Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Личный самолет на выборах не утаишь

Проверить кандидата на причастность к криминалу отныне будет проще. ЦИК России договорился о сотрудничестве с Главным информационно-аналитическим центром МВД, где концентрируется информация обо всех непогашенных судимостях.
0
Станислав Вавилов: «Теперь мы можем более эффективно контролировать достоверность сведений, которые предоставляют кандидаты» (фото: Глеб Щелкунов/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Об этом и других аспектах борьбы за чистоту кандидатских рядов корреспонденту "Известий" Юлии Кривошапко рассказал заместитель председателя ЦИК России Станислав Вавилов.

известия: Как часто кандидаты не сообщают о судимости?

станислав вавилов: Таких фактов предостаточно. В октябре прошлого года из 10 721 кандидата мы проверили 9343. Среди них оказались 42 человека, имеющих неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Эту информацию мы довели до избирателей. Бывают случаи, когда кандидаты сознательно делают ошибку в фамилии. К примеру, вместо двух "л" пишут одну или меняют дату рождения. И все - судимости уже нет. Если устанавливаем такие расхождения, информация о кандидате проверяется особенно тщательно, хоть это и отнимает массу времени.

и: А имущество и доходы продолжают скрывать?

вавилов: По итогам избирательной кампании в октябре прошлого года контрольно-ревизионная служба зафиксировала 1837 фактов предоставления кандидатами неверных сведений об имуществе и доходах. В Челябинской области один из кандидатов "забыл", что владеет 13 земельными участками, пятью квартирами, дачей и гаражом. Но это еще ничего. На выборах федерального уровня умудряются "терять" даже самолеты и вертолеты! На выборах 10 октября 2010 года кандидаты не указали 220 квартир и 456 транспортных средств. Недавно Центризбирком подписал соглашение с Федеральной налоговой службой. Теперь у нас есть возможность более эффективно бороться с коррупцией, недостоверными сведениями, которые предоставляют о себе кандидаты, и непрозрачностью финансовых потоков, идущих в избирательные фонды и на счета партий. В перечне сведений, которые подвергаются совместной проверке, - информация об имуществе и доходах кандидатов (а на выборах президента - еще их супругов), пожертвованиях юридических лиц в адрес избирательных объединений, кандидатов и политических партий. Словом, полный пласт финансово-имущественных вопросов. Контрольно-ревизионная служба при ЦИК не просто выявляет подобные нарушения, а информация о них потом передается в СМИ, размещается на избирательных участках. Отрадно то, что эта работа не пропадает даром. Из тех 1837 забывчивых кандидатов, участвовавших в едином дне голосования осенью 2010 года, 1437 гонку проиграли. Значит, избиратели реагируют на нашу информацию.

и: Насколько эффективно удается контролировать финансовую деятельность политических партий?

вавилов: В этом вопросе мы владеем ситуацией на 99%. Прежде всего отслеживаются источники поступления средств. По закону финансовую поддержку партиям не могут оказывать иностранные государства, международные и религиозные организации, компании с долей иностранного капитала свыше 30%, некоторые другие категории юридических лиц. Спонсировать партии не разрешается и тем, кому еще не исполнилось 18 лет. Но деньги от жертвователей из запрещенного списка все равно поступают с завидной регулярностью. У нас пока нет данных за прошлый год, но по итогам 2009-го могу сказать, что с нарушениями поступило 116,9 млн рублей. Естественно, все до копейки партии вынуждены были вернуть жертвователям или в доход бюджета. Другой не менее важный вопрос - расходование средств. Здесь ЦИК России обладает достаточной информацией о наиболее крупных видах расходов партий, тем более что речь идет не только о добровольных пожертвованиях, но и о бюджетных средствах. Партии, набравшие на федеральных выборах от 3% голосов, имеют право на получение господдержки - 20 рублей за один голос. Помимо расходов на собственное содержание, в числе наиболее крупных трат - расходы на участие в выборах и референдумах (за 2009 год это 304,3 млн рублей) и расходы на информационную деятельность (296,9 млн рублей). Согласитесь, деньги достаточно серьезные, и налогоплательщики имеют право знать, на что тратятся эти средства. Вообще нужно сказать, что сейчас партии стали более дисциплинированными и допускают меньше нарушений.

и: Как ЦИК борется с финансовыми нарушениями в собственном ведомстве?

вавилов: В этом направлении так же активно работает контрольно-ревизионная служба. Как результат, по итогам 2010 года региональным избиркомам пришлось вернуть в казну более полумиллиона рублей. В основном это те деньги, которые были израсходованы не по прямому назначению. К примеру, проводятся выборы федерального уровня, а средства выделяются на закупки, связанные с муниципальными выборами. Мы полагаем, что проще предотвратить нарушение, чем разбираться с его последствиями. Поэтому было принято решение разработать программу "Финансовый контроль" - как раз успеем запустить ее к началу федеральной кампании. Программа работает в рамках государственной автоматизированной системы "Выборы", охватывает территорию от Калининграда до Владивостока и позволяет собрать полную информацию обо всех финансовых действиях региональных избиркомов и подведомственных учреждений. На что тратятся бюджетные деньги, как проводятся конкурсы и аукционы, число их участников, суммы и сроки контрактов - все, вплоть до кассовых расходов. Такая финансовая прозрачность будет для наших коллег из регионов дополнительным стимулом работать строго в рамках закона и, конечно, повысит доверие к избирательной системе в целом.

и: Вопрос доверия к избирательным комиссиям по-прежнему остается актуальным. В Госдуму даже законопроект поступил о введении ценза оседлости для членов избиркомов с правом решающего голоса. Дескать, своему человеку избиратели больше будут доверять. Что вы думаете по этому поводу?

вавилов: Когда человека знают, это хорошо. Но гораздо важнее, чтобы он имел профессиональный авторитет - тогда будет и доверие избирателей. Мы поставили перед собой задачу привлекать к работе как можно больше людей, которые пользуются уважением избирателей. Но дело в том, что формирование комиссий зависит не только от избирательных комиссий. В соответствии с законом есть квота для представителей политических партий. Кого они направляют, тот и работает. Даже с судимостью люди попадаются, и теоретически мы не имеем права отказать им в работе в комиссии. Хотя справедливости ради надо сказать, что такие примеры - скорее случайность и недоработка со стороны партии, а не умысел, поскольку партии не меньше нас заинтересованы в существовании уважаемой и авторитетной избирательной системы.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...