Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Правительство о двух головах

На минувшей неделе в новой администрации президента, где, как выразился ее глава Дмитрий Медведев, будет "простая трехуровневая структура", упразднили экономическое управление, соединив его с экспертным. Для страны было бы разумнее, если бы это стало первым шагом к перемещению центра тяжести экономической политики из администрации назад, в правительство. К тому же в правительстве, структура которого не менее "простая" и такая же "трехуровневая", появилось два практически равноценных премьер-министра - Михаил Фрадков и Дмитрий Козак. Козак, лично возглавивший процесс строительства нового кабинета министров, получает ресурс для того, чтобы стать "руководителем исполнительной власти внутри исполнительной власти". Именно Козак будет "разруливать" сразу же вспыхнувшую войну за полномочия между новыми министерствами
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
На минувшей неделе в новой администрации президента, где, как выразился ее глава Дмитрий Медведев, будет "простая трехуровневая структура", упразднили экономическое управление, соединив его с экспертным. Для страны было бы разумнее, если бы это стало первым шагом к перемещению центра тяжести экономической политики из администрации назад, в правительство. К тому же в правительстве, структура которого не менее "простая" и такая же "трехуровневая", появилось два практически равноценных премьер-министра - Михаил Фрадков и Дмитрий Козак. Козак, лично возглавивший процесс строительства нового кабинета министров (ранее этой работой занимался единственный вице-премьер Александр Жуков), получает ресурс для того, чтобы стать "руководителем исполнительной власти внутри исполнительной власти". Именно Козак будет "разруливать" сразу же вспыхнувшую войну за полномочия между новыми министерствами. Именно от Козака будет зависеть сила и слабость каждого министра - таким образом, глава аппарата правительства отныне имеет реальный и вполне легальный инструмент влияния на каждое экономическое решение. Фрадков, не скрывающий своего желания создать, как он выражается, некий "Центробанк-2" - суперорган по контролю за всеми финансовыми потоками в государстве, скорее станет неким "главным ревизором" в правительстве. Теперь весь вопрос в том, чье взаимодействие с администрацией президента и лично с главой государства - Фрадкова или Козака - окажется теснее. Здесь очевидные преимущества именно у Козака, который фактически вел всю работу по административной реформе в стране, возглавлял предвыборный штаб президента и в последнее время практически стал главным публичным доверенным лицом Путина. К тому же в российской истории всегда доминирует тот, кто контролирует аппарат. Конкретная бюрократическая власть всегда сильнее формального политического статуса. Следующий вопрос: хорошо это или плохо, когда в правительстве появляются два практически равновеликих начальника? Все зависит от того, получит ли правительство реальные полномочия главной экономической власти в стране. Если администрация президента действительно перестанет быть органом выработки неких стратегических экономических решений и начнет работать как техническая служба президента, главной задачей Фрадкова и Козака станет даже не разрешение межминистерских конфликтов, а разграничение полномочий и координация действий друг с другом. Поскольку Дмитрий Козак зарекомендовал себя как очень вменяемый администратор, а Михаил Фрадков едва ли начнет проявлять некие политические амбиции, вероятность такой координации в правительстве "о двух головах" резко возрастает. Это принципиально важно, потому что какое-либо внятное содержание в работе правительства появится только после завершения формального выстраивания кабинета министров. То есть без завершения работы, за которую персонально отвечает Козак, невозможно начало работы, за которую персонально отвечает Фрадков. Если же администрация президента при нынешней конструкции власти не откажется от роли главного органа для принятия экономических решений, ситуация может еще более запутаться. Тогда принятие любого экономического решения будет сплошной многоуровневой бюрократической игрой без малейших шансов довести любой разумный изначальный проект до стадии грамотного законодательного акта. У администрации президента был шанс остаться интегратором экономической политики, если бы в России было сформировано компактное правительство американского образца - во главе с президентом. По этому пути Путин не пошел - он предпочел не возлагать на себя единоличную ответственность за реализацию возможных непопулярных экономических решений. В таком случае президенту логично быть последовательным и окончательно избавить свою администрацию от искушения вмешиваться в экономическую политику государства. Единственной корректной возможностью такого вмешательства остается заключение правового управления администрации на экономические законы, вышедшие из недр правительства или подготовленные в Госдуме. А эксперты администрации вполне могут взаимодействовать с правительством, не подменяя его. Как бы ни закончилась история с "третьим сроком" для Путина, президент заинтересован в том, чтобы оставить страну себе или преемнику в максимально хорошем состоянии. А для этого надо наконец создать хоть сколько-нибудь эффективную модель исполнительной власти.
Комментарии
Прямой эфир