Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Курортная империя

Писатель и краевед Алексей Митрофанов — о том, как туристы воссоздают СССР
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Евпатория. Июнь 2012 года. Чемпионат по футболу. Чемпионат вовсю идет, транслируется в ресторанчиках. Но его как бы и нет — с того момента, как российская сборная выбыла из числа претендентов, интерес к нему упал. И хотя висят зазывные транспаранты — дескать, «только у нас, только для вас на большом экране», толпы там уже не собираются. Неинтересно.

Напомню, Евпатория — крымский курорт, а Крым — украинская автономия. Здесь ходят гривны, на границе ставят штампик в загранпаспорт, а официальный язык — украинский. Это, конечно, создает определенные неудобства — не всегда, например, прочитаешь состав в супермаркете. Но и всего-то. Украинскую речь практически не слышно. Разве что по телевизору. Вывески — частью на украинском, а частью на русском. Все равно всем всё понятно. И есть четкое ощущение, что ты находишься именно в российской, а не в какой-то там еще курортной провинции.

Юго-западнее Крыма есть Болгария. Там гораздо дешевле, чем даже в Крыму, интереснее кухня и напитки, более совершенная инфраструктура и тоже нет языкового барьера. Туда тоже ездят россияне, отчего ж не съездить-то? Но про Болгарию никто не скажет — «наш курорт», не поставит в один ряд с Анапой, Сочи и Калининградской областью. Она окажется скорее в одном списке с Черногорией, Хорватией и даже Турцией. Где тоже недорого, тоже все понимают по-русски, тоже песок на пляже и заманчивые предложения в меню. Но — «хоть похоже на Россию, только всё же не Россия».

А Латвия вот в этом отношении — вполне себе Россия. На улице Йомас — главной улице главного латвийского курорта — русская речь преобладает. В Риге — в меньшей степени, но тоже звучит. Где-то пополам-напополам. Рижане шутят: если ты что-то спросил у кого-то на улице, а тебе презрительно ответили: «Нее понимааю по-руууски», то это — не латыш, а турист из Эстонии. Да, с Эстонией у нас как-то не очень. Почему — непонятно. Вроде бы в советское время отношение у всех трех прибалтийских республик к российскому центру, к условной Москве, было одинаково ровным, с более-менее одинаковой фигой в кармане. А сейчас в Латвии к нам со всей душой, в Литве — тоже с душой, но чуть более сдержанно, а в Эстонии так себе. Количеством русского населения это не объяснишь (в Латвии и Эстонии оно примерно одинаково, в районе 25%, а в Литве всего лишь 6%). Экономикой тоже — да, Латвия и Литва нуждается в русском туристе, но и Эстония — вовсе не мировой центр промышленности. Тем не менее в Юрмале главные события культурной жизни — не выступления национальных фольклорных коллективов (хотя они проходят регулярно), а «Новая волна» и КВН (на «Новую волну» в здешних гостиницах — специальные, самые высокие в году цены, настолько популярно это событие). В Пярну же (главном эстонском курорте) ничего подобного представить себе невозможно.

Не все страны бывшего СССР пользуются популярностью у туристов. В Среднюю Азию, к примеру, ездят неохотно (в советское же время существовали регулярные туристические туры по тамошним достопримечательностям). Казалось бы — чудеса тысячи и одной ночи, великолепные мечети, медресе. Но нет — не наше. Редко встретишь москвича, который, не имея соответствующих родственников и приятелей, ездит на море в Азербайджан. В Аджарию — еще реже. А вот Абхазия — в лидерах. И дело здесь не в одной лишь политике — еще в те времена, когда «Боржоми» не считался смертоносно ядовитым, эта пропорция не отличалась от нынешней. Армения для избранных ценителей прекрасного. Розовые горы, суровая архитектура монастырей, древняя цивилизация. Белоруссия привлекательна, к примеру, для любителей супербюджетных санаториев, да и те всё больше смотрят в сторону литовских Бирштонаса и Друскининкая. Там — экологический туризм, да и культурный тоже. Но нельзя сказать, что Белоруссия (и это при наличии «союзной» административной надстройки) лидирует. И дело здесь не в отсутствии моря — в Киеве его, например, тоже нет.

В принципе можно нарисовать карту современной российской курортной империи. Да, именно империи, и с центром именно в Москве. Не только потому, что москвичи и жители других крупных российских городов чаще встречаются что в Ялте, что в Паланге. Еще и потому, что в той же Латвии украинский и белорусские туристы будут общаться именно на русском языке. Потому что экономическая ситуация — во всех без исключения бывших республиках — за последние два десятилетия лишь ухудшилась, а это способствует бытовой ностальгии по брежневским временам. «Говорит и показывает Москва» — как сладко замерло бы сердце у десятков миллионов бывших советских людей, услышь они ныне такое. Потому что лишь недавно — что на Балтийском, что на Черном море — подвыпившие местные жители перестали задавать подвыпившим москвичам некогда традиционный вопрос: «Ну когда же вы нас обратно-то возьмете?» Не потому что расхотели обратно — просто поняли, что не возьмут. Так больной неизлечимым недугом поначалу надеется, что в его уникальнейшем случае всё будет иначе, отступит болезнь, вот сегодня полегче же стало — а потом тихо смиряется.

Кстати, туристический критерий — в определенном смысле самый честный. В бизнесе — мотивации выгоды, в поездках к родственникам — вообще целый букет мотиваций, а в туризме — единственная мотивация. Хочу! Зов души.

И в этом отношении туристическая карта бывшего СССР расскажет нам гораздо больше, чем бесконечная череда договоров о сотрудничестве, принимаемых на высочайшем уровне.


Комментарии
Прямой эфир