Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Памятник снова обрел голос

Орган Большого зала Московской консерватории представлен после реставрации
21
Памятник снова обрел голос
Фото: РИА Новости/Владимир Песня
Выделить главное
Вкл
Выкл

Один из самых известных музыкальных инструментов в мире — орган Большого зала Московской консерватории — теперь будет регулярно радовать меломанов своим звучанием. После долгого периода молчания и двухлетней реставрации великое творение фирмы Cavaille-Coll предстало перед московской публикой во всей красе. На концерте-презентации три известных органиста продемонстрировали широкий спектр возможностей возрожденного гиганта.

Созданный во Франции по заказу Московской консерватории органным мастером XIX века Аристидом Кавайе-Коллем, орган представлял Россию на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где завоевал Гран-при и золотую медаль. В 1901 году инструмент-триумфатор приехал в Москву и «поселился» в только что построенном Большом зале, сразу став его символом и сердцем. На органе играли лучшие исполнители мира, в том числе отечественные — Борис Сабанеев, Александр Гедике, Леонид Ройзман.

Увы, в период революций и войн органу пришлось нелегко. Во время Первой мировой в БЗК был госпиталь, и поэтому требуемый уровень влажности и температурный режим не соблюдались. В разные годы инструмент заливали водой, эксплуатировали в мороз, когда в зале не было отопления… Свою лепту в разрушение внесли и неудачные попытки реставрации, предпринимавшиеся во второй половине XX века.

В 2010 году состояние органа, получившего статус художественно-исторического памятника, было признано аварийным, концертную деятельность приостановили и занялись поиском средств на полную реставрацию. В итоге деньги нашлись, равно как и подрядчик — австрийская органостроительная фирма Rieger. Работа началась в декабре 2014 года и была завершена в середине декабря 2016-го.

Первоначально планировалось, что приемка состоится еще в сентябре и в том же месяце орган впервые зазвучит. Но западные мастера не уложились в сроки. Поэтому презентацию пришлось перенести на вторую половину декабря, поставив к тому же на невыгодное дневное время (поскольку все вечерние концерты в БЗК распланированы на год вперед). Однако это не помешало собрать полный зал: историческое событие не осталось без внимания публики.

Честь оказаться среди первых, кто сыграет на возрожденном инструменте, выпала сотрудникам кафедры органа и клавесина Московской консерватории: народной артистке Любови Шишхановой, заслуженному артисту Алексею Семенову и победителю международных конкурсов Константину Волостнову.

Они исполнили довольно пеструю программу, преимущественно из произведений французских органистов (Жан Лангле, Шарль-Мари Видор, Луи Вьерн и др.). Это логичное решение: органы Cavaille Coll обладают красочным и эффектным звучанием, которое лучше всего демонстрировать именно на французской музыке. Впрочем, не обошлось и без творчества немецких и испанских композиторов. Инструмент БЗК превосходен в любом репертуаре, богатство его регистров позволяет органисту использовать разноплановые тембровые краски.

Публика смогла это оценить, а главное — убедиться в том, что после реставрации звучание органа ничуть не ухудшилось. Фантазия и фуга Баха соль минор прозвучали строго и графично, «Три танца» Аттеньяна — броско, а «Песнь мира» Лангле — возвышенно-неосязаемо.

Символической и эмоциональной кульминацией концерта стала токката Шарля-Мари Видора из его Пятой симфонии. Именно это произведение сам автор играл на первом концерте после установки инструмента в Москве — в 1901 году. Теперь с видоровского сочинения, виртуозно исполненного Константином Волостновым, началась новая глава в истории великого органа.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением