Экс-премьер Мариинки возглавит балет «Стасика»

Народный артист
России Игорь Зеленский приглашен руководить балетной труппой московского Музыкального театра им. Станиславского
и Немировича-Данченко. Официальное заявление генерального директора
театра Владимира Урина о назначении Зеленского художественным
руководителем балета должно последовать 14 июня.
Сейчас Игорь
Зеленский возглавляет балетную труппу Новосибирского оперного театра, и
это его первый руководящий пост. Артистическую
карьеру уроженец Краснодарского края и выпускник Тбилисского
хореографического училища начал в Мариинском театре, где быстро достиг
положения премьера. Был также приглашенным солистом берлинской Deutsche
Oper и Королевского балета Великобритании. Отдельная
строка его биографии — премьерство в New York Сity Ballet. Контракт
principal dancer имели там лишь двое русских — Михаил Барышников и
Зеленский. Кроме того, он прославился как элегантный партнер знаменитых
балерин, в числе которых Ульяна Лопаткина и Сильви
Гиллем.
В
Новосибирске Зеленский обосновался в 2008 году с неоговоренным сроком
контракта, заключив с директором театра Борисом Мездричем
джентльменское соглашение «работать пока работается». За это время
худрук обновил «Лебединое озеро» и «Спартак», обогатил современный
репертуар баланчиновским «Не все ли равно?» (Новосибирск — единственный
город России, где идет этот нью-йоркский балет) и
не слишком яркими, но крепкими постановками Эдварда Льянга.
С
приглашением первых лиц мирового балета, в частности Иржи Килиана, у
Зеленского не сложилось. Но надежды Бориса Мездрича на его международные
связи все-таки оправдались. Театр получил престижные
гастроли, в том числе на сцене Парижской оперы, а балет Парижской
оперы, минуя Москву и Петербург, привез в Новосибирск
сложнопостановочную «Пахиту». В заслугу Зеленскому можно поставить и
заметно выросший исполнительский уровень труппы — результат жесткой
селекции и строгой дисциплины.
«Стасику»
в последние семь лет фатально не везло с руководителями балета. Дмитрий
Брянцев, бывший главным балетмейстером театра
на протяжении 19 лет, в 2004-м поехал в отпуск в Чехию и пропал там без
вести. Его тело было найдено и опознано только три года спустя.
Пришедший после Брянцева народный артист СССР Михаил Лавровский
возглавлял коллектив около трех лет и ушел, не дождавшись
окончания контракта. По официальным данным — заниматься индивидуальной
творческой деятельностью, по неофициальным — из-за проблем с алкоголем и
несдержанности характера.
Большие надежды стасиковское руководство
возлагало на Сергея Филина, и он действительно
преуспел. Под его началом труппа станцевала балеты Начо Дуато, Иржи
Килиана и Джона Ноймайера и выдвинулась в лидеры отечественного балета.
Однако в апреле нынешнего года Филин покинул «Стасик» ради аналогичной
должности в родном Большом. Экс-премьер БТ закрыл
брешь, которая образовалась в результате увольнения худрука Юрия
Бурлаки, отказа прочимого на его место арт-директора балета «Ла Скала»
Махара Вазиева и скандальной отставки заведующего труппой Геннадия
Янина.
После
ухода Филина Владимир Урин сообщил журналистам, что не станет
торопиться с выбором художественного руководителя и тщательно
проанализирует каждую кандидатуру. Известно, что из весомых фигур
рассматривались главный балетмейстер Михайловского театра Михаил
Мессерер и глава Флорентийского балета Владимир Деревянко. Последний
даже приезжал в «Стасик» давать мастер-класс.
Выбор
Владимира Урина удивит многих поклонников театра на Большой Дмитровке.
Не секрет, что генеральный директор — человек образованный
и обладающий отменным вкусом — не воспринимает свою должность как чисто
менеджерскую и активно влияет на художественную политику и выбор
репертуара.
При таком гендиректоре задача худрука — с наименьшими
потерями в качестве следовать в его фарватере. Зеленский
же привык к творческой свободе: Борис Мездрич предоставлял карт-бланш
всем его начинаниям. Кроме того, Игорь Анатольевич говорит что думает и
не склонен к компромиссам. Эти качества в свое время перекрыли ему
дорогу к посту руководителя Мариинского балета.
Валерий Гергиев, приняв отставку взбунтовавшегося Вазиева, очевидно,
рассудил, что с таким преемником ему будет нелегче.
Имеется
и еще одно «но». 41-летний премьер до сих пор танцует главные роли в
больших балетах и, кажется, не собирается уходить
со сцены. В частности, 16 июня он выйдет в новосибирской «Баядерке» в
сложнейшей партии Солора. В то же время Урин, приглашая Филина, поставил
ему условие — отказ от любых выступлений. И Сергей Юрьевич подчинился,
прервав карьеру практически на пике формы.
Правда, в Сибири, где с мужчинами-танцовщиками плохо, Зеленский был
палочкой-выручалочкой. У станиславцев есть кому танцевать, хотя главный
принц — Семен Чудин, учившийся, кстати, в Новосибирске, со следующего
сезона переходит в Большой театр.
Итак
«Стасик» приобретает харизматичного руководителя, способного дать
труппе новый творческий импульс, и проблемного — в связи
с явными лидерскими амбициями — игрока руководящей команды. Зная
характер Зеленского, можно предположить, что свой новый пост он
рассматривает как ступень к более престижным. Есть родная Мариинка, где
до сих пор нет полноправного худрука балета, и крупные
западные труппы, охотно приглашающие знаменитых варягов.
Что
касается Владимира Урина, то он, видимо, намерен увлечь темпераментного
коллегу творческими прожектами и тем самым приобрести
надежного союзника. Как на ближайшее будущее, так и на долговременную
перспективу. Именуется перспектива Большим театром — после ввода в
эксплуатацию основной сцены там наверняка сменится руководство. Если
Урин, что весьма вероятно, займет кресло гендиректора,
ему понадобится крепкий тыл в лице верных худруков.