Учителя просят кинематографистов не очернять профессию


Ассоциация молодых учителей России направила обращение в Союз кинематографистов РФ и на телеканал ТНТ с просьбой перестать очернять сериалах и фильмах образ учителя и школы. Зампред ассоциации Максим Давыдов пояснил «Известиям», что дискредитация профессии в кадре приводит к тому, что «молодые люди не стремятся преподавать в школах». Режиссеры и актеры картин, в свою очередь, считают, что очернить образ учителя могут только сами учителя.
Авторы письма приводят в пример несколько фильмов и сериалов, в которых учителя представлены в неприглядном свете.
Так, в конце 2015 года в прокат вышел фильм «Училка» — главная героиня преподает в школе историю и, доведенная до крайности, берет в заложники целый класс. В ассоциации считают, что картина создает негативный образ учителя и не имеет ничего общего с действительностью. Авторы обращения осудили и сериал «Физрук», который идет на ТНТ с 2014 года. В этом фильме главный герой устраивается преподавателем в школу с купленным дипломом «Учитель года». В Ассоциации считают, что показывать такое на широком экране неправильно: этот конкурс почетный и уважаемый, и такой диплом «купить невозможно».
— Это очень значимое для учителей мероприятие, участники готовятся к нему по несколько лет, — говорит Максим Давыдов. — В целом мы не против этого сериала, он забавный, но нам неприятно, что главный учительский конкурс дискредитируется в фильме.
По словам Давыдова, в другом российском фильме «Географ глобус пропил», который появился в 2013 году, зарплата главного героя — учителя географии — составляет 8 тыс. рублей.
— Средняя зарплата учителя по РФ составляет 20 тыс. рублей, что весьма неплохо для регионов. Поэтому считаю, что данные фильма не имеют ничего общего с действительностью, — заявил он. — В школах острая нехватка молодых кадров, всего 17% учителей в возрасте от 20 до 35 лет. И подростки, насмотревшись таких фильмов, не хотят потом выбирать профессию учителя. Можно снять фильм, где главными героями станут учителя и где будет восхваляться работа в школе.
Режиссер картины «Географ глобус пропил» Александр Велединский напомнил, что фильм снимали в 2013 году в Перми и на тот момент зарплата учителей в этом городе составляла от 5 тыс. до 8 тыс. рублей.
— Пусть сами поедут в Пермь и проверят, какая зарплата была у пермских учителей в том году, — говорит он.
Режиссер постановки «Училка» Алексей Петрухин отмечает, что преподавателям, с которыми он общался лично, фильм понравился. Отметим, что по ходу фильма ситуация в корне меняется и заложницей становится сама «училка», в экстремальной ситуации ее отношения со школьниками претерпевают радикальные изменения и педагогу удается достучаться до сердец своих учеников.
— Мы показали этот фильм учителям в 30 городах России. Многие преподаватели после просмотра фильма вставали в зале и заявляли: «Я тоже училка», — говорит он. — Я по специальности учитель. Я не стал бы очернять эту профессию.
Актер сериала «Физрук» Дмитрий Нагиев, сыгравший в нем главного героя, считает, что к таким картинам нужно относиться с юмором.
— Дискредитировать учителей никто не может больше, чем сами учителя, — сказал актер. — Я делаю свою работу, пытаюсь не дискредитировать актерскую профессию.
Учитель истории и обществознания столичной школы № 896 Светлана Сахарина считает обращение коллег своевременным.
— В большинстве случаев в передачах, сериалах, фильмах показывают, что преподавать не так сложно, выучить материал и рассказать его детям может каждый. В жизни работа с школьниками — серьезная работа. С детьми нужно наладить отношения, заслужить у них уважение, дать качественные знания, воспитать определенные чувства и т.д., — поясняет она.
По мнению Сахариной, фильмы о школе должны быть добрыми.
— Два года назад нашу школу объединили с другой и к нам в учреждение попал восьмой класс, который считался неудачным: ученики плохо себя вели, большинство из них были троечниками и т.д. В этот класс никто не верил, педагоги думали, что дети не смогут даже закончить девятый класс. И вот, их классная руководительница начала с ними ставить спектакли, организовывать концерты и т.д. Ребята оказались очень талантливыми, смогли закончить на четверки и пятерки девятый класс и перейти в десятый, — рассказывает Сахарина.
А вот выпускница 11 класса одной из школ Нефтеюганска Алина Кудряшкина считает, что фильмы, которые высмеивают профессию учителя, не могут существенно повлиять на подростков.
— Преподаватели — те люди, которых школьники видят каждый день, они сами формируют негативное или положительное отношение к себе. Когда я была в 10-м классе, учитель по информатике пришел на урок с пистолетом и угрожал нам, что выстрелит, если мы не будем его слушать. Не важно, посмотрю я положительный фильм про школу или с негативным уклоном. Мое отношение к преподавателям сформировалось из личного опыта, — говорит она.
В то же время психолог Александр Федорович уверен в том, что фильмы вполне могут негативно влиять на отношение школьников к той или иной профессии.
— Во многих передачах и фильмах размывают грань между добром и злом, истинные ценности подменяются ложными и то, что плохо, но показывают каждый день, начинает восприниматься как норма. Отмечу, в наше время в фильмах задевают не только учителей, но и врачей, полицейских. Однако мы же не можем запретить все фильмы, оскорбляющие чьи-либо профессии. Жить постоянно в положительном вакууме люди не смогут, не бывает в действительности, чтобы всё было всегда хорошо. Поэтому учителям нужно работать над своим образом в жизни, проводя полезные лекции для школьников, мероприятии и т.д., — уверен он.
Учитель математики одной из питерских школ Дмитрий Гущин коллег не поддерживает.
— Кинематографисты, как и журналисты, вольны в своих действиях. Вводить цензуру — значит возвращаться во времена правления Иосифа Сталина, — говорит он.