СНВ станет "золотым стандартом"


Договор СНВ официально вступил в силу в минувшую субботу - после обмена ратификационными грамотами между российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и главой Госдепартамента США Хиллари Клинтон. Что дальше?
- Среди крупных, существенных задач - запуск работы двусторонней консультативной комиссии, которая будет контролировать ход выполнения договора, - заявил на пресс-конференции в "ИНТЕРФАКСе" замглавы российского МИД Сергей Рябков.
Впрочем, как уточнил замминистра обороны Анатолий Антонов, пока четких сроков начала работы этой комиссии нет, возможно, впервые она соберется через месяц-полтора. Цель же работы подобного консультативного органа Антонов определил так: "Мы сядем с коллегами и посмотрим, что надо подкрутить, а какую гайку, наоборот, ослабить". При этом, как подчеркнул Рябков, "ДКК - это не та структура, которая будет заниматься политическими вопросами". То есть ее дело - сугубо профессиональный, технический анализ и в случае необходимости передача своих выводов на уровень руководства стран.
После ратификации нового договора Россия и США вновь получили право взаимных инспекций (они были вынужденно прекращены в конце 2009 года, после окончания срока действия СНВ-1). Как подчеркнул замначальника управления международного военного сотрудничества Минобороны Евгений Ильин, "стороны имеют право неожиданно, внезапно проверить фактические данные", поэтому сейчас невозможно сказать, какие именно объекты первыми испытают на себе практику применения Договора СНВ.
- Наш договор стал своего рода золотым стандартом, который мы будем использовать для подготовки других соглашений, как с Соединенными Штатами, так и с иными государствами, - подвел черту Антонов, который, кстати, был одним из участников российско-американских переговоров по СНВ и лишь совсем недавно, в начале февраля, перешел на работу в Минобороны из МИД. - У меня к этому договору личное отношение, пожалуй, даже эмоциональное. Переговоры шли настолько интенсивно, что в день нам порой приходилось спать по 3-4 часа. Это была интереснейшая работа.
Но при этом Договор СНВ-3 - это лишь часть необходимых шагов в сфере безопасности. До сих пор остается нерешенным вопрос об использовании американцами в рамках их концепции молниеносного удара неядерных боеголовок на стратегических носителях. Фактически не работает Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), мораторий на выполнение которого Россия объявила в 2007 году, требуя, чтобы договор был адаптирован к современным условиям. Да и ядерное разоружение, в том числе и в сфере наступательных вооружений, не может, по большому счету, происходить только на двусторонней основе.
- Мы продолжаем настаивать на том, что до бесконечности разоружаться и вести переговоры только между Москвой и Вашингтоном не получится, - подчеркнул Рябков. - На каком-то этапе к процессу разоружения должны присоединиться другие ядерные державы, страны "ядерной пятерки" и государства, обладающие ядерным оружием, но не являющиеся сторонами ДНЯО.
Россия, заявил Антонов, к этому процессу готова. Впрочем, до реальных переговоров на многосторонней основе пока еще далеко.