еще не лежит, свесив голову на сторону, то ему очень интересно жить.

Читайте также
Прямой эфир