Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Реформа НДПИ на полиметаллы принесет бюджету до 15 млрд рублей

В ближайшее время Минфин предложит изменения в налогообложение полиметаллов и железных руд
0
Реформа НДПИ на полиметаллы принесет бюджету до 15 млрд рублей
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минфин в ближайшее время намерен представить предложения по реформированию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в части полиметаллов — многокомпонентных руд, содержащих в своем составе драгоценные металлы. Об этом «Известиям» сообщил осведомленный источник в правительстве и подтвердила пресс-служба ведомства. Представители металлургической отрасли уверяют, что Минфин пока с ними ничего не обсуждал. В прошлом году эта тема уже поднималась, однако решение так и не было принято.

Изменения в налоговом законодательстве сделают администрирование проще и эффективнее, уверен собеседник «Известий», а также увеличат поступление соответствующего налога в федеральный бюджет.

— В ближайшее время Минфин выйдет с инициативой по НДПИ на содержащие драгметаллы поликомпонентные руды. Дополнительные поступления для бюджета составят 10–15 млрд рублей в год, — рассказал источник.

Официальный представитель Минфина намерение ведомства изменить налогообложение отрасли подтвердил, пояснив, что ведется работа по запуску пилота по введению механизма налогообложения добычи многокомпонентных комплексных руд, содержащих цветные и драгоценные металлы, добыча которых осуществляется на территории Красноярского края. Для таких руд предлагается установить специфические (твердые) ставки НДПИ. Законопроект находится на этапе согласования с федеральными органами исполнительной власти.

— Предлагаемые специфические ставки позволяют упростить администрирование и увеличить поступления в российскую бюджетную систему по данному налогу. Увеличение поступлений оценивается в размере 12–14 млрд рублей в год, — сообщили в пресс-службе Минфина. — Возможность распространения данной системы на всю территорию России будет приниматься по итогам мониторинга пилота и обсуждения вопроса применения специфических ставок с представителями горнодобывающей отрасли.

В действующем законодательстве налогообложение твердых полезных ископаемых, в том числе товарных руд цветных металлов, а также многокомпонентных руд, производится по ставкам от 6 до 8% от цены реализации конкретного вида полезного ископаемого. При отсутствии реализации полезного ископаемого оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Минфин неоднократно пытался улучшить налоговое законодательство в этой сфере. Несколько лет этот вопрос прорабатывал экс-куратор налоговой системы Сергей Шаталов, который еще в прошлом году заявлял о скором решении вопроса. Тогда он отмечал, что сегодня налогоплательщик имеет право уплачивать этот налог с себестоимости, которую он заявляет самостоятельно. При этом возможности для контроля со стороны налоговых органов «не очень значительны».

Как пояснил «Известиям» руководитель налоговой практики юридической компании BMS law Firm Давид Капианидзе, в действующем режиме налогообложения поликомпонентных руд существует три основных пробела, которые активно используются бизнесом.

— Во-первых, законодатель не уточняет, на каком этапе технологического процесса руда или концентрат должны расцениваться как добытое полезное ископаемое (т.е. объект налогообложения). Во-вторых, действующая методика исчисления налоговой базы предполагает, что при оценке расходов на добычу не учитываются затраты, понесенные при получении концентрата. Благодаря этому общий размер взносов в бюджет значительно снижается. В-третьих, попутные компоненты, содержащиеся в руде, не рассматриваются в качестве объекта налогообложения, что также позволяет производителям заметно экономить на отчислениях в казну, — говорит эксперт.

По словам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, сегодня действительно есть некоторая сложность с определением размера налога.

— Предприятие может добывать руду, а может выпускать концентрат либо готовый металл. При этом стоимость реализации будет отличаться в разы, а значит, и база для уплаты налога тоже, — объяснил он. — Второй момент — это определение порядка уплаты налога с геологических запасов либо с технологически допускаемых уровней добычи. Например, при добыче золота важно учитывать проектный уровень извлечения металла. В случае многокомпонентных руд возникает естественное противоречие. Например, классическая схема осаждения золота на уголь приводит к росту потерь серебра. Получается, что при расчете налога придется учитывать проектную документацию.

Он ожидает, что Минфин, вероятнее всего, предложит учитывать фактическое содержание полезных компонентов в руде, умноженное на их стоимость на мировом рынке. По его словам, такой расчет позволит игнорировать технологические потери при обогащении, споры относительно степени переработки сырья (руда/концентрат/сырье) и увеличит налоговую базу.

Говоря о возможных негативных последствиях, эксперты не исключают ухудшения материального положения небольших компаний и роста стоимости продукции из полиметаллов.

— Введение таких мер сильно ударит по мелким производителям, что приведет к сокращению их добычи. С другой стороны, это стимулирует крупных игроков инвестировать в технологии повышения извлечения для минимизации потерь от увеличившейся налоговой базы, — предполагает Максим Худалов.

По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, добыча — это лишь начало производственной цепочки и ее фискальная нагрузка может частично лечь на другие компании при дальнейшей передаче добытого.

— Но и у производителей готовой продукции есть такая возможность — частично переложить свою фискальную нагрузку, и так далее, поэтому возможное влияние изменения данного налога может оказаться не столь значительным, — считает он.

Прямой эфир