Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Принцип матрешки: Люк Бессон снял кино о русской шпионке

Культовый режиссер собрал энциклопедию штампов об СССР
0
Фото: Централ Партнершип
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат вышел шпионский триллер «Анна» Люка Бессона — бесстыдный ремейк «Никиты», его собственного хита 30-летней давности, но с модным русским колоритом. В заглавной роли советского суперагента — европейская топ-модель родом из Магадана Саша Лусс. А на втором плане собрались звезды британского кино: Хелен Миррен, Киллиан Мерфи, Люк Эванс. В «Анне» появляется даже вездесущий Александр Петров, впервые снявшийся в международном проекте.

На дворе 1990-й год. Московская девушка Анна (Саша Лусс) — блондинка трудной судьбы. Так бы и торговать ей матрешками на Измайловском рынке, если б не заезжий скаут. Очарованный ее красотой, иностранец сходу предлагает Анне работу фотомодели в Париже. Раз — и вот она уже живет в городе мечты, снимается у лучших фэшн-фотографов, а на светских раутах флиртует с русскими олигархами. Впрочем, богатые знакомые Анны долго не живут — ведь она хладнокровный убийца на службе государства.

На «русские» темы с каждым годом снимают кино всё чаще — это понятное следствие внешнеполитического напряжения. Россия не исчезает из новостей, а теперь — и из кинотеатров. Конечно, встречаются в этом потоке и редкие сокровища вроде сериала «Чернобыль», но таких курьезов, как «Анна», все-таки больше. Это чистая эксплуатация модной темы, но стоит отдать Бессону должное. Еще не было, наверное, настолько дорогого и настолько сочувственного фильма о тяготах русских топ-моделей, уехавших покорять мир высокой моды.

Без шуток — «Анна», как и ее героиня, успешно ведет двойную жизнь. Это, в общем-то, два фильма под одной обложкой и на одну тему. Если опустить частности, очевидно, что и спецслужбы, и фэшн-индустрия занимаются схожим промыслом — эксплуатируют женскую красоту. Вытаскивают из небытия девушек, обучают премудростям дела, заставляют работать на износ, обещая деньги, свободу, независимость. А потом выбрасывают на помойку — ведь за дверью стоит очередь из таких же молодых и красивых. Причем сделан фильм так, что сразу и не скажешь, какая из индустрий хуже.

Одним из источников вдохновения «Анны» стала история супермодели и актрисы Натальи Водяновой (торговля на рынке в юные годы буквально взята из ее биографии). Поэтому русская тема в фильме неизбежна, однако разработана, мягко говоря, без особого погружения: Чебурашка, Чехов, шахматы. Похоже воспроизведена разве что перестроечная бедность. Правда, в этой альтернативной реальности уже в конце 1980-х есть ноутбуки, флешки и миниатюрные мобильные телефоны.

Но наибольшее внимание Бессон, естественно, уделил главной русской экспортной игрушке. Собственно, сам фильм снят по принципу матрешки — линейное повествование постоянно прерывают флешбэки («полгода назад», «три месяца назад»), которые открывают «внутри» уже показанных ситуаций новые подробности. А главное, как потом выясняется из прочувственного монолога главной героини, для Люка Бессона русский сувенир, помимо прочего, служит еще и метафорой женщины — любой, не обязательно русской. Ведь все они кажутся разными, таят много секретов, но какие на самом деле — поди разберись.

Надо сказать, что к матрешке и шпионским играм Бессон пришел не от хорошей жизни. Его проект мечты, фантастический эпик «Валериан и Город тысячи планет», привел к многомиллионным убыткам. Кроме того, на родине вокруг режиссера разгорается скандал по обвинениям в насилии и харассменте. В такой ситуации Бессон, очевидно, решил вернуться к проверенным рецептам. Именно триллер «Никита» про шпионку поневоле (вышедший в том самом 1990-м году) принес ему первую настоящую славу — а также вписал еще одну сильную женщину в историю французского кино. Что до «Анны», сегодня такое кино кажется забавным анахронизмом. Обличая женскую эксплуатацию в двух «индустриях красоты», Бессон позабыл про третью — кино. И снял очередной боевик про красотку в коротком платье с пистолетом.

Прямой эфир

Загрузка...