Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Экономика
Москва пообещала зеркальные меры в случае конфискации российских активов
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Мир
Ереван и Баку при делимитации решили основываться на Алма-Атинской декларации
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В центре дагестанского Дербента произошла перестрелка
Спорт
Боец Никулин назвал Сурова более «голодным» перед турниром, чем Скобенко
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Президент Чехии заявил об исчерпании ресурсов у Европы для поддержки Украины
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Общество
Бузова заявила, что ее не испугал шторм в день открытия ММКФ

Фермеров заставят перерабатывать отходы производства

Сельхозпроизводители опасаются удорожания продукции и снижения объемов производства в случае принятия предлагаемого Минприроды законопроекта
0
Фермеров заставят перерабатывать отходы производства
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Министерстве природных ресурсов и экологии готовится проект закона «О внесении изменений в ст. 18 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В частности, правка будет касаться установления требований по периодическому сокращению количества отходов предприятий животноводства и птицеводства, пищевой промышленности и лесопромышленного комплекса, направляемых на объекты размещения отходов. Планируется установить требование не реже 1 раза в 5 лет сокращать отходы на 10–20 %. Также федеральные власти предлагают стимулировать производителей продукции к переработке отходов во вторичное сырье.

В Минприроды отмечают, что захоронение органических отходов на объектах размещения отходов производства и потребления приводит к неблагоприятным последствиям для окружающей среды вследствие образования парниковых газов и токсичного фильтрата. Представители же животноводческих и птицеводческих предприятий отмечают, что если государство не окажет необходимую поддержку в приобретении нового оборудования, многие фермерские хозяйства просто не смогут выполнять новые требования по утилизации и переработке отходов, что либо приведет к экономической неэффективности предприятий, либо заставит фермеров сокращать количество отходов путем уменьшения объемов производства. В итоге всё это может привести к удорожанию сельхозпродукции на внутреннем рынке.

Законопроект готовится в соответствии с п. 8 протокола президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 04.02.2014 № 1.

В Минприроды «Известиям» пояснили, что при подготовке законопроекта ведомство пока не рассматривает вопрос о стоимости оборудования, необходимого для сокращения количества отходов и их вторичной переработки, и себестоимости этих мероприятий.

— Сокращение количества отходов будет являться обязанностью хозяйствующих субъектов. Стоимость оборудования для вторичной переработки будет определяться в зависимости от тех технических и технологических решений, которые будут выбраны хозяйствующим субъектом для сокращения количества отходов. Поскольку в компетенцию Минприроды России не входят вопросы реализации такого рода проектов, ведомство не располагает данными об удельной себестоимости переработки этого вида отходов, — рассказали в пресс-службе Минприроды РФ.

В ведомстве отметили, что в готовящемся документе предусматривается обязательное сокращение отходов не реже 1 раза в 5 лет, при этом уровень сокращения каждый раз должен будет составлять от 10 до 20%. Сам законопроект будет касаться как индивидуальных предпринимателей с небольшими и средними частными фермерскими хозяйствами, так и крупных предприятий. До 27 февраля Минприроды проводит общественные обсуждения законопроекта и принимает замечания по его подготовке, в том числе и касающиеся рисков и негативных последствий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Председатель Дмитровской ассоциации фермеров Павел Муничкин считает, что если государства при введении обязательного сокращения отходов для фермеров не предусмотрит компенсации, многие хозяйства могут испытать проблемы с продолжением своей работы и развитием производства. При этом Павел Муничкин отметил, что если для частного фермерства это станет серьезной проблемой, то крупным агрохолдингам, получающим господдержку, будет не так трудно купить необходимое оборудование.

— Делать это нужно, но не за счет загибающейся отрасли. Вероятно, этот закон в первую очередь коснется навоза. Если коровий навоз идет в землю, то свиной и куриный требуют компостирования и переработки. Но эффективна эта мера будет только при соответствующей государственной поддержке. Ведь животноводство как отрасль убыточно. Никто этого не скрывает, поголовье сокращается. И если повесят еще и обязанность по переработке, то это может стать последней каплей для всей отрасли, — рассказал фермер. — Для реализации этой задумки потребуется импортное дорогостоящее оборудование, а у самих фермеров денег на него нет. Если будут ходить постоянные комиссии и спрашивать с фермеров, будет возникать коррупция. Ведь хотя технологий и много, но все они стоят больших денег.                                         

По словам специалиста, если государство не компенсирует фермерам покупку оборудования для переработки отходов, пожелавшим дальше работать в животноводстве придется брать кредиты для сохранения хозяйств, а все дополнительные траты в итоге лягут в себестоимость продукции, что приведет к ее удорожанию.

— В других странах издержки на внедрение таких процессов покрываются государственными субсидиями. В странах Евросоюза — это €360 на гектар, в Финляндии, стране со сходным с нами климатом, — €960 на гектар. Мы далеки от этих цифр, а на поддержку фермерства у нас выделяется меньше 1% бюджета. И если нас подведут к тому, что мы будем брать на это оборудование кредиты под грабительские проценты, то нам просто придется отказываться от этих проектов, — продолжил Павел Муничкин. — Или же эти издержки придется включать в цену продукции. Но тогда прокуратурой нельзя регулировать цены: если литр молока получается по 100 рублей, то надо согласиться на эту цену, а не присылать прокуратуру для ее снижения, ведь административными методами этого не отрегулируешь.

Зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школкина также выразила опасение, что наложение дополнительных финансовых обязательств без государственной помощи может нанести существенный вред фермерству в стране.

— Решать проблему экологии нужно. Урон наносится значительный, и проблема только растет, но другое дело, что у нас фермерство и так едва выживает под гнетом дорогих кредитов, увеличения стоимости расходных материалов, а также ввиду прочих причин. Если мы сейчас обяжем их за свой счет покупать и оборудование для переработки отходов, то можем потерять отрасль, — опасается законодатель. — В других странах эта система работает, но она оплачивается из госбюджета. Поэтому и у нас необходимо принять в этом отношении некое соломоново решение — чтобы и ущерб природе уменьшить, и банкротств фермеров избежать.

Председатель совета Ассоциации крестьянских и сельскохозяйственных кооперативов России Вячеслав Телегин рассказал «Известиям», что в стране предусмотрен целый ряд субсидий для сельхозпроизводителей, но почти все они достаются крупным агрохолдингам, а грантов, выделяемых для желающих заняться частным фермерством, хватает далеко не для всех.

— По официальной статистике на 1 января 2015 года у нас зарегистрировано 216 тыс. фермерских хозяйств. Это и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, и главы крестьянских фермерских хозяйств, и просто фермеры. Кроме того, еще 34 тыс. малых форм хозяйствования, из них 24,5 тыс. микропредприятий. Поддержка государства начинающим фермерам — это грант до 1,5 млн рублей, а также 250 тыс. на социальное обустройство семьи. Кроме того, есть поддержка семейных животноводческих фирм на базе крестьянских фермерских хозяйств. Там грант выделяют до 21 млн рублей, — пояснил Вячеслав Телегин. — Но средний размер колеблется в районе 5 млн рублей по стране. Желающих очень много, но мало кто может получить деньги. К тому же сейчас появилась проблема резко растущей инфляции и нужно корректировать суммы. Есть, в общем-то, и другие виды поддержки — например, субсидия на литр молока. Но этой формой поддержки крайне трудно воспользоваться. В основном такие субсидии, как и 90% других, достаются крупным агрохолдингам.

С лета 2014 года в России действует эмбарго на ввоз в страну многих  сельхозтоваров, в том числе продукции животноводства и птицеводства из стран ЕС, США, Канады, Австралии, Норвегии и Японии. В связи с этим многие представители власти не раз заявляли о необходимости импортозамещения и поддержки отечественных аграриев.

Комментарии
Прямой эфир