Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg сообщил о планах Германии сократить закупки СПГ у России
Мир
Трое сирийских военных ранены при обстрелах в Латакии
Мир
Макрон предостерег Украину от ударов из западного оружия по России
Мир
В МИД России уличили Запад в манипулировании группой ОЗХО в Сирии
Мир
СМИ спрогнозировали поражение Украины в течение полугода
Мир
Число погибших при взрыве в мечети в Пешаваре возросло до 59
Мир
СМИ сообщили о подготовке США к конфликтам с Россией и КНР в Арктике
Мир
Экс-генпрокурор Украины призвал к максимальной мобилизации
Мир
Макрон допустил поставки военных самолетов Украине
Общество
В Минэнерго заявили о достаточном объеме мощностей для снабжения новых регионов
Мир
На Украине предложили объявить импичмент Зеленскому
Армия
Советник Пушилина допустил возможное окружение Артемовска через несколько дней
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральный суд Нью-Йорка приговорил Харви Вайнштейна к 23 годам лишения свободы. Сейчас продюсеру 67 лет, то есть он рискует провести за решеткой всю оставшуюся жизнь. При этом Вайнштейна ждет еще один суд — в Лос-Анджелесе, где против него также выдвинуты обвинения в изнасилованиях и сексуальных домогательствах. Как заявила «Известиям» активистка движения #MeToo кинорежиссер Юлия Батлер, этот беспрецедентный приговор — победа. Но у неё есть и оборотная сторона: из-за страха быть обвинёнными в сексуальном насилии мужчины не решаются делать женщинам невинные комплименты. Все оправдания продюсера и его адвокатов — фальшивы, уверена обладательница «Оскара» Джина Дэвис. России модный бизнес под названием «Обвини Вайнштейна» еще не коснулся, и это хорошо, считает режиссер Владимир Хотиненко. «Известия» изучили историю американского киномагната.

Харви Вайншейна привезли в суд в кресле-каталке и наручниках. После недавней операции по стентированию сердца продюсер выглядел не лучшим образом, на лице была многодневная щетина. Перед вынесением приговора Вайнштейн обратился к переполненному залу Манхэттенского суда и сказал, что он «глубоко раскаивается», однако раскритиковал движение #MeToo и напомнил о своей благотворительной деятельности.

Как начинался харассмент

10 октября 2017 года The New Yorker опубликовал статью Ронана Фэрроу, где описывались многочисленные истории сексуального домогательства Харви Вайнштейна в отношении молодых актрис и сотрудниц его компании. По данным издания, Вайнштейн в течение 30 лет склонял их к интимным отношениям, обещая за это карьерное продвижение. Вслед за этим несколько знаменитых голливудских актрис признались, что тоже стали жертвами домогательств. Среди них — Мира Сорвино, Розанна Аркетт, Жюдит Годреш, Флоранс Дарель, Кейт Бекинсейл, Гвинет Пэлтроу, Сальма Хайек, Гвинет Пэлтроу.

После обнародования этих сведений Вайнштейна лишили членства в Британской академии кино и телевидения (BAFTA), исключили из Гильдии продюсеров Америки. Супруга продюсера Джорджина Чапман подала на развод. По решению совета директоров The Weinstein Company Вайнштейна уволили из компании, хотя он вместе с братом Бобом является ее совладельцем. Продюсер принес извинения пострадавшим актрисам, но процесс пошел. 25 мая 2018 года Вайнштейн был задержан полицией. Позже его освободили под залог $1 млн. К тому моменту с обвинениями в его адрес выступили более 80 женщин. 6 января 2020 года начался судебный процесс, включавший показания шести пострадавших. Перед этим адвокатам продюсера удалось отговорить от выдвижения обвинений более 30 предполагаемых жертв — им выплатили в общей сложности $25 млн.

Адвокат некоторых жертв Харви Вайнштейна Глория Оллред у здания суда после вынесения приговора

Адвокат некоторых жертв Харви Вайнштейна Глория Оллред у здания суда после вынесения приговора

Фото: Creative Vision

По мнению представителя Ассоциации юристов России, адвоката Юрия Брисова, роковую роль в деле Харви Вайнштейна сыграл его бывший адвокат — он обратился к услугам агентства, которое специализируется на дискредитации свидетельских показаний, чем существенно ухудшил положение своего клиента в глазах суда.

— Показания свидетелей — достаточное основание для привлечения лица к ответственности. Вопрос в том, вызвали эти свидетели доверие у присяжных или юристы смогли выявить несоответствие в их показаниях. Сторона, которая начинает мухлевать, рискует усугубить свое положение, тем более что сокрытие доказательств или ложь под присягой, а предварительные показания (до суда) также даются под присягой, это уголовное преступление, — отметил юрист в беседе с «Известиями».

В феврале суд присяжных признал Вайнштейна виновным по двум пунктам из пяти. Это преступные действия сексуального характера — показания давала его ассистентка по телешоу «Проект Подиум» Мириам Халейи. А также изнасилование третьей степени (без похищения, угроз, недееспособности жертвы) — здесь потерпевшей была признана актриса Джессика Манн.

Не для России

По данным американских СМИ, британка Мириам Халейи работала с продюсером долгое время — впервые они встретились в Каннах в 2006-м. Акт насилия, по словам женщины, случился в США, но в полицию она не обратилась, поскольку работала в стране без соответствующей визы. Отвечая на вопросы адвокатов Вайнштейна, Халейи призналась, что у нее с продюсером также был «секс без принуждения».

Актриса Джессика Манн начала встречаться с продюсером в 2014 году. Она заявила суду, что была изнасилована, когда находилась с Вайнштейном в близких отношениях. Однако и после этого их связь продолжалась. Адвокаты продюсера доказывали, что женщина, называя себя жертвой манипуляций, использовала отношения с продюсером для своей выгоды.

Джессика Манн у здания уголовного суда в Манхэттене

Джессика Манн у здания уголовного суда в Манхэттене

Фото: REUTERS/Jeenah Moon

Адвокат по международному праву Мария Ярмуш в беседе с «Известиями» отметила, что подобный процесс был бы невозможен в России.

— В нашей стране приговор за изнасилование могут вынести, только если у следователей есть доказательства совершенного преступления. Собрать реальные улики против Вайнштейна невозможно, прошло уже очень много времени, — пояснила она.

Российские деятели кино по-разному оценили вердикт суда. По мнению продюсера, сооснователя студии «Главкино» Ильи Бачурина, жалости к Вайнштейну быть не может, преступник остается преступником, даже если его преступления на момент совершения таковыми не считались.

Режиссер Владимир Хотиненко считает: то, что мы сейчас наблюдаем, — модный бизнес под названием «Обвини Вайнштейна», где абсурд преобладает над здравым смыслом. Народный артист уверен, что подавать иски спустя столько лет, когда уже и доказательств никаких нет, — это спектакль.

— Если смотреть на это внимательно — женщины обиделись на него не за то, что он ими овладел, а за то, что у них не состоялась карьера, — поделился режиссер с «Известиями». — Но самое печальное, что столько режиссеров, включая Тарантино, обязанных Вайнштейну своей карьерой, не поддержали его. Никто из них не нашел в себе сил — из страха быть также осужденными — выступить в его защиту.

Я тоже, но не навсегда

В деле Вайнштейна весомую, если не определяющую роль сыграло движение #MeToo. В числе тех, кто его поддерживает, — писатель, кинорежиссер, участница объединения «Женщины, делающие кино» (Women in Film, WIF) Юлия Батлер. Её фильм «Ускользающая» о судьбе одинокой пожилой женщины, доживающей свои дни в Лос-Анджелесском порту на небольшом паруснике, вошёл в оскаровский шорт-лист 2018 года, а также выиграл множество престижных международных наград.

Кадр из «Ускользающая»

Кадр из «Ускользающая»

Фото: Creative Vision

По словам Юлии Батлер, мало кому из работающих женщин не пришлось побывать в роли жертвы сексуально распущенных мужчин, находящихся выше их по рангу.

В этом отношении приговор Вайнштейну — наша победа, — заявила она «Известиям». — Решение Нью-Йоркского суда очень важно, так как демонстрирует всему миру серьёзность происходящего. Это уже не просто посты в фейсбуке, на которые можно не обращать внимания, а реальный тюремный срок. И над этим наверняка задумались многие мужчины. Те, для которых получение сексуальных услуг от своих подопечных было само собой разумеющимся бенефитом и подразумевалось по умолчанию.

С другой стороны, считает Юлия Батлер, нельзя не заметить, что страх быть обвинёнными в сексуальном насилии влияет и на нормальный диалог. Мужчины сегодня боятся сделать женщине невинный комплимент. Поэтому в какой-то момент, когда возмездие настигнет всех действительно виновных и справедливость восторжествует, в движении #MeToo должна быть поставлена точка — всё хорошо в меру. Особенно это важно в отношении несправедливо обвиненных.

Я была очень огорчена, когда узнала об обвинении Кевина Спейси, — призналась Юлия Батлер.— Это великий актёр, и его отлучение от экрана — большая потеря в первую очередь для зрителей. Но я сказала себе: если это действительно преступник, значит, он должен понести наказание. С огромным облегчением узнала, что все обвинения с него сняты. Очень надеюсь, что он вскоре вернётся к нормальной работе.

Кевин Спейси

Кевин Спейси

Фото: Global Look Press/MediaPunch/face to face

Еще одна собеседница «Известий» — обладательница «Оскара» актриса Джина Дэвис. Сделав паузу в кинокарьере, она организовала Институт по исследованию гендерной ситуации в средствах массовой информации (Geena Davis Institute on Gender in Media), в 2019 году получила почетного «Оскара» (награда имени Джина Хершолта) за гуманистическую деятельность. Сегодня ее Институт стал полноправным игроком в индустрии, а так называемый «коэффициент Джины Дэвис» (GD-IQ) — алгоритм, который сканирует фильмы на предмет гендерной составляющей — используется как независимыми, так и главными студиями.

По словам Джины Дэвис, она с большим вниманием и надеждой следила за этим процессом и считает, что таким, как Вайнштейн, не может быть прощения.

Вайнштейн — хищник, — полагает она. — Потому что, представьте себе — в его роскошный кабинет всемогущего хозяина Голливуда входили эти прекрасные, наивные существа, верящие в высокое искусство кино, в силу таланта, в торжество добра. А он, видя их беспомощность и чистоту, на них накидывался и терзал. Это классическое поведение хищника.

Харви Вайнштейн

Харви Вайнштейн

Фото: REUTERS/Carlo Allegri

Все оправдания адвокатов и подсудимого Джина Дэвис считает фальшью, как и действия Вайнштейна по улучшению своего имиджа. Актриса рассказала, что в 2017 году, когда шум вокруг продюсера только начинался, ей позвонила одна из его защитниц и сообщила, что ее клиент хочет исправить свою репутацию и намерен организовать фонд своего имени, его задачей будет поддержка женщин в киноиндустрии. Также будет введен «стандарт Вайнштейна», согласно которому треть всех производимых Голливудом фильмов будет режиссирована женщинами. Фонд, по словам адвоката, был намерен сотрудничать с ее Институтом и оказывать ему неограниченную финансовую помощь.

— На подобную наглость я даже не нашлась что ответить, — вспоминает Джина Дэвис. — Они решили накинуть на волка овечью шкуру. Хищник больше не охотится за своими жертвами, а наоборот, становится их лучшим другом. Естественно, их хитрый план провалился.

А ну-ка девушки!

Чтобы «случай Вайнштейна» не повторился, женщинам в киноиндустрии не стоит полагаться на чужую волю, необходимо брать инициативу в свои руки, тогда отпадет необходимость искать поддержки у могущественных продюсеров, считают собеседницы «Известий». Уже сейчас в американском кино проблема с гендерным неравноправием решается. Многие съёмочные группы состоят только из женщин. Профсоюзы поддерживают эту практику, предлагая таким группам финансовые льготы и юридическую поддержку. По данным института Джины Дэвис, если в 2007 году только в 24% семейных фильмов женщины исполняли главные роли, то в 2019-м их уже насчитывалось 48%.

Города грехов: справедлив ли приговор Харви Вайнштейну
Фото: REUTERS/Jane Rosenberg

— Это замечательно, конечно, но только при условии, что художественное качество фильма от этого не страдает, — предостерегает Юлия Батлер. — Работодатель, продюсер, должны иметь возможность набирать себе команду не по гендерному признаку, а по профессиональному. Я снимаю фильмы о женщинах, но в моей компании работает немало мужчин.

Для повышения самооценки женщин важно и то, какими они предстают в фильмах. Недостаточно разработан — по крайней мере в голливудском кино — образ зрелых, мудрых женщин в возрасте 40 плюс. По мнению Юлии Батлер, режиссёры должны показывать сильных женщин и тем самым мотивировать и поддерживать тех, кто в этом нуждается.

Что касается Харви Вайнштейна, то вынесением приговора злоключения некогда могущественного киномагната не закончились. Вскоре объявят о начале судебных слушаний в Лос-Анджелесе, где его ждет аналогичный суд. Прокуратура города выдвинула против продюсера два обвинения в сексуальных домогательствах. «Известия» будут следить за этим процессом.

Справка «Известий»

Харви Вайнштейн родился в Нью-Йорке в 1952 году. После окончания Университета штата Нью-Йорк занялся продюсерской деятельностью, в частности организовывал рок-концерты в Буффало.

В 1979-м вместе с братом Бобом основал кинокомпанию Miramax, которая просуществовала до 2010 года. За это время на ней было произведено более 100 фильмов, среди которых — «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга, «Чикаго» Роба Маршалла и другие хиты. Обладатель «Оскара» в номинации «за лучший фильм» («Влюбленный Шекспир»), кавалер Ордена Британской империи и Ордена Почетного легиона.

Читайте также
Реклама