У «Алмаз-Антея» появятся конкуренты


Чиновников не устроило то, как идет модернизация единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), начавшаяся в 2009 году. Минтранс предлагает лишить генерального подрядчика всех госзаказов по этой программе — ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» — его статуса монополиста.
Главная претензия властей к концерну «Алмаз-Антей» — срыв сроков создания Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, имеющего стратегическое значение для развития всей транспортной инфраструктуры России, говорит источник в министерстве. Общая стоимость этого контракта составляет более 2,3 млрд рублей. Центр должен был быть построен до конца года.
Но после предварительной оценки в Минтрансе пришли к выводу, что в полном объеме выполнить работы по строительству, оснащению оборудованием и вводу в эксплуатации московского центра управления полетами до конца этого года не удастся.
Впрочем, официально в Росавиации говорят, что центр может быть введен до конца года, «еще остаются три месяца — октябрь, ноябрь и декабрь». По словам представителя ведомства, ведется постоянный мониторинг ситуации, проводятся многочисленные совещания рабочих групп, созданных для контроля за ходом строительства центра.
По словам собеседника «Известий», в Минтрансе считают, что исключительное положение концерна «Алмаз-Антей» позволяет ему диктовать заказчику выгодные для себя условия и завышать стоимость оборудования и работ на стадии проектирования. Объявляемая генподрядчиком стоимость строительства порой значительно (в некоторых случаях в 2,5 раза) превышает отведенные федеральным бюджетом лимиты, говорит источник в министерстве.
Получить официальный комментарий у представителей концерна «Алмаз-Антей» «Известиям» не удалось — телефон пресс-службы в пятницу не отвечал.
При этом большинство объектов единой системы организации воздушного движения эксплуатируются уже долгое время и сильно изношены. Более 50% средств радиолокации и радионавигации работают больше 20 лет, причем у 69% технических средств уже продлялись сроки службы.
Затягивание с модернизацией ЕС ОрВД на несколько лет может привести к необратимым последствиям, что подтверждают и в Росавиации. Это грозит увеличением отказов систем управления воздушным движением, снижением пропускной способности воздушного пространства в крупных авиаузлах, падением транзитного авиационного потока, проходящего между Европой в Азией.
Концерн «Алмаз-Антей» указом президента в 2008 году был назначен единственным головным исполнителем всех работ в сфере использования воздушного пространства, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Модернизация системы организации воздушного движения РФ (2009–2015 годы)». В самом концерне правильность такого решения обосновывали тем, что ни одно из отечественных предприятий в отдельности не имеет достаточного опыта реализации таких масштабных проектов, как создание укрупненных центров управления воздушным движением. Теперь чиновники Минтранса считают, что надо развивать на рынке конкуренцию.