Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ООН может признать Палестину государством без ее вступления в организацию
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Общество
Арестованному во Владивостоке американцу грозит до пяти лет лишения свободы
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Мир
Фанаты Билли Айлиш раскритиковали стоимость билетов на концерты
Мир
ЦАХАЛ подтвердила взятие под контроль КПП на границе Рафаха с Египтом
Мир
Обвинение потребовало по 27 лет тюрьмы виновным в аварии на фуникулере в Турции
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Общество
Мартынова в последнем слове просила суд не разлучать ее с дочерью
Мир
Антонов назвал учения ядерных сил вынужденным ответом на риторику Запада
Мир
В Киргизии волонтеры «Бессмертного полка» взошли на пик имени Путина
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Общество
В Москве в ночь на 7 мая выпал снег
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Многие армии мира готовятся воевать в больших городах. Не стали исключением даже украинские вооруженные силы. Почему уделяется такое большое внимание боевым действиям в мегаполисах, как будет проходить противостояние среди небоскребов и кто сможет победить в позиционной мясорубке за густонаселенные кварталы — читайте в материале «Известий».

Во второй половине декабря украинские СМИ сообщили о намерениях ВСУ сосредоточить усилия на подготовке военнослужащих к боевым действиям в урбанизированной местности. В 2020 году украинская армия планирует обучить от 8 до 12 батальонных тактических групп (БТГ), курс подготовки рассчитан на две недели.

Рядовое, в общем-то, заявление вызвало неожиданно острую реакцию. Эксперты опасаются, что украинских военнослужащих готовят к штурму крупных городов в обозримом будущем.

Военные учения на полигоне Яворовский, Львовская область, Украина

Фото: РИА Новости/Стрингер

Однако в разговоре об украинских силовых структурах всегда следует учитывать, что намерения совсем не гарантируют их реализацию.

Кроме того, тактика боевых действий в городе входит в «стандартный комплект» любых учебных программ западных армий — а именно оттуда и привлекли инструкторов.

Причина такого отношения к городским боям на Западе также не новость. Демографические и социальные тенденции, такие как снижение сельского населения и рост городского, наблюдаются уже несколько десятилетий и дают основания считать, что война будущего станет именно войной за города.

История повторяется

Сегодня война в урбанизированной местности считается одним из наиболее вероятных направлений развития боевых действий в будущем. Причины этого отлично сформулировал американский генерал-майор в отставке Роберт Скейлс.

По его мнению, развитие вооружений привело к тому, что огневая мощь доминирует на поле боя, а армии снова лишаются возможности свободного маневра. Итогом может стать новая позиционная война, где в роли позиций будут выступать стратегически важные пункты и города, а пространство между этими позициями превратится в своего рода «ничью землю» — только шириной в сотни километров.

Американские войска в Мосуле

Американские войска в Мосуле, Ирак, 2003 год

Фото: flickr.com/US Military

Более того, Скейлс считает, что в начале XXI века повторяется ситуация времен Первой мировой. Массированные наступления по старым шаблонам превратятся в бойню на нейтральной полосе, только в больших масштабах.

Для выхода из позиционного тупика в 1916–1918 годах немцы разработали целый ряд новаторских тактических приемов, позволявших им с минимальными затратами прорывать подготовленную оборону союзников.

Аналогичное решение напрашивается и сейчас. При этом оно должно быть комплексным и двигаться от большего к меньшему. Начиная от разработки новых доктрин и тактических приемов к изменениям в методах управления, программах обучения солдат и до разработки новых вооружений.

Городские легенды

Пока военные теоретики и ученые дискутируют и ведут исследования. Единого видения нет, но в некоторых аспектах исследователи сходятся.

Первое — полной картины городского боя будущего нет ни у кого. Даже богатый опыт 2000-х еще не полностью обобщен и осмыслен, а некоторые области остаются полностью неизведанными. К примеру, никто даже примерно не знает о том, какими будут бои в городах с населением более 1 млн жителей, не говоря уже о настоящих мегаполисах.

Второе — смещение боевых действий в города настолько же вероятно, насколько мифологизировано. По этой причине, прежде чем говорить о том, какой будет война в городе, следует рассказать, какой она не будет. Поэтому следует рассмотреть подробнее основные мифы в этой области.

Повторится Сталинград или взятие Берлина

Нисколько не принижая значимости этих битв, стоит сказать, что они скорее атипичны. Помимо собственно военной стороны дела, эти сражения были столкновением политической воли двух лидеров противоборствующих государств. Последнее напрямую влияло на военные решения и ограничивало свободу действий командования обеих сторон. К тому же, битвы за оба города еще и были отягощены символической значимостью. Совпадение всех этих факторов в наши дни не невозможно, но очень маловероятно.

Взятие Берлина

Взятие Берлина, 2 мая 1945 года

Фото: ТАСС/Евгений Халдей

Война в городе — самый сложный вид боя, что автоматически означает большие потери

Городская среда по природе своей нейтральна. Она одинаково влияет на все стороны конфликта и имеет свою специфику, точно так же, как и любая другая местность или среда. Кровопролитная бойня может случиться в любом ландшафте, и в данном случае города не опаснее гор или пустынь.

Войска в городах лишают себя маневра и рискуют погибнуть в осаде

Большой современный город — не средневековый замок, полностью изолировать его практически невозможно. Это требует колоссальных сил, значительных затрат времени и всё равно не гарантирует полной блокады. К тому же городская застройка не лишает армию свободы маневра, хотя и требует иной его формы.

Мальчики из Палестины забрасывают израильский танк камнями

Мальчики из Палестины забрасывают израильский танк камнями, Наблус, 2002 год

Фото: REUTERS/Abed Omar Qusini

У обороняющегося всегда преимущество, и он диктует тактику

Преимущества «по умолчанию» город никому не дает. Инициатива и превосходство будут у той стороны, которая лучше адаптировалась к городским условиям. Обороняющийся определяет тактику атакующего ровно до тех пор, пока атакующий дает противнику время на определение угроз и выработку контрмер.

Для успешной операции в городе требуется подавляющий численный перевес атакующих

Миф о «ресурсоемкости» городских операций оказался на удивление живучим. Он является прямым следствием попыток притянуть нерелевантный опыт Второй мировой к современности. В свое время советские теоретики высчитывали, что для успеха нужно превосходить противника в соотношении от 1 : 6 до 1 : 10. Но по случаю того, что с окончания Второй мировой и до конца 1990-х серьезных боев в городских условиях не было, отталкивались они от опыта Сталинграда и Берлина.

Битва за Багдад

Битва за Багдад, Ирак, апрель 2003 года

Фото: REUTERS/Peter Andrews

Однако и прошлый, и современный опыт показывает, что успеха можно добиться в меньшинстве. Наиболее показательно взятие Багдада в апреле 2003 года силами коалиции.

Проще говоря, войны в городских условиях не получится избежать, но и бояться ее не стоит. Все трудности решаемы, с учетом знания «городской» специфики.

Боевая урбанистика

Современный мегаполис, как поле боя, имеет ряд характерных черт. Во-первых, он занимает значительную площадь и изобилует точками «входа и выхода».

Во-вторых, город — это колоссальные запасы продовольствия, воды, топлива, медикаментов, наличие убежищ, больниц, центров управления и связи, ремонтных предприятий и даже заводов. При этом часть ресурсов восполняется без поставок извне, а часть производится прямо на месте.

Даже наличие населения является важным фактором, который могут использовать все стороны. К примеру, опыт боевых действий в Ираке и Сирии показывает, что мирное население привлекалось к вспомогательным работам, разведке, транспортировке грузов, уходе за ранеными и участвовало в пропаганде.

Дамаск, Сирия

Дамаск, Сирия, 2015 год

Фото:REUTERS/Bassam Khabieh

Городская среда — самая изменчивая и изменяемая. Условная карта местности может меняться ежедневно и даже ежечасно. В то же время стороны конфликта могут самостоятельно менять условия, причем с большей легкостью, нежели на местности другого типа.

Уместно вспомнить подход израильтян во время боев за Наблус в 2002 году, иногда называемый «хождение сквозь стены» или «инверсия карты». Израильские военные решили рассматривать город наоборот: «улицу — как место, непригодное для передвижения, дверь — как неподходящее место для входа, а окно — как неподходящее для наблюдения. Потому что оружие ждало нас на улице, а мины-ловушки — за дверями». В результате дороги и улицы они использовали как естественные препятствия, а безопасные пути прокладывали внутри зданий, пробивая стены.

Стоит отметить, что на современную тактику городских боев напрямую влияет доступность и обилие специализированной строительной техники и строительных материалов, которых в любом современном мегаполисе в достатке. С помощью этих средств можно прокладывать коммуникации или строить долговременные укрепления на основе существующих строений. Зачастую такие работы можно даже скрывать от наблюдения противника, поскольку возможности разведки и наблюдения обычными армейскими средствами резко ограничиваются.

Еще одним важным фактором является увеличение психологической и когнитивной нагрузки на солдата. Город — это концентрация потенциально опасных мест и обилие вариантов угроз, что не может не утомлять.

Американские солдаты на учениях в городских условиях

Американские солдаты на учениях в городских условиях, Чикаго, США

Фото: Reddit

И наконец, как только противники втягиваются в городские бои, им приходится отказаться от поддержки с воздуха и зачастую артиллерии. Помимо очевидных причин в виде желания сохранить в целости инфраструктуру и жизни мирного населения, есть еще несколько. А именно недостаточная мощность полевой артиллерии для разрушения долговременных укреплений, недостаточная точность авиаударов и близость соприкосновения с противником. Зачастую при обретении контроля над отдельными кварталами и даже домами образуется «слоеный пирог» из союзных и вражеских сил, что увеличивает вероятность потерь от дружественного огня.

В целом такой «багаж» знаний западные теоретики вынесли из конфликтов последних десятилетий и на его основе сделали ряд выводов и рекомендаций. Как будут происходить операции в городах в обозримом будущем и что предстоит изменить?

Работа в агрессивной среде

Судя по шагам, которые предпринимают западные военные, и требованиям к перспективным системам вооружений, заметно, что на Западе всерьез занимаются подготовкой к боевым действиям в мегаполисах.

Какие направления видятся им наиболее перспективными?

На макроуровне многие видят решение в развитии и внедрении концепции «многосредной войны». Стремительность действий «перегрузит» управленческие структуры обороняющихся, не позволит вовремя отреагировать на возникающие угрозы и закрепиться на позициях. Последнее особенно важно, поскольку организация долговременных позиций в городе происходит достаточно быстро, а вот «выкуривать» оттуда противника долго и сложно.

Правительственные войска в Марави

Правительственные войска в Марави, Филиппины, 2017 год

Фото: REUTERS/Romeo Ranoco

Например, в ходе боев за филиппинский город Марави в 2017 году правительственным войскам противостояли силы примерно в тысячу террористов. Зачистка 600-тысячного города потребовала пять месяцев, город был серьезно разрушен.

Не менее показателен другой пример. В ходе битвы за Мосул силы террористов укрепились в комплексе зданий госпиталя. После освобождения было обнаружено, что комплекс заминирован примерно 1,5 тыс. самодельных взрывных устройств.

Какие практические рекомендации разработаны для действий на тактическом уровне?

В основе всего, разумеется, лежит требование осторожности и тщательности. Известная максима «пот бережет кровь» в данном вопросе актуальна, как ни в каком другом.

Боевая машина Stryker патрулирует иракский город Мосул

Боевая машина Stryker патрулирует иракский город Мосул, 2004 год

Фото: flickr.com/USAASC

Автор цитаты

► Широкое использование высокоточных и корректируемых боеприпасов. Помимо прямого назначения, они рассматриваются еще и как средство давления на лидеров противоположной стороны. Неотвратимость уничтожения в ряде случаев может вынудить оппонента покинуть город или сдаться. А это наиболее предпочтительный результат.

► Получение поддержки местного населения. Существует даже мнение, что этот фактор решающий: у кого поддержка местных, тот и выиграет сражение.

► Завоевание информационного превосходства. В широком смысле это означает большее использование всего спектра современных инструментов разведки, наблюдения и управления. А именно — насыщение тактическими БПЛА подразделений вплоть до роты и даже отделения; внедрение новых стабильных средств связи и автоматизированных систем управления боем.

Одним из важных элементов является и широкое применение наземных автоматизированных систем — ударных, саперных, логистических и разведывательных. Как минимум этот шаг позволит избавить людей от наиболее опасных задач на поле боя и освободить солдат от второстепенных работ. К примеру, если раненого сможет эвакуировать одна роботизированная платформа, а не четыре человека — это существенная разница.

Особо нужно отметить значение бронетехники в городских боях. Опыт продемонстрировал несостоятельность стереотипа о невозможности использования тяжелой техники в городских боях. Напротив, она показала себя особенно полезной.

Сирийский танк  Т72

Сирийский танк Т72 с бульдозерным отвалом и самодельным бронированием из мешков с песком

Фото: twitter.com/Wyvern

Примечательно, что, согласно докладу группы по изучению опыта боев в Мосуле, «целью номер один» для расчетов ПТРК стали не танки, а инженерная техника. Именно тяжелые бронированные бульдозеры были оценены военными как «жизненно необходимые». Техника такого рода способна дать войскам защиту во время штурма и в то же время средство для расчистки завалов и разрушения созданных противником укреплений и препятствий.

Неудивительно, что уже несколько лет основные производители предлагают специализированные «городские» комплекты для танков и ведут активные разработки автоматизированных штурмовых машин. Ранее в этом году начальник Главного автобронетанкового управления Сергей Бибик сообщил, что в 2020 году армия получит комплекты дополнительной «городской» защиты для танков и боевых машин.

Городу и миру

Очевидно, что Запад со всей серьезностью подходит к подготовке к войнам будущего, в том числе и к сражениям в условиях мегаполисов. Налицо комплексный подход — от доктрины до конкретных образцов снаряжения и боевой техники. При этом многие тактические новинки уже испытываются в ходе учений, а вооружения существуют как минимум в виде прототипов.

Возвращаясь к вопросу о подготовке украинских войск: стоит ли ожидать, что их скоро применят для штурма крупного населенного пункта?

Это маловероятно. Операция в крупном современном городе — это сложный комплекс, требующий гораздо больших средств и усилий, чем базовое обучение 8 или 12 БТГ. Для более серьезной подготовки у страны недостаточно собственных финансовых и технических возможностей. Заемные средства в нужном объеме никто не даст.

Военные учения Национальной гвардии Украины в Киевской области

Военные учения Национальной гвардии Украины в Киевской области

Фото: ТАСС/Zuma

С другой стороны, недооценивать важность такого обучения тоже не стоит. Сегодня украинская армия является наиболее «советской из постсоветских» и содержит целый набор недостатков, характерных и для позднего СССР, и для современной Украины. Сдвиги в обучении военнослужащих показывают, по меньшей мере, намерение что-то изменить и выявить проблемные места, как это сделали англичане в 1990-х и американцы в серии учений «Проект Метрополис», проводившихся в 2001 году.

Что касается армии РФ, то надо отметить, что в аспекте городских боев она смотрится вполне достойно на фоне своих западных коллег. К примеру, кампания в Сирии показывает как минимум аналогичные или даже чуть лучшие результаты.

Прямой эфир