Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Общество
Военный эксперт Никулин объяснил позицию США отсутствием интереса к Украине
Общество
Корреспондент показал кадры с места двойного убийства в Москве
Экономика
Реальные располагаемые доходы россиян увеличились рекордно за 14 лет
Армия
Истребители МиГ-31И оборудовали системой дозаправки в воздухе
Мир
Эксперт объяснил причины сильного затопления Дубая после ливней
Мир
Генпрокурор РФ Краснов прибыл с рабочим визитом в Венесуэлу
Происшествия
Гладков сообщил о 21 сбитой воздушной цели на подлете к Белгороду
Мир
В штабе АдГ в Ганновере прошли обыски после лишения иммунитета двух депутатов
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о калечащем пациентов нейрохирурге из Москвы
Экономика
Поиск атак в IT-cистемах ускорится благодаря искусственному интеллекту
Мир
Премьер Нидерландов предложил выкупить Patriot у не планирующих помогать Киеву стран
Происшествия
Средства ПВО перехватили три беспилотника в Ростовской области
Мир
ВКС РФ уничтожили три места базирования боевиков в Сирии
Мир
На Украине сообщили о взрывах в Киевской области

Куда уехали 215 миллиардов

Счетная палата завершила проверку расходования средств московского бюджета на транспортный комплекс с 2008 по 2010 год. Контролирующее ведомство установило, что 40% от 574 миллиардов рублей потрачены некорректно. Итоговая сумма нарушений - 215 миллиардов.
0
(рисунок: Владимир Буркин)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

СП России совместно с Контрольно-счетной палатой Москвы и при участии экспертов из транспортных вузов столицы (МАДИ и МИИТ) исследовала деятельность структур мэрии - пяти департаментов и трех управлений. А также Мосгортранса, Московского метрополитена и Мосметростроя. По словам возглавлявшего группу аудитора СП Сергея Рябухина, для столь значительного массива материалов срок проверки рекордно короткий.

Проверка началась 15 ноября, а 28 декабря аудиторы уже отчитались о предварительных результатах. На тот момент претензии СП касались 232 миллиардов. 4 февраля были подведены окончательные итоги аудита, и объем нарушений снизился до 215 миллиардов. В частности, месяц назад аудиторы усматривали признаки нарушения закона при госзакупках на сумму 122 миллиарда, но в окончательной версии эта сумма была снижена до 117,8.

- Нецелевое использование бюджетных средств и иные факты должностных злоупотреблений - здесь цифра выросла до 10,8 миллиарда, а ранее она составляла 7 миллиардов, - привел пример на пресс-конференции в Счетной палате Сергей Рябухин. - Из них 8,8 миллиарда под видом субсидий шли на дотирование деятельности авиакомпании "Атлант-Союз" (в настоящее время - "Москва", является собственностью правительства Москвы. - "Известия"), 810 миллионов были выданы ей в качестве кредита на покупку воздушных судов.

- Но самолеты так и не были приобретены, - добавил глава КСП Москвы Виктор Двуреченских. - Деньги шли через офшор, и где они сейчас, неизвестно.

Золотая "Кожуховская"

Повышенный интерес аудиторы проявили к Московскому метрополитену. Виктор Двуреченских уже сетовал на то, что это гигантское предприятие прежде было недоступно для проверок его ведомством ("Аудит с колес" - "Известия" от 29 декабря 2010 года). Теперь благодаря вмешательству федеральной Счетной палаты удалось обнаружить, что за три года здесь были допущены финансовые нарушения на сумму 3,3 млрд рублей. В целом, включая и прошлые периоды, затраты города на строительство и эксплуатацию метро, по мнению аудиторов, крайне нерациональны. По их подсчетам, стоимость строительства Люблинско-Дмитровской линии в 2009 году была превышена на 32,3%. Митинско-Строгинский участок Арбатско-Покровской обошелся казне на 17,2% дороже запланированного.

- Цена километра Митинско-Строгинской линии выше среднего на 372 миллиона, - сказал глава КСП Москвы Виктор Двуреченских. - На станцию "Кожуховская", построенную в 1995 году, было потрачено 10 миллиардов рублей - с превышением сметной стоимости на 225%. Это самая дорогая станция московского метро. Если строить типовые станции и рационально распоряжаться деньгами, которые метрополитен получает от рекламы, расходы бюджета на метро можно снизить на 10-20%.

Причину дороговизны строительства московской подземки еще предстоит найти. Об этом сказал Сергей Собянин на заседании правительства Москвы 2 ноября, которое он впервые провел в качестве мэра. Кстати, на том заседании в ходе обсуждения планов метростроения Собянин и заявил о намерении инициировать проверку Счетной палатой транспортного "цеха". По данным Дмитрия Гаева, возглавлявшего Московский метрополитен с 1995 года, один километр пути в 2008 году стоил 2,2 миллиарда рублей, а в 2010 году - уже пять. Даже с учетом инфляции это чересчур.

Аудиторы сочли необоснованными и тарифы на проезд, и "зарплатную" политику предприятия. Они выявили двукратное завышение зарплат при выполнении ремонтных работ на путях. По этому эпизоду Сергей Рябухин не исключает возможности уголовного разбирательства.

Не так потратили

Аудиторы не устают повторять, что 215 миллиардов не украдены. Просто эта сумма израсходована с нарушениями, многие из которых процедурного свойства. Генпрокуратуру, куда помимо высших федеральных органов власти и Московской мэрии отправится отчет, может заинтересовать лишь небольшая часть эпизодов, в которых усматривается состав преступления. В частности, трата 10,8 миллиарда, о которых говорилось выше.

Члены рабочей группы настаивают на том, что цель проверки - не истребить "лужковское наследство", а помочь новой московской администрации и только что сформированному единому транспортному комплексу скорректировать работу. Сергей Рябухин от имени всей группы порекомендовал властям централизовать систему управления отраслью, потому что прежде "финансовые потоки в транспортном комплексе никто не контролировал". Но сам он впечатлен объемом вскрытых нарушений.

- Итоговая сумма шокирует, - признался Сергей Рябухин. - Для нас это беспрецедентный вывод, таких объемов никогда не было. В 2010 году мы отчитались о проверке Московской области, там были нарушения на 99 миллиардов. Мы не думали, что когда-нибудь столкнемся с большей суммой.

* * *

Неучтенные реагенты

Не все сегменты транспортного комплекса подверглись аудиту Счетной палаты РФ. Так, накануне Нового года Контрольно-счетная палата Москвы отчиталась о самостоятельной проверке расходования средств на ремонт и содержание дорог в 2009-2010 годах. Обнаружено, что из 11,4 миллиарда рублей 226 миллионов намеревались израсходовать нецелевым образом, 2,3 миллиона - выплатить за некачественную работу. Эти действия предотвращены. Но тем не менее город понес ущерб в размере 131,4 миллиона. Например, стоимость аварийного ремонта дорог, организованного государственным бюджетным учреждением "Кольцевые магистрали", оказалась на 57% (за километр) выше, чем у другого заказчика - департамента ЖКХ. 14,4 миллиона ГБУ "Кольцевые магистрали" заплатило за ремонт дорог, которые не состоят у него на балансе и не являются собственностью Москвы.

Аудитор Виктор Фабисович привел в своем отчете и довольно курьезные эпизоды. Которые, однако, иллюстрируют царящие в этой сфере порядки. Вскрылось, что учет расхода реагентов, которыми зимой поливают дороги, фактически не ведется. Главные госкомпании, отвечающие за дороги, - "Кольцевые магистрали" и "Доринвест" - промышляют сдачей в аренду своей техники. "Доринвесту" так и не вернули 89 машин общей стоимостью 68,4 миллиона рублей и не оплатили аренду на сумму 115,5 миллиона рублей. Госучреждение "Мосдорэкспертнадзор", существующее лишь ради того, чтобы контролировать качество ремонта и содержания объектов улично-дорожной сети, имеет 10 передвижных дорожных лабораторий. При этом в его штате нет водителей, операторов обработки данных, нет специального программного обеспечения и даже лаборатории.

Комментарии
Прямой эфир