Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Экс-премьер Мариинки возглавит балет «Стасика»

Назначен новый худрук балетной труппы крупнейшего музыкального театра Москвы - имени Станиславского и Немировича-Данченко
0
Экс-премьер Мариинки возглавит балет «Стасика»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Народный артист России Игорь Зеленский приглашен руководить балетной труппой московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Официальное заявление генерального директора театра Владимира Урина о назначении Зеленского художественным руководителем балета должно последовать 14 июня.

Сейчас Игорь Зеленский возглавляет балетную труппу Новосибирского оперного театра, и это его первый руководящий пост. Артистическую карьеру уроженец Краснодарского края и выпускник Тбилисского хореографического училища начал в Мариинском театре, где быстро достиг положения премьера. Был также приглашенным солистом берлинской Deutsche Oper и Королевского балета Великобритании. Отдельная строка его биографии — премьерство в New York Сity Ballet. Контракт principal dancer имели там лишь двое русских — Михаил Барышников и Зеленский. Кроме того, он прославился как элегантный партнер знаменитых балерин, в числе которых Ульяна Лопаткина и Сильви Гиллем.

В Новосибирске Зеленский обосновался в 2008 году с неоговоренным сроком контракта, заключив с директором театра Борисом Мездричем джентльменское соглашение «работать пока работается». За это время худрук обновил «Лебединое озеро» и «Спартак», обогатил современный репертуар баланчиновским «Не все ли равно?» (Новосибирск — единственный город России, где идет этот нью-йоркский балет) и не слишком яркими, но крепкими постановками Эдварда Льянга.

С приглашением первых лиц мирового балета, в частности Иржи Килиана, у Зеленского не сложилось. Но надежды Бориса Мездрича на его международные связи все-таки оправдались. Театр получил престижные гастроли, в том числе на сцене Парижской оперы, а балет Парижской оперы, минуя Москву и Петербург, привез в Новосибирск сложнопостановочную «Пахиту». В заслугу Зеленскому можно поставить и заметно выросший исполнительский уровень труппы — результат жесткой селекции и строгой дисциплины.

«Стасику» в последние семь лет фатально не везло с руководителями балета. Дмитрий Брянцев, бывший главным балетмейстером театра на протяжении 19 лет, в 2004-м поехал в отпуск в Чехию и пропал там без вести. Его тело было найдено и опознано только три года спустя. Пришедший после Брянцева народный артист СССР Михаил Лавровский возглавлял коллектив около трех лет и ушел, не дождавшись окончания контракта. По официальным данным — заниматься индивидуальной творческой деятельностью, по неофициальным — из-за проблем с алкоголем и несдержанности характера.

Большие надежды стасиковское руководство возлагало на Сергея Филина, и он действительно преуспел. Под его началом труппа станцевала балеты Начо Дуато, Иржи Килиана и Джона Ноймайера и выдвинулась в лидеры отечественного балета. Однако в апреле нынешнего года Филин покинул «Стасик» ради аналогичной должности в родном Большом. Экс-премьер БТ закрыл брешь, которая образовалась в результате увольнения худрука Юрия Бурлаки, отказа прочимого на его место арт-директора балета «Ла Скала» Махара Вазиева и скандальной отставки заведующего труппой Геннадия Янина.

После ухода Филина Владимир Урин сообщил журналистам, что не станет торопиться с выбором художественного руководителя и тщательно проанализирует каждую кандидатуру. Известно, что из весомых фигур рассматривались главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер и глава Флорентийского балета Владимир Деревянко. Последний даже приезжал в «Стасик» давать мастер-класс.

Выбор Владимира Урина удивит многих поклонников театра на Большой Дмитровке. Не секрет, что генеральный директор — человек образованный и обладающий отменным вкусом — не воспринимает свою должность как чисто менеджерскую и активно влияет на художественную политику и выбор репертуара.

При таком гендиректоре задача худрука — с наименьшими потерями в качестве следовать в его фарватере. Зеленский же привык к творческой свободе: Борис Мездрич предоставлял карт-бланш всем его начинаниям. Кроме того, Игорь Анатольевич говорит что думает и не склонен к компромиссам. Эти качества в свое время перекрыли ему дорогу к посту руководителя Мариинского балета. Валерий Гергиев, приняв отставку взбунтовавшегося Вазиева, очевидно, рассудил, что с таким преемником ему будет нелегче.

Имеется и еще одно «но». 41-летний премьер до сих пор танцует главные роли в больших балетах и, кажется, не собирается уходить со сцены. В частности, 16 июня он выйдет в новосибирской «Баядерке» в сложнейшей партии Солора. В то же время Урин, приглашая Филина, поставил ему условие — отказ от любых выступлений. И Сергей Юрьевич подчинился, прервав карьеру практически на пике формы. Правда, в Сибири, где с мужчинами-танцовщиками плохо, Зеленский был палочкой-выручалочкой. У станиславцев есть кому танцевать, хотя главный принц — Семен Чудин, учившийся, кстати, в Новосибирске, со следующего сезона переходит в Большой театр.

Итак «Стасик» приобретает харизматичного руководителя, способного дать труппе новый творческий импульс, и проблемного — в связи с явными лидерскими амбициями — игрока руководящей команды. Зная характер Зеленского, можно предположить, что свой новый пост он рассматривает как ступень к более престижным. Есть родная Мариинка, где до сих пор нет полноправного худрука балета, и крупные западные труппы, охотно приглашающие знаменитых варягов.

Что касается Владимира Урина, то он, видимо, намерен увлечь темпераментного коллегу творческими прожектами и тем самым приобрести надежного союзника. Как на ближайшее будущее, так и на долговременную перспективу. Именуется перспектива Большим театром — после ввода в эксплуатацию основной сцены там наверняка сменится руководство. Если Урин, что весьма вероятно, займет кресло гендиректора, ему понадобится крепкий тыл в лице верных худруков.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир