Мэрию просят позаботиться о заброшенных могилах фронтовиков


Столичную мэрию просят взять на себя уход за заброшенными могилами ветеранов Великой Отечественной войны и бывших узников концлагерей. Соответствующее обращение (копия есть в распоряжении «Известий») в четверг направил главе департамента торговли и услуг Москвы Алексею Немерюку председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков. Предполагается, что за счет городского бюджета на могилах участников войны раз в месяц будут убирать мусор, а также при необходимости сажать цветы, красить ограды и менять устаревшие фотографии на надгробных памятниках. По данным ГУП «Ритуал», годовое обслуживание за одним захоронением может обойтись в сумму 5 тыс. рублей. При этом Алексей Немерюк утверждает, что город сможет ухаживать за могилами только с согласия родственников.
— Люди, прошедшие войну и испытавшие все ее ужасы, достойны того, чтобы после смерти родной город позаботился об их могилах, если больше этого сделать некому, — говорится в обращении.
В письме отмечается, что в большинстве случаев могила остается заброшенной «по объективным причинам: не осталось в живых родственников, которые могли бы ухаживать за могилой, или же они находятся в преклонном возрасте и чисто физически не могут обеспечить должный уход за местом захоронения».
«Безусловно, есть случаи, когда родственники сменили место жительства, переехали в другой регион или же просто не выполняют свой долг памяти. Но, независимо от причин такого положения дел, заброшенные могилы участников Великой Отечественной войны, павших на фронтах или умерших уже в мирное время, — это позорное явление как для столицы, так и для каждого из нас», — отмечается в письме.
По мнению общественника, найти такие могилы не составит труда.
— Администрация кладбищ должна владеть ситуацией на своем объекте, поэтому каких-то проблем со сбором и обобщением информации о заброшенных захоронениях фронтовиков возникнуть не должно. Кроме того, к этой работе можно привлечь волонтеров, ветеранские объединения, — считает Цветков. — Они смогут, к примеру, выполоть сорняки, собрать мусор, посадить цветы, покрасить ограду.
По словам главы департамента торговли и услуг Алексей Немерюка, в департаменте рассмотрят обращение Цветкова, как только его получат.
— Сейчас в Москве мы традиционно приводим в порядок места массовых захоронений солдат и могилы Героев Советского Союза. Подобные мероприятия приурочены к памятным дням, дням Воинской Славы — так, в преддверии Дня Победы в апреле состоится общегородская массовая акция по благоустройству мест захоронений защитников Отечества, — говорит Немерюк. — Полагаю, что убирать могилы ветеранов Великой Отечественной можно будет только с разрешения родственников. Мы не имеем право самостоятельно проводить какие-либо действия без согласия близких.
В пресс-службе ГУП «Ритуал» отметили, что годовой уход за индивидуальным местом захоронения участника войны будет стоить около 5 тыс. рублей.
— В эту сумму входят работы по уборке, промывке и благоустройству мест захоронений — 1–2 раза в месяц, а также выполнение ремонтно-восстановительных работ к юбилейным датам, — пояснили в пресс-службе.
По данным ГУП «Ритуал», сейчас на территории московских кладбищ порядка 10–15% заброшенных могил.
— Существуют следующие критерии признания захоронения брошенным: отсутствие ухода за местом захоронения свыше 20 лет, отсутствие ответственных за территорию или отказ родственников от ухода за могилой, — сказали в пресс-службе.
Вдова ветерана войны Инга Задорожная признается, что ей нужна помощь в уходе за могилой мужа.
— Кладбище расположено далеко — я живу на Чистых прудах, а муж похоронен в Митино. Я не могут посадить цветы — для этого с собой я должна взять саженцы, лопату и т.д. Такой возможности у меня нет, так как я сама еле до кладбища добираюсь. Было бы неплохо, если бы столичная администрация помогала вдовам участников войны с уборкой территорий, — говорит она.
В то же время председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов полагает, что на уход за заброшенными могилами ежегодно придется выделять сотни миллионов рублей.
— Таких могил в Москве — сотни тысяч. И проект окажется очень коррупционноемким. Так как могилы заброшенные, то никто не будет проверять, проводились ли работы в течение года, — говорит эксперт. — Несмотря на то что идея хорошая, вероятнее всего, в конечном итоге деньги будут просто растрачены властями на местах.
Отметим, что участники войны и боевых действий входят в льготную категорию граждан, для которой комплекс ритуальных услуг по захоронению и кремации в ритуальных агентствах, являющихся участниками федеральной программы, оказывается на безвозмездной основе и после проведения оплачивается за счет средств федерального бюджета. Также добавим, что, согласно статье Федерального закона «О ветеранах», принятого Государственной думой в 1994 году, погребение умерших или погибших участников (ветеранов, инвалидов) войны и боевых действий, а также ветеранов военной службы должно производиться в местах захоронения с учетом пожеланий родственников, причем похороны военнослужащих традиционно осуществляются с отданием воинских почестей.