Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Благословите женщину: кого и как воспевал Люк Бессон
2019-07-12 14:04:14">
2019-07-12 14:04:14
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышла новая режиссерская работа Люка Бессона «Анна», вольный ремейк его же хита «Никита». В ней, как и в большинстве его лент, протагонист — прекрасная, опасная и очень сильная женщина, которой под силу спасти мир, но она же в состоянии и полностью его разрушить. Перед походом в кино стоит пересмотреть другие знаковые картины этого автора и поразиться сходству его героинь.

«Подземка» (1985)

Поначалу кажется, что главный герой — блондин-авантюрист Фред со взъерошенными волосами и в длиннополом неопрятном пальто (тогда еще восходящая звезда Кристофер Ламберт). После очередной проделки ему приходится спрятаться от охраны влиятельного человека, которому Фред по незнанию перешел дорогу. Но чем дальше, тем сильнее наше внимание приковывает роковая красавица Элен, которая почему-то очень озабочена судьбой встреченного мошенника. Ее играет великолепная Изабель Аджани, в галерее красавиц Бессона она занимает особое место, и это его единственный фильм, где появляется актриса. А еще в небольшой роли здесь можно заметить Жана Рено, который снимался у Бессона с самых первых фильмов, но мировую славу приобрел далеко не сразу.

«Голубая бездна» (1988)

В свое время картина провалилась в прокате, но сегодня считается классикой. А причина неудачи, пожалуй, в том, что женщине в нем отведена второстепенная роль. Сюжет повествует о двух спортсменах-дайверах, одного играет Жан Рено, другого Жан-Марк Барр (сегодня он более всего известен как постоянный актер Ларса фон Триера). Они никак не могут прекратить состязаться и опускаются на всё большую глубину, рискуя жизнью, никакие предостережения их не останавливают. Они друзья с детства, и от этого соревнование между ними носит личный характер. Симпатичная американка Джоана (Розанна Аркетт) могла бы спасти хотя бы одного из них, но вот удастся ли ей это, когда бездонные глубины так манят и завораживают?

«Леон» (1994)

История кинематографа, особенно французского, знает множество ярких рассказов о киллерах-рыцарях, совмещающих жестокое ремесло с благородными принципами и детской наивностью, скажем, «Самурай» или «Профессионал». «Леон» же стал всемирно популярен, потому что на самом деле основной персонаж здесь не герой Жана Рено, для которого эта роль стала главной в карьере, а девочка Матильда, сыгранная совсем еще юной Натали Портман. Подростковый кризис совпал у Матильды с трагической потерей семьи, и она прибилась к угрюмому гангстеру, почувствовав в его взгляде нужные в тот момент теплоту и уверенную силу. А главное — рядом с ним она сможет стать настоящим воином и совершить свою грандиозную месть. Фильм, который предполагался как маленькая история с небольшим бюджетом, в итоге стал визитной карточкой всех его создателей.

«Пятый элемент» (1997)

Футуристический блокбастер уровня самых масштабных работ Стивена Спилберга и Джеймса Кэмерона, причем даже спустя два десятилетия после выхода он выглядит свежим, остроумным и — эротичным. Сюжет вертится вокруг таинственной и очень красивой инопланетянки Лилу, ее сыграла Милла Йовович. Существенную часть фильма она проводит частично обнаженной. Суперспособности делают ее непобедимым воином, а с особенностями обитания на Земле далекого будущего ей помогает разобраться один лузер-таксист, в прошлом спецназовец — его играет Брюс Уиллис.

Йовович на съемках была столь обворожительна, что дважды разведенный Бессон немедленно влюбился и женился на ней. После этого он сделал с актрисой не слишком удачный исторический блокбастер «Жанна Д’Арк», их брак распался, и с тех пор она в основном снималась у своего следующего мужа Пола У.С. Андерсона.

«Ангел-А» (2005)

Стоит сказать откровенно, после провала «Жанны Д’Арк» Люк Бессон многие годы не хватал звезд с неба, по крайней мере как режиссер кино. Он активно продюсировал чужие фильмы, не раз добиваясь коммерческого успеха, но собственные картины снимал редко и как-то застенчиво, до поры не замахиваясь на большие проекты. На фоне ряда вполне проходных лент выделяется эстетская черно-белая драма в духе «Неба над Берлином» и «Девушки на мосту», где главный герой Андре, небритый мужчина, задолжавший всем на свете (не автопародия ли это?), встречает ангела. Конечно, в лице длинноногой красотки в обтягивающем коротком платье — ее играет датская актриса Рье Расмуссен. Ангелу он так нужен, что она готова ради него спать за деньги с подонками и жестоко драться с любыми обидчиками. После этой встречи Андре начинает меняться, но к своей спутнице относится довольно приземленно, как, следует отметить, и ко всему остальному, что его окружает.

«Люси» (2014)

К моменту выхода этого фильма многие уже решили, что Люк Бессон как режиссер совсем закончился и перешел в разряд обычных французских постановщиков, нацеленных в основном на местный рынок. И вдруг — малобюджетный фантастический боевик становится самым кассовым в его карьере, собрав в мировом прокате более $450 млн. Опять главный персонаж — женщина, и играет ее голливудский секс-символ Скарлетт Йоханссон, умело совмещающая сотрудничество с ведущими авторами арт-кино и высокооплачиваемые позиции в дорогих франшизах типа «Мстителей». Ей не впервой изображать умную стерву, но Бессон «прокачал» это амплуа до предела, придумав историю о женщине, чей мозг начал работать не на 10%, а на 100%. Суперинтеллект сделал ее убийцей планетарного масштаба, но выразительный взгляд Йоханссон все равно заставляет сопереживать ей, а не ее жертвам.

«Валериан и город тысячи планет» (2017)

С трепетом синефилы всего мира следили за амбициозным проектом по комиксам «Валериан и Лорелин». Люк Бессон говорил, что это будет как «Пятый элемент» в квадрате и что та картина была всего лишь репетицией к этой. Казалось, что миг — и лавры «Аватара» померкнут перед совершенством нового блокбастера. Было очевидно, что и здесь основным слагаемым успеха должна была стать очередная красавица в карьере Бессона — юная британская топ-модель Кара Делевинь с необычной формой лица и проницательным взглядом. Но что-то в фильме оказалось не так. При бесспорном визуальном совершенстве ему не хватало глубины, психологизма, философии, которые отличают лучшие sci-fi шедевры, в том числе «Пятый элемент».

Бессон попытался уложить в два с небольшим часа гигантский объем информации, включая гипердетализированные локации, бесчисленное множество персонажей и действие, которого хватило бы на трилогию, если не на сериал. Одной дразнящей красотки было недостаточно, чтобы перевесить это ощущение скомканности, и «Валериан» практически разорил студию Бессона. Но тот еще обязательно сделает нечто грандиозное, в этом никто не сомневается.

Загрузка...