Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Экс-советник Пентагона указал на нежелание США признавать конец киевского режима
Мир
В КНР назвали смягчение антироссийских санкций условием снижения зависимости ЕС от США
Общество
Очевидица взрыва в Ефремове рассказала о спасении трехлетнего мальчика
Мир
В Николаеве рассказали о методах призыва в ВСУ
Общество
Опрос показал отношение россиян к доходу вторых половинок
Мир
Байден назвал спецоперацию РФ на Украине «испытанием на века» для США и всего мира
Общество
В России предложили преподавать кибергигиену в школах
Происшествия
В Санкт-Петербурге столкнулись три автомобиля на ЗСД
Мир
Посол РФ в ФРГ указал на проблемы Берлина в замещении российских энергоносителей
Общество
В Москве демонтировали 25 домов в рамках программы реновации
Мир
Небензя назвал прекращение поставок западного оружия Киеву условием мира на Украине
Экономика
За 2022 год россиянам начислили более 140 млрд рублей по программам лояльности
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Американский военный эксперт признался, что находит забавным попытки друзей наслаждаться индийской едой, обливаясь потом и поглощая воду литрами. На самом деле индийская еда — та еще гадость, написал он в Twiiter и породил споры о связи еды и расизма. Согласно опросам, американцы любят итальянскую и китайскую еду почти так же, как бургеры. Но китайские пельмени априори будут по меньшей мере вдвое дешевле равиоли, как и другие «этнические» блюда, жалуются повара. Как еда оказалась предметом споров о толерантности, помогла ли итальянцам побороть расизм кулинарная мощь и поможет ли другим, разбирались «Известия».

Трамп в мире гастрокритики

«Индийская еда ужасна, и мы только врем, что это не так», — написал в Twitter профессор Военно-морского колледжа США в Род-Айленде, специалист по российско-американским отношениям Томас Николс. Его безобидный пост породил ожесточенный спор о том, является ли проявлением расизма ненависть к национальной кухне.

Профессору пришлось пояснять, что его семья не имеет никакого отношения к угнетателям-колонизаторам и что он не обвиняет миллиардное население Индии в том, что все они вруны, раз наслаждаются своей едой.

Начался food fight — «продовольственная война». И хотя до этого в рамках своеобразного флешмоба с противоречивыми мнениями о еде опубликовали массу постов о ненависти к майонезу, салату с салатом, желе или других продуктах, ни одно из них не вызвало бури.

Редкие комментаторы признавались, что тоже не в восторге от индийской еды и нашли в Николсе соратника, но подавляющее большинство участников дискуссии волновал вопрос толерантности. Критики даже приписали профессору кличку «Дональд Трамп в мире еды».

Намек для любителей свинины

Общепит не обошла стороной игра в «найди расиста», но и реальных проявлений нетерпимости в этой сфере оказалось предостаточно. Когда владельцы индийского ресторанчика в штате Монтана выложили в Facebook фотографию застолья, Ричард Саттлз оставил комментарий: «Меня сейчас вырвет». В ответ на упрек в грубости он назвал индусов «оскорблением планеты», которое тратит налоги американских граждан.

Скажи кодовую фразу «Отправь ее обратно» и получи гарнир в подарок — такую акцию летом запустил американский гастроном в Северной Калифорнии. «Отправь ее обратно» — слоган против члена конгресса, представительницы Демократической партии сомалийского происхождения Ильхан Омар, запущенный после твитов президента США Дональда Трампа в ее адрес.

Автор цитаты

«Наши фрикадельки сделаны из говядины — сообщаем на случай, если решат оскорбиться наши чувствительные ненавистники свинины», — добавил управляющий магазином.

Достается и тем, кто явно не хотел никого обидеть. В большинстве случаев виной всему — шоколад. Британский супермаркет Waitrose обвинили в расизме из-за пасхального набора шоколадных утят, в котором утенка из темного шоколада назвали «Гадким» (конфеты из белого и молочного — «Хрустящим» и «Пушистым»). То, что производитель, вероятно, сделал отсылку к Гадкому утенку, оскорбленных покупателей не убедило. Магазин извинился и изъял пасхальный набор из продажи.

Новозеландское отделение Burger King удалило рекламный ролик, в котором посетители кафе пытались есть сезонный бургер с вьетнамским сладким перцем чили палочками. Соцсети разразились гневными комментариями об эксплуатации расистских стереотипов. Пианистка корейского происхождения Мария Мо, например, заявила The Huffington Post, что сначала не могла поверить, что в XXI веке кто-то способен на столь невежественный поступок: «Цветные всё время сталкиваются с микроагрессией и неприкрытой ненавистью, это никогда не заканчивается».

То ли дело суши

91% жителей США называют любимой американскую кухню, 88% — итальянскую. Это результаты опроса компании YouGov, специализирующейся на потребительских исследованиях. Всего на 2% меньше показатель у мексиканской еды (86%), следом китайская кухня (84%). Однако только итальянскую американцы готовы воспринимать серьезно и платить за нее больше $20.

По подсчетам издания Eater, изучившего 20 тыс. отзывов к мексиканским, тайским, японским, итальянским и другим заведениям в Нью-Йорке, в 7% из них говорится о подлинности и аутентичности («Съев тако, я почувствовал себя так, будто нахожусь в Мексике»). В 85% рецензий о заведениях с неевропейской кухней под подлинностью подразумеваются грязные полы, пластиковые табуреты, посетители другой расы. Если заведение, например, итальянское или французское, то «аутентичность» будет относиться к положительным характеристикам, пишет Eater.

Автор цитаты

Сейчас из всех азиатских заведений к премиум-сегменту могут отнести японский ресторан, однако и тут, как говорят эксперты, не всегда всё было так однозначно. Воспринимать японскую кухню как нечто элитарное стали в 1980-х, когда Япония стала ассоциироваться у американцев с богатыми мигрантами.

Корейский ресторан с большой долей вероятности получит отзыв с жалобами на завышенную цену, хотя отдать те же условные $20 за порцию пасты, себестоимость которой доллар, вряд ли кого-то смутит. Кроме того, азиатские и латиноамериканские заведения постоянно винят в отравлениях, что сомнительно как минимум с доказательной точки зрения, говорит адвокат, специализирующийся на делах об отравлениях, Билл Марлер.

И, конечно, главное проявление «гастрономического расизма» — шутки (и серьезные замечания) про приготовление собак в корейских ресторанах и кошек — в китайских. Как будто сейчас начало прошлого века, когда на расистских карикатурах китайцев изображали как пожирателей крыс, жалуются защитники китайской еды.

Поварская дискриминация

Профессор, заведующий кафедрой пищевых исследований Нью-Йоркского университета Кришненду Рэй приводит конкретный пример: китайские пельмени ручной работы стоят $5, а тарелка равиоли — 45. По его словам, в США кулинарные критики в большинстве случаев осыпают восторженными отзывами французские и итальянские рестораны, а китайские, тайские и индийские — на самом низком уровне в их иерархии. Белым шеф-поварам можно готовить что угодно, а вот от остальных ожидают, что они выберут специализацию в соответствии с этнической принадлежностью.

Автор цитаты

«Иногда мы врали клиентам, например, что в нашем бургере есть тмин. Это именно то, что они искали... После того как мы им об этом говорили, они пробовали гамбургер и радостно восклицали: «Да, я так и знал!» Хотя ничего, кроме соли и перца, в нем не было», — рассказывали в интервью GQ владельцы ресторана, открытого двумя поварами боливийско-египетского и бенгальского происхождения.

Все неамериканские и неевропейские заведения отводят в категорию «этнические», сетует шеф-повар, популяризатор индийский кухни Сувир Саран. Он убежден, что это дискриминация. Этническое — это, условно, всё относящееся к не обращенному в христианство миру, при чем здесь еда?

«Этот эпитет — смертельный поцелуй, ядовитый плющ, который выглядит красиво, но жалит, — возмущается он. — Еда — это то, что нужно всем нам. Для каждого из нас есть наиболее комфортная пища. Затем есть деликатесы, изысканная кухня, премиум и просто классная еда, но этническая не попадает ни под одну из этих категорий».

И местами с этим борются, но не всегда удачно. В Канзас-Сити провели акцию Black Restaurant Week, чтобы поддержать темнокожих владельцев ресторанов. Но в конечном счете организаторы получили порцию обвинений в расизме.

Оружие из пиццы

Экономические сверхдержавы второго десятилетия — США и Китай, военно-политические — США, Россия и Китай, а вот кулинарные — Италия, Япония и Китай. «Кулинарная мощь в отличие от экономической и политической имеет специфическую природу находиться в области того, что американский политолог Дж. Най назвал «мягкой силой» (soft power)», — говорит профессор кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Азат Рахманов.

Кулинарная мощь действительно помогла итальянцам и китайцам укрепиться в США, однако ускорила ли она их принятие на человеческом уровне, большой вопрос. Сейчас американцы обожают итальянскую кухню, если точнее, итало-американскую кухню, вызывающую у коренных итальянцев негодование (в Twitter даже есть группа Italians mad at food, заполненная сообщениями в духе «моя бабушка переворачивается в гробу от того, что вы кладете в карбонару бекон»).

Всегда ли так американцы любили итальянскую еду? Нет. Более того, в первой половине XX века СМИ активно писали о ее вреде, постоянно возмущаясь обилию чеснока. Теперь итальянцы среди претензий к итало-американским заведениям указывают то, что с чесноком в их блюдах откровенный перебор.

Автор цитаты

Брать в школу ланч, приготовленный итальянской мамой, было провокацией — истории мигрантов из разных стран о том, как они боялись есть свои НЕамериканские сэндвичи в общей столовой.

Однако американские власти меньше всего препятствовали самозанятости мигрантов как раз в части ресторанного бизнеса.
В начале прошлого года США на фоне нарастающей напряженности запретили китайским рабочим иммигрировать в страну. Однако в 1915 году сделали поблажку для тех, кто намерен открыть ресторан. По подсчетам историка права из Нью-Йоркского университета Хизер Ли, в 1920-м в Нью-Йорке насчитывалось вчетверо больше китайских закусочных, чем десятилетием раньше, через 10 лет оно удвоилось.

Что это давало американцам? Они могли позволить себе ходить по заведениям (китайская еда была и остается дешевой) и чувствовать себя свободными, «даже приятно непослушными», говорит специалист. Еще раньше, больше века назад, началась история мексиканских ресторанов, которые были особенно популярны в Лос-Анджелесе, — только вот маскироваться им приходилось под испанские.

Справка «Известий»

А вот в Перу любовь к китайской еде положила конец расизму, утверждает автор книги о распространении китайской кухни Los restaurantes chifa: historia y recetas Мариэлла Бальби. Первые китайцы приехали в Латинскую Америку в середине XIX века — в основном это были бедные выходцы из Кантона (сейчас — Гуанчжоу) и Макао. Как и в других странах, они столкнулись с нападками со стороны местного населения.

Несмотря на неприязнь к чужакам, состоятельные перуанцы часто нанимали их в качестве поваров. А в начале следующего столетия ударил экономический кризис, и китайские забегаловки стали спасением для местных — они единственные были им по карману. В 1920-х начали открываться более изысканные китайские рестораны, а со временем под влиянием китайцев даже появились новые блюда перуанской кухни — и да, это помогло избавиться от предвзятости по отношению к мигрантам.

Перенаправленный расизм

Мигранты везут за собой гастрономическую традицию как символический кусочек родной семьи. «Во многих семьях, полностью слившихся с окружающей их культурой, только кулинарные пристрастия нередко выдают страну их происхождения, вкус к еде сохраняется дольше и адаптируется труднее, чем другие культурные составляющие», — отмечает завкафедрой региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Анна Павловская.

Сколько времени нужно на то, чтобы к гастрономическим привычкам мигрантов привыкли на новом месте, никто не знает. В случае с итальянскими мигрантами ключевую роль сыграло отнюдь не время и даже не обожаемая американцами пицца, признает историк из Массачусетского университета Винсент Канното: просто предрассудки против итальянцев вытеснили предрассудки против новых групп мигрантов из других стран.

Подтверждением того, что еда вряд ли может помирить народы, стало признание зачинщика food fight в Twitter Тома Николса в любви к русской еде. И хотя военный эксперт по России признал, что только RT (который он считает «враждебным рычагом российского правительства») с юмором написало о ненависти к карри, издание увидело в его любви к русской кухне нечто зловещее.

Читайте также
Реклама